Распоряжение от 30 сентября 2017 года №2114-р. Нормы действующей редакции Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» не создают для кредитных организаций заинтересованности в использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в качестве предмета залога. В целях совершенствования института залога земель сельскохозяйственного назначения законопроектом предлагается предусмотреть возможность удовлетворения требований залогодержателя во внесудебном порядке, если предметом залога (ипотеки) является земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и на котором отсутствуют здание, строение, сооружение. Цель предлагаемых законодательных новелл – повысить привлекательность земельных участков сельскохозяйственного назначения в качестве предмета залога, что будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в агропромышленный комплекс.
Документ
-
Распоряжение от 30 сентября 2017 года №2114-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об ипотеке (залоге недвижимости)” в части совершенствования залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее соответственно – законопроект, Закон об ипотеке) подготовлен Минсельхозом в соответствии с поручением Президента России по результатам проверки исполнения решений, направленных на совершенствование организации контроля за эффективностью использования сельхозземель (№Пр-1240 от 29 июня 2016 года, подпункт «в» пункта 1).
Цель законопроекта – повысить привлекательность земельных участков сельскохозяйственного назначения в качестве предмета залога. В настоящее время широкому применению этого механизма препятствует низкая ликвидность и длительность срока обращения взыскания на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно утверждённому Банком России Положению о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности к обеспечению II категории качества может быть отнесён залог имущественных прав (требований) на недвижимое имущество, если есть достаточные основания считать, что соответствующие права могут быть реализованы в срок, не превышающий 270 календарных дней со дня возникновения основания для обращения взыскания на предмет залога. При этом юридическая документация в отношении залоговых прав кредитной организации должна быть оформлена так, чтобы в ней не содержалось условий, препятствующих реализации залоговых прав.
Действующая редакция Закона об ипотеке не позволяет обеспечить обращение взыскания на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в залоге у кредитной организации, в срок, не превышающий 270 календарных дней со дня возникновения основания для обращения взыскания на предмет залога. В связи с этим кредитные организации не вправе рассматривать залог земель сельскохозяйственного назначения в качестве обеспечения II категории качества, а следовательно, не заинтересованы в использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в качестве предмета залога.
В связи с этим законопроектом предлагается предусмотреть возможность удовлетворения требований залогодержателя во внесудебном порядке, если предметом залога (ипотеки) является земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и на котором отсутствуют здание, строение, сооружение. Эта норма не будет распространяться на участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовых, огородных, дачных земельных участков, земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства).
Предлагается также исключить нормы, согласно которым не допускается обращение взыскания на заложенный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения до истечения соответствующего периода сельскохозяйственных работ, при условии сохранения за залогодателем права на реализацию произведённой и переработанной на таком земельном участке сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, предусматривается исключение возможности отсрочки судом на срок до одного года реализации заложенного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при обращении на него взыскания.
Принятие и реализация законопроекта будут способствовать повышению привлекательности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в качестве предмета залога, привлечению дополнительных инвестиций в агропромышленный комплекс.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 28 сентября 2017 года.