Распоряжение от 28 июня 2013 года №1093-р. Законопроектом предполагается создание общественно-государственного объединения «Российская академия наук» с последующей ликвидацией РАН, РАМН и Россельхозакадемии. РАО, РААСН и РАХ решением Правительства Российской Федерации передаются в ведение уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их отраслевой направленностью. Проектом федерального закона определяется правовое положение, полномочия и функции «Российской академии наук», устанавливаются порядок управления, а также порядок финансового обеспечения деятельности академии.
Документ
-
Распоряжение от 28 июня 2013 г. №1093-р
Проект федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработан Минобрнауки России.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» государственными академиями наук являются Российская академия наук (далее – РАН) и пять отраслевых академий наук: Российская академия сельскохозяйственных наук (далее – Россельхозакадемия), Российская академия медицинских наук (далее – РАМН), Российская академия образования (далее – РАО), Российская академия архитектуры и строительных наук (далее – РААСН) и Российская академия художеств (далее – РАХ).
Государственные академии наук образованы в форме государственных бюджетных учреждений и являются главными распорядителями бюджетных средств.
Высший орган управления государственной академии наук – общее собрание академии, президиум государственной академии наук – постоянно действующий коллегиальный орган управления академии. Деятельность президиума обеспечивает аппарат президиума академии.
В составе государственных академий наук образованы региональные отделения и региональные научные центры, представляющие собой промежуточные звенья управления между государственными академиями наук и подведомственными им федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, включая научные организации, организации научного обслуживания и организации социальной сферы.
При этом региональные отделения РАН являются главными распорядителями бюджетных средств для расположенных в регионе подведомственных РАН государственных научных учреждений.
Существующая структура государственных академий наук характеризуется недостаточной скоординированностью, особенно в части планирования и управления имуществом, включая финансовые средства, что негативно влияет на состояние научных исследований. Это приводит к смещению фактических приоритетов в деятельности государственных академий наук (даже в условиях увеличения бюджетной поддержки) в сторону сохранения существующего положения вещей и в ущерб решению задач по обеспечению динамичного развития науки в соответствии с современными требованиями.
Для решения указанных проблем Минобрнауки России разработан данный проект федерального закона.
Законопроектом предполагается создание общественно-государственного объединения «Российская академия наук» (далее – «Российская академия наук») с последующей ликвидацией РАН, РАМН и Россельхозакадемии. РАО, РААСН и РАХ решением Правительства Российской Федерации передаются в ведение уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их отраслевой направленностью.
Проектом федерального закона определяется правовое положение, полномочия и функции «Российской академии наук», устанавливаются порядок управления, а также порядок финансового обеспечения деятельности академии.
Для «Российской академии наук» и всех государственных академий наук законопроектом устанавливается единое звание – действительный член (академик).
Кроме этого с момента вступления в силу законопроекта устанавливается трёхлетний мораторий на избрание академиков «Российской академии наук» и новых действительных членов (академиков) РАО, РААСН и РАХ.
Документом также предусматривается, что в течение первых трёх лет со дня создания академии избранный президент РАН будет осуществлять полномочия президента «Российской академии наук», а избранные президенты РАМН и Россельхозакадемии – полномочия вице-президентов «Российской академии наук».
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 27 июня 2013 года.