Принят Федеральный закон от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», которым устанавливаются правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. В рамках реализации данного федерального закона приняты Указ и решение Президента Российской Федерации, 14 постановлений Правительства Российской Федерации, определяющих порядки разработки, осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования, осуществляется информационное обеспечение стратегического планирования, создан федеральный государственный реестр документов стратегического планирования.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон
от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд», в соответствии с которым Правительством Российской Федерации
устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения
закупок и его порядок.
В реализацию указанных норм Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 августа 2016 №835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступило в силу с 1 января 2017 года), в соответствии с которым обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Указанные меры позволят повысить эффективность расходования бюджетных средств, а также окажут положительное влияние на развитие конкуренции на рынке государственных и муниципальных закупок.
В целях повышения эффективности инвестиционной деятельности сформирована нормативная правовая база для проведения независимого публичного технологического и ценового аудита (далее – ТЦА) крупных инвестиционных проектов с различными формами государственного участия (далее – инвестиционные проекты) – приняты постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года №382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», от 7 декабря 2015 года №1333 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в соответствии с которыми проводится ТЦА наиболее значимых инвестиционных проектов с государственным участием на различных этапах их реализации.
В целях реализации положений части 16 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» принято постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года №1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла».
В 2016 году был проведён аудит 40 инвестиционных проектов, в том числе реализуемых: Росморречфлотом – 2, Минздравом России – 2, Управлением делами Президента Российской Федерации – 2, Минспортом России – 2, Минтрансом России – 5, Росавтодором – 20, Минкультуры России – 1, ФНС России – 1, Росавиацией – 2, Минэнерго России – 3.
Акционерными обществами с государственным участием продолжается работа по проведению аудита в соответствии с директивами Правительства Российской Федерации. В 2016 году проведён аудит 42 инвестиционных проектов, реализуемых акционерными обществами с государственным участием, в том числе: ПАО «РусГидро» – 4, ПАО «Россети» – 24, ПАО «ФСК ЕЭС» – 9, ПАО «АК “Транснефть”» – 2, ОАО «РЖД» – 3 (включая 39 ТЦА объектов в рамках этих 3 укрупнённых инвестпроектов). В 2013–2015 годах ОАО «РЖД» проведён аудит 38 объектов с выявленным потенциалом экономии в размере более 50 млрд рублей. По результатам аудита инвестиционных проектов ПАО «ФСК ЕЭС» и ПАО «Россети» было решено отказаться от строительства высоковольтной линии электропередачи Мильково – Усть-Камчатск стоимостью более 36 млрд рублей и подстанции «Сунжа» стоимостью более 2,7 млрд рублей, по ряду проектов предложена оптимизация в размере 3,4 млрд рублей (более 10% от стоимости их реализации).
В целях повышения эффективности инвестиционной деятельности поэтапного внедрения ТЦА инвестиционных проектов субъектов естественных монополий и регулируемых организаций в сфере электроэнергетики Правительством Российской Федерации внесён в Государственную Думу проект федерального закона №50224-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О естественных монополиях” и статью 29 Федерального закона “Об электроэнергетике”».
С целью стимулирования притока инвестиций в российскую
экономику Правительством Российской Федерации: предоставляются субсидии из
федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на
уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и
государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»
(Внешэкономбанк); используются инструменты снижения стоимости привлечения
финансирования, в частности, механизм проектного финансирования; реализуется
План содействия импортозамещению в промышленности; осуществляются мероприятия
по стимулированию трансфера технологий и локализации производств в Российской
Федерации; усилено развитие внешнеэкономических отношений и инвестиционное
сотрудничество со странами АТР и в первую очередь с Китаем.
В рамках реализации «дорожных карт» национальной
предпринимательской инициативы, направленных на сокращение количества
административных процедур и увеличение качества государственного регулирования
в области строительства, таможенного администрирования, доступа к электросетям,
регистрации собственности, поддержки экспорта, оценочной деятельности,
налогового администрирования, приняты 88 федеральных законов и свыше 470
правовых актов. Позиция Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по
условиям ведения предпринимательства повысилась со 112-й позиции в 2012 году до
40-й в 2017 году. Российская Федерация входит в число 30 лучших стран по
направлениям: «регистрация собственности» (9-е место), «обеспечение исполнения
контрактов» (12-е место), «регистрация предприятий» (26-е место), «подключение
к системе электроснабжения» (30-е место). Улучшение показателей произошло по 5
из 10 направлений рейтинга.
В целях улучшения бизнес-среды на региональном уровне распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года №147-р утверждены 12 целевых моделей по ключевым факторам инвестиционного климата, разработанных на основе лучших региональных практик. «Дорожные карты» по внедрению указанных целевых моделей до конца 2017 года утверждены во всех субъектах Федерации.
В результате проведённой работы по упрощению бухгалтерского учёта для отдельных категорий субъектов экономической деятельности объёмы представляемых в налоговые органы отчётных показателей сократились не менее чем на 50%. Кроме того, сокращено более чем на 80% количество показателей в формах бухгалтерской (финансовой) отчётности субъектов малого предпринимательства.
В целях координации мер государственной поддержки в отношении небольших предприятий в 2015 году создан единый институт развития – Корпорация по поддержке малого и среднего предпринимательства. По данным корпорации, по состоянию на 31 декабря 2016 года выдано свыше 10 тыс. гарантий и поручительств на общую сумму свыше 100 млрд рублей, что позволило субъектам малого и среднего предпринимательства привлечь кредиты в общей сумме свыше 172 млрд рублей.
Продолжается
работа по ускорению социально-экономического развития Сибири и Дальнего
Востока. Создано 16 территорий опережающего социально-экономического развития
(в Республике Саха (Якутия), Камчатском, Приморском и Хабаровском краях,
Амурской и Сахалинской областях, Чукотском автономном округе, Еврейской
автономной области) в рамках реализации Федерального
закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в
Российской Федерации». Режим свободного порта дополнительно
распространён на территории муниципальных образований Камчатского края
(городской округ Петропавловск-Камчатский), Хабаровского края (Ванинский
муниципальный район), Сахалинской области (городской округ Корсаковский) и
Чукотского автономного округа (городской округ Певек).
Инфраструктурным обеспечением инвестиционных проектов, реализуемых на этих территориях занимается АО «Корпорация развития Дальнего Востока», задачей которой является также выполнение функций управляющей компании свободного порта Владивосток и территории опережающего социально-экономического развития. Учреждены автономные некоммерческие организации «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» и «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке», основными задачами которых являются привлечение инвесторов и обеспечение инвестиционных проектов трудовыми ресурсами.
АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» участвует в реализации инвестиционных проектов, одобренных подкомиссией по отбору инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона.
В настоящее время на территории Дальнего Востока реализуются 13 инвестиционных проектов, получающих государственную поддержку.
В целях развития в том числе высокотехнологичных и
наукоёмких отраслей экономики в 2014 году создан Фонд развития промышленности.
На заседании Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 марта
2017 года (протокол №1) рассмотрено разработанное Минэкономразвития России
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
проектное предложение в рамках приоритетного направления «Производительность
труда». По итогам указанного заседания принято решение об утверждении
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и приоритетным проектам паспорта приоритетной программы «Повышение
производительности труда и поддержки занятости».
Доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в валовом внутреннем продукте с 2011 по 2016 год составила 19,6, 20,1, 21,0, 21,8, 21,5 и 22,4% валового внутреннего продукта соответственно (рост в 1,14 раза относительно уровня 2011 года).
Важнейшей задачей является наращивание объёмов выпуска в ОПК высокотехнологичной продукции гражданского назначения, доля которой в общем объёме товарной продукции должна вырасти к 2025 году с 16 до 30%.
Организациями ОПК достигнуты устойчивые темпы развития, превышающие аналогичные показатели российской экономики в целом. Так, объём промышленной продукции, произведённой организациями ОПК в 2016 году, вырос на 10,7%, в том числе в радиоэлектронной промышленности.
Темпы роста производительности труда в интегрированных структурах в среднем составляют 8,8%. Наиболее динамично растёт производительность труда в АО «Корпорация “Тактическое ракетное вооружение”» (29,2%), АО «Концерн ВКО “Алмаз – Антей”» (28%), АО «Объединённая судостроительная корпорация» (23%), ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» (14,7%) и АО «Концерн “Океанприбор”» (14,6%).
Основными факторами роста этого показателя являются увеличение загрузки мощностей вследствие роста объёмов заказов на продукцию военного назначения, а также техническое перевооружение производств.
Принят Федеральный закон
от 28 июня 2013 года №134-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия
незаконным финансовым операциям», направленный на борьбу с офшоризацией
российской экономики, на повышение прозрачности финансовой деятельности
хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в
Российской Федерации с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок.
В целях создания действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций для создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды с 1 января 2015 года действует Федеральный закон от 24 ноября 2014 года №376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», которым введены принципы налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, а также дополнительные деофшоризационные меры.
Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (Федеральный закон от 4 ноября 2014 года 325-ФЗ, далее – Конвенция), позволяющая сторонам автоматически обмениваться информацией по налоговым делам.
В настоящее время завершается комплекс мероприятий, необходимых для применения положений Конвенции на территории Российской Федерации в полном объёме.
Акционерными обществами с государственным участием, в которых Российская Федерация владеет более 50% акций (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года №91-р), реализуются программы отчуждения непрофильных активов.
В соответствии с абзацем 2 подпункта «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы, утверждённые распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2013 года №1111-р (далее – Программа приватизации), предусматривали выход государства из капитала компаний несырьевого сектора, не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса, за исключением:
1) организаций, включённых в перечень стратегических акционерных обществ и стратегических предприятий, которые будут включаться в прогнозный план после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий;
2) находящихся в собственности Российской Федерации миноритарных пакетов акций акционерных обществ, являющихся дочерними обществами головных компаний вертикально интегрированных структур, в целях их последующего внесения в уставные капиталы головных обществ соответствующих интегрированных структур;
3) находящихся в федеральной собственности «единичных» акций акционерных обществ, затраты бюджетных средств на подготовку к приватизации которых превышают возможные доходы федерального бюджета от их приватизации.
В рамках реализации Программы приватизации приняты решения о преобразовании в хозяйственные общества в отношении 125 федеральных государственных унитарных предприятий (в том числе 30 – в рамках формирования вертикально интегрированных структур), приватизированы пакеты акций 523 хозяйственных обществ.
В целях обеспечения непрерывности приватизационных процессов имущество Российской Федерации, не приватизированное по итогам выполнения Программы приватизации, включено в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2017–2019 годы, утверждённые распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года №227-р.
В соответствии с абзацем 4 подпункта «в» пункта 2 Указа Президента в области приватизации и совершенствования управления государственным имуществом необходимо обеспечить до 1 декабря 2012 года разработку и реализацию компаниями с государственным участием, в которых Российская Федерация владеет более 50% акций, программ отчуждения непрофильных активов.
Минэкономразвития России в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации продолжает осуществлять мониторинг реализации программ отчуждения непрофильных активов в акционерных обществах, в которых Российская Федерация владеет более чем 50% акций.
В целях исключения возможности решения хозяйственного
спора посредством уголовного преследования, в том числе путём уточнения
подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов по экономическим
делам, а также обеспечения реализации принципа независимости и объективности
при вынесении судебных решений приняты федеральные
законы от 29 ноября 2012 года №207-ФЗ «О внесении изменений в
Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации», от
30 декабря 2012 года №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи
29 и 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», от 2 июля
2013 года №166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации», от 2 июля
2013 года №179-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской
Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”», а также постановление Правительства Российской
Федерации от 27 декабря 2012 года №1406 «О федеральной
целевой программе “Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы”».
Для обеспечения объективной фиксации хода судебного разбирательства принят Федеральный закон от 28 марта 2017 года №46-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Названным законом предусматривается, что лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись. Фотографирование, видеозапись и (или) киносъёмка, а также трансляция открытого судебного заседания по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети Интернет допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании.
Для улучшения условий ведения предпринимательской деятельности создан институт по защите прав предпринимателей, определены правовые положения, основные задачи, компетенции Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, закреплены основные принципы деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Федерации (далее – бизнес-омбудсмены). За время функционирования института бизнес-омбудсмена поступило свыше 27 тыс. обращений от предпринимателей, из них более 24 тыс. (86%) – решены. При активном участии Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации проведена амнистия по экономическим преступлениям в отношении 2466 граждан.
В целях оценки
эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной
власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов
государственной власти) (далее – глав) субъектов Российской Федерации по
созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности
внедрена система оценки эффективности деятельности руководителей федеральных
органов исполнительной власти и глав субъектов Российской Федерации на основе
качественных и количественных показателей улучшения инвестиционного климата, в
которой определены показатели оценки с целевыми значениями до 2018 года и
методики определения целевых значений и рейтинговой оценки субъектов Российской
Федерации по достигнутым результатам улучшения условий ведения
предпринимательской деятельности (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года №570-р).
В настоящее время ведётся работа по оптимизации количества рейтингов субъектов Российской Федерации, а также переработка оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти с учётом внедрения проектного подхода в работе федеральных органов исполнительной власти в части достижения результатов реализации приоритетных проектов.