О ходе реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова провела заседание Совета 24 мая 2019 года. По его итогам были приняты, в частности, следующие решения и даны поручения:
Минтруду России, Минздраву России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» с привлечением заинтересованных общественных организаций на основе полученных результатов реализации в 2017–2018 годах пилотного проекта в 6 субъектах Российской Федерации разработать и утвердить типовую модель (типовые модели) системы долговременного ухода за гражданами со стойкими ограничениями жизнедеятельности, приводящими к зависимости от посторонней помощи, определив:
- понятие «долговременный уход»;
- единообразные подходы к установлению круга лиц, имеющих право на долговременный уход, и основания (конкретные юридические факты), необходимые для приобретения такого права;
- методологические подходы к определению нуждаемости в долговременном уходе, его дифференциации по степени потери способности к самообслуживанию и процедурно-процессуальный порядок вынесения соответствующих юридических решений;
- основания (юридические факты), с возникновением, изменением и прекращением которых будут связаны приобретение физическим лицом права на получение государственной услуги по долговременному уходу либо утрата данного права;
- оптимальную единицу измерения объёма и качества осуществления ухода (человеко-час), в том числе с учётом влияния рыночного сегмента ухода;
- единообразные подходы к определению организационно-правового статуса лиц, осуществляющих уход на профессиональной основе, включая порядок их тарификации, нормирования времени их труда и отдыха, допуска к работе, подготовки и переподготовки, аттестации, рейтингования и др.;
- порядок установления (выявления) нуждающихся в долговременном уходе граждан с использованием баз данных Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и порядок межведомственного электронного взаимодействия;
- формы взаимодействия организаций социального обслуживания и медицинских организаций при предоставлении долговременного ухода с учётом индивидуальных потребностей лиц, в нём нуждающихся;
- приоритетность внедрения сегмента постоянного постороннего ухода за лицами, полностью утратившими способность к самообслуживанию, на основе сложившегося нормативного правового регулирования и сформировавшейся правоприменительной практики социального обеспечения данной категории лиц;
- органы, которые будут наделены полномочиями по установлению факта нуждаемости конкретного лица в осуществлении постоянного постороннего ухода.
Минтруду России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках осуществления пилотного проекта отработать порядок комбинированного финансирования системы долговременного ухода на основе средств бюджетов субъектов Российской Федерации с привлечением иных источников финансирования в рамках государственно-частного партнёрства, благотворительности, волонтёрства и других организационно-правовых и финансовых моделей.
Минтруду России, Минкомсвязи России, органам исполнительной власти пилотных регионов с участием автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость», автономной некоммерческой организации «Независимый институт социальной политики» проработать модель создания цифровой платформы, предоставляющей лицам, нуждающимся в долговременном уходе, возможность запрашивать через агрегаторов получение различного объёма услуг по такому уходу на постоянной, временной, периодической или разовой основе у всех лиц, публично заявивших об оказании услуг по предоставлению долговременного ухода (с указанием видов, объёма, периодичности, сроков и условий оказания этих услуг (платно, бесплатно, в порядке обмена и т.п.)), включая механизм их объективного рейтингования и репутационного оценивания получателями услуг.
Минтруду России осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке мероприятий, направленных на переобучение (повышение квалификации) персонала организаций, задействованных в системе долговременного ухода.
Минздраву России разработать методические рекомендации по организации оказания медицинской помощи на дому пациентам пожилого возраста, полностью или частично утратившим способность к самообслуживанию, предусмотрев в них в том числе критерии качества оказания такой помощи, с последующим внесением изменений в приказ Минздрава России от 10 мая 2017 года №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».
Минтруду России совместно с Минздравом России дополнить профессиональные стандарты медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, компетенциями по оказанию медицинской помощи на дому пациентам, полностью или частично утратившим способность к самообслуживанию.
Минздраву России проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в приказ Минздрава России от 13 октября 2017 года №804 «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» в части дополнения номенклатуры услугой «медицинский патронаж».
Благотворительному фонду помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость» с привлечением заинтересованных общественных организаций подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения по формированию ресурсного центра Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере.
Рекомендовать главному финансовому уполномоченному Ю.В.Воронину сформировать при Совете при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере рабочую группу из представителей Минтруда России, Минздрава России, Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и представителей экспертного сообщества по проработке возможности и целесообразности введения нового вида обязательного социального страхования на случай нуждаемости в постороннем постоянном уходе, представить предложения по данному вопросу с необходимыми расчётами и обоснованиями для рассмотрения на заседании Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере.