Работа Правительства в цифрах и фактах. Субъектами Федерации был сформирован транспортный заказ на пригородные железнодорожные перевозки в 2015 году, совместно с ОАО «РЖД» и пригородными пассажирскими компаниями проведена оценка размера выпадающих доходов пригородных перевозчиков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов. В результате проведённой работы объём компенсации, гарантируемый субъектами Российской Федерации, вырос в 2015 году с 7,5 млрд рублей до 10,2 млрд рублей.
Правительство сообщило о ходе работы по выполнению поручений Президента России от 20 февраля 2015 года №Пр-285 (подпункт «б» пункта 4) и от 6 марта 2015 года №Пр-398 (подпункт «г» пункта 1) об обеспечении эффективного функционирования пригородного пассажирского железнодорожного транспорта.
В рамках реализации Плана действий по недопущению прогнозируемых в 2014–2015 годах убытков ОАО «РЖД» между Росжелдором и ОАО «РЖД» заключено соглашение о компенсации потерь в доходах ОАО «РЖД», возникших в результате государственного регулирования тарифов на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, при осуществлении перевозок в пригородном сообщении в 2011–2014 годах. Общая сумма соответствующих потерь составляет 27 150,7 млн рублей и подлежит компенсации в течение 10 лет за счёт субсидий, предусмотренных Росжелдору в федеральном бюджете на очередной финансовый год. В период с 2015 по 2016 год сумма соответствующих субсидий составляет 100 млн рублей ежегодно.
В целях обеспечения потребности в пригородных перевозках и урегулирования задолженности бюджетов субъектов Федерации за предоставленные услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении проведён ряд заседаний Правительственной комиссии по транспорту и совещаний с руководителями субъектов Федерации с участием представителей ОАО «РЖД» и пригородных пассажирских компаний.
Субъектами Федерации был сформирован транспортный заказ на пригородные железнодорожные перевозки в 2015 году, совместно с ОАО «РЖД» и пригородными пассажирскими компаниями проведена оценка размера выпадающих доходов пригородных перевозчиков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов. В результате проведённой работы объём компенсации, гарантируемый субъектами Российской Федерации, вырос в 2015 году с 7,5 млрд рублей до 10,2 млрд рублей.
С учётом возможностей региональных бюджетов и потребностей населения органами исполнительной власти Воронежской, Оренбургской, Тамбовской, Псковской, Пензенской, Челябинской областей и Республики Адыгея приняты решения по уменьшению количества пригородных поездов. По информации этих субъектов Федерации, транспортная доступность в регионах (с учётом альтернативных автобусных перевозок) после оптимизации объёма пригородных железнодорожных перевозок не ухудшится.
Также в целях обеспечения бесперебойной работы пригородного комплекса и создания устойчивого механизма субсидирования пригородных перевозок реализованы следующие меры:
- принят
Федеральный закон
от 6 апреля 2015 года №81-ФЗ
«О внесении изменений в
Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской
Федерации" в части регулирования ответственности за безбилетный проезд
на железнодорожном транспорте и о признании утратившими силу пунктов 1 и 2
части 1 статьи 11.18 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях»;
- принят Федеральный закон
от 6 апреля 2015 года №83-Ф3
«О внесении изменений в
главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о
приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке
пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении», предусматривающий
положение об установлении с 1 января 2015 года до 31 декабря 2016 года льготной налоговой ставки НДС в размере 0% на услуги по перевозкам
пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;
- издано постановление Правительства от 25 февраля
2015 года №166 «О внесении изменения в
постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года №844», в котором утверждён льготный коэффициент к
тарифам на услуги инфраструктуры в пригородном сообщении на 2015 год в размере
0,01 вместо установленного ранее коэффициента 0,25. В данном постановлении
также предусмотрены бюджетные ассигнования Росжелдору на 2015 год в размере 8,8
млрд рублей для ОАО «РЖД» на компенсацию потерь в
доходах от государственного регулирования тарифов на услуги инфраструктуры в
пригородном железнодорожном сообщении;
- издано постановление Правительства от 25 февраля
2015 года №165 «О внесении изменений в
постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №239» об осуществлении
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного
регулирования цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным
транспортом в пригородном сообщении.
В целях совершенствования процедуры регулирования тарифов, сборов и платы на работы (услуги) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Государственную Думу внесён законопроект «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"», направленный на законодательное закрепление полномочий:
- органов
исполнительной власти субъектов Федерации – по вопросам установления экономически
обоснованного уровня тарифов, сборов и платы на работы (услуги) субъектов
естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом
общего пользования в пригородном сообщении, а также тарифов, сборов и платы за
данные перевозки, оплачиваемые пассажирами;
- федеральных
органов исполнительной власти –
в части рассмотрения споров, возникающих при принятии решений по вопросам
установления тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов
естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом
общего пользования в пригородном сообщении, а также в части определения порядка
разрешения споров по указанным вопросам, методик расчёта экономически обоснованного уровня затрат и
расчёта ставок платы за
услуги по аренде, управлению и эксплуатации, техническому обслуживанию и
ремонту подвижного состава.