«Модернизация образования, здравоохранения, улучшение демографической ситуации, качества жизни, выполнение социальных обязательств – всё это приоритеты Правительства».
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Добрый день! Сегодня мы с вами, как и договаривались, обсудим исполнение указов Президента – майских, прошлого года. Понятно, что там очень масштабные цели, но достижение этих целей для развития страны носит приоритетный характер. Конечно, все цели, которые там заявлены, носят долгосрочный характер. Работа по большинству из них рассчитана на несколько лет – до 2018 года, но сегодня уже необходимо понимать, что удалось, где есть проблемы, что нужно сделать в ближайшее время и в текущей перспективе.
Создание нормативно-правовой базы, вопросы методологии, детальное планирование – это то, чем мы занимались в этом году. Именно такой подход позволил определить приоритеты, увязать структурные преобразования в отраслях и региональные программы развития, ответить на вопрос о том, за счёт каких ресурсов будет обеспечено выполнение поставленных задач. Этот вопрос, наверное, самый сложный. Тем не менее необходимо сделать прозрачным использование бюджетных средств и, соответственно, контроль за тем, как всё исполняется.
Сейчас я обозначу несколько позиций, которые, на мой взгляд, заслуживают обсуждения в первую очередь, но это не значит, что другие носят совсем второстепенный характер.
Дополнительно
-
Предварительные данные о демографической ситуации в январе-октябре 2013 года
Сначала о социальной сфере, потому что это наиболее чувствительная тема. Модернизация образования, здравоохранения, улучшение демографической ситуации, качества жизни, выполнение социальных обязательств – всё это приоритеты Правительства. Мы с вами об этом заявляли и при подготовке Основных направлений деятельности Правительства, и будем этим заниматься в постоянном режиме и дальше.
При этом очень важно совершенствовать оплату социальных услуг, продолжать реализацию программы по повышению оплаты труда в бюджетном секторе. Непростые решения предстоят по реформированию пенсионной системы и сферы жилищно-коммунального хозяйства. Целый ряд мер принят, какие дополнительно необходимо принять, – поговорим об этом сегодня.
Д.Медведев: «Особое внимание уделяется поддержке семей с детьми. В этом году в 65 регионах в дополнение к уже действующим нормам введена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребёнка до достижения им возраста трёх лет».
Особое внимание уделяется поддержке семей с детьми. В этом году в 65 регионах в дополнение к уже действующим нормам введена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребёнка до достижения им возраста трёх лет. Тем регионам, где демографическая ситуация остаётся неблагоприятной (а таких регионов у нас, к сожалению, пока большинство – это 50 регионов), мы помогаем за счёт федерального бюджета. В результате число третьих и последующих рождений по сравнению с прошлым годом у нас выросло более чем на 10%. Это хорошая цифра и, конечно, она действительно достигнута за прошедший год.
Ещё одно направление поддержки многодетных семей – это безвозмездное предоставление земельных участков. Подготовка этого законопроекта тоже шла непросто, как известно, тем не менее удалось всё-таки выйти на приемлемый вариант. Надеюсь, в самое ближайшее время он будет внесён в Государственную Думу.
Д.Медведев: «Ещё одно направление поддержки многодетных семей – это безвозмездное предоставление земельных участков. Надеюсь, в самое ближайшее время законопроект будет внесён в Государственную Думу».
Постепенно улучшается ситуация и с младенческой смертностью. Она, собственно, у нас улучшается в последние, скажем, лет семь. В последние несколько лет мы перешли на новые критерии определения рождённых живыми, критерии, которые определены Всемирной организацией здравоохранения, поэтому в половине российских регионов число детей, которые умерли в возрасте до года, существенно сократилось – в целом ряде регионов более чем на 70%.
Д.Медведев: «В текущем году Правительство дополнительно направило на модернизацию региональных систем дошкольного образования 50 млрд рублей, а вместе с ещё 9 млрд это составило сумму 59 млрд рублей – большие деньги. Благодаря этому около 350 тыс. малышей смогут ходить в детский сад, а родители, естественно, смогут работать. Мы эту программу продолжим».
Тема, которая также касается семей с детьми, – это очереди в детские сады. Хорошо известная проблема, к сожалению, она должна быть закрыта к 2016 году. Объём строительства большой. Вы знаете, в прошлом, не в прошлом, в текущем году, скажем так, Правительство дополнительно направило на модернизацию региональных систем дошкольного образования 50 млрд рублей, а вместе с ещё 9 млрд это составило сумму 59 млрд рублей – большие деньги. Благодаря этому около 350 тыс. малышей смогут ходить в детский сад, а родители, естественно, смогут работать. Мы эту программу продолжим, мы это обсуждали. В бюджете запланированы инвестиции, они пока меньше, чем в прошлом году (в текущем году, ещё раз хочу сказать), но мы, по всей вероятности, будем определяться с тем, чтобы увеличить их по итогам работы в I квартале, исходя из того, как сложится доходная часть бюджета.
Позитивное движение здесь уже есть, в девяти регионах считается, что очередь отсутствует или носит текущий характер, то есть в рабочем порядке эта проблема решается, в 12 регионах очередь почти ликвидирована – очерёдность менее 1% детей. Хотя задача очень масштабная, ещё раз хотел бы сказать о том, что решать её, по всей вероятности, нужно будет таким образом, чтобы регионы чувствовали наше внимание к ним.
Д.Медведев: «Модернизация действующих производств, создание высокоэффективных рабочих мест, подготовка современных специалистов остаются в числе основных задач».
Теперь о некоторых макроэкономических вопросах. Мы неоднократно к ним обращались и в контексте указов, и вне контекста. Сложная ситуация на мировых рынках, она связана с теми рисками, которые там существуют, и положением в российской экономике. Мы к этому возвращаемся довольно часто, тем не менее остаётся нерешённой задача по обеспечению устойчивого экономического развития, где ключевым фактором является повышение производительности труда. И модернизация действующих производств, и создание высокоэффективных рабочих мест, и подготовка современных специалистов остаются в числе основных задач. Конечно, заниматься этим нужно будет и дальше скоординировано и профильным министерствам, и другим ведомствам, и компаниям с государственным участием, и, конечно, вообще в целом бизнесу и руководителям регионов.
Второй момент – это создание условий для масштабного притока инвестиций в реальный сектор, в производство. Тоже весьма непростая цель оказалась в этом году, тем не менее мы определили с вами механизмы инвестирования средств ФНБ и пенсионных накоплений, порядок проведения независимого технологического и ценового аудита. При необходимости общественного контроля, соответственно, должна быть проведена и работа по инвестиционным программам компаний с госучастием и инфраструктурных монополий. Мы эти планы будем рассматривать после того, как над ними поработают эксперты. Недавно, напомню, обсуждали документы «Российских железных дорог», сделаем это и по другим компаниям.
Продолжается реализация 10 «дорожных карт». Тем, как идёт работа, как выполняются разрешительные и контрольные процедуры, озабочены не только Правительство, но и эксперты, и, самое главное, бизнес-сообщество – оно не даёт расслабиться в этом плане. Это одна из оценок деятельности федеральных министерств и ведомств и руководителей регионов.
Напомню, что год назад принято решение о разработке регионального инвестиционного стандарта. Сегодня он внедрён в большинстве субъектов Федерации. В настоящий момент разрабатывается, как известно, региональный стандарт развития конкуренции.
Больше года мы с вами работаем в системе или формате Открытого правительства. Мы уже к этому как-то привыкли, но в целом это довольно полезная вещь оказалась. Десятки законопроектов, государственных программ прошли общественную экспертизу, и это, в общем, важно и для людей, которые занимались экспертными вопросами, но самое главное – это важно для качества документов, которые мы готовим. В любом случае все вопросы, связанные с исполнением указа, находятся и у меня под контролем, и у коллег из администрации. Важно не только принимать законопроекты – это мы в целом делать умеем, – важно смотреть, чтобы их исполнение сопровождалось позитивными изменениями, причём во всех точках нашей страны. В этом как раз я и вижу задачу на ближайшее время. Давайте обсудим, как обстоят дела.
<…>