Обсуждались результаты работы ведомства за прошедший период и планы на ближайшую перспективу. В том числе речь шла о внедрении цифровых технологий в работу службы.
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светланой Радионовой
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемая Светлана Геннадьевна!
Служба, которую Вы возглавляете, реализует важную государственную политику – это контроль и надзор за состоянием окружающей среды. Эти вопросы волнуют абсолютно всех граждан нашей страны.
Президент подчёркивал, что Россия реализует экологическую повестку, сохраняя и приумножая природные богатства в интересах людей.
Важно, что многое в этой сфере делается на местах. В том числе – за счёт «окрашивания» тех средств, штрафов, которые поступают в бюджеты за нарушения природного законодательства, в первую очередь в региональные бюджеты. Это должно помочь активнее проводить работы по ликвидации объектов накопленного вреда и целый ряд других мероприятий, которые необходимы в регионах.
Светлана Геннадьевна, расскажите о результатах деятельности службы в уходящем году и о планах.
С.Радионова: Уважаемый Михаил Владимирович!
Пять лет назад фактически был изменён взгляд на экологию. Президентом были определены основные направления. Первое: все экологические платежи теперь будут «окрашены» и направлены на экологию. Второе: нарушитель платит всегда. И третье: если ты пользуешься природным ресурсом, ты должен за него заплатить и уплатить все соответствующие нормативные платежи. И мы реализуем это вместе с Министерством природных ресурсов. Спасибо Правительству – было принято на этот счёт большое количество нормативных документов, и мы смогли это сделать.
Что на сегодняшний день у нас? Наша работа делится на два больших блока. Первый – непосредственно надзорная деятельность. И второй – администрирование платежей, сборы платежей и нормирование.
В надзорной деятельности мы участники реформы. На сегодняшний момент количество проверок Росприроднадзора снижено практически вдвое, а количество профилактических мероприятий – больше чем в десять раз у нас повышено, что даёт нам совокупный эффект в сборе платежей. Мы собираем по году более 21 млрд рублей обязательных платежей. Это не штрафы, а именно те платежи, которые природопользователь вносит за негативное воздействие на природные ресурсы при их использовании. И все эти платежи идут в региональные бюджеты и далее распределяются на природоохранные мероприятия.
У нас есть так называемая расширенная ответственность производителей. Изменения в законе долго обсуждались с бизнесом и были приняты в прошлом году. Это позволило нам собрать рамках кампании РОП более 20 млрд рублей на сегодняшний день, когда у нас по плану было всего лишь 7. Все эти деньги пойдут на экологические мероприятия, реформу ТКО, выстраивание экономики замкнутого цикла, новые федеральные проекты и, я надеюсь, внесут большой совокупный эффект в экологическое благополучие.
И конечно, наше внимание не ослабевает к недропользователям, природопользователям.
Ещё один момент. Сейчас мы пользуемся большим количеством информационных технологий и искусственным интеллектом, что позволило нам собрать свыше 20 млрд в рамках расширенной ответственности производителей. И конечно, дистанционное зондирование Земли, космоснимки. Нам удалось оцифровать свой геологический надзор. Для нас это большой прорыв, потому что это позволяет заменить инспекторский состав там, куда нет физической возможности дойти. И там, где риски выше позволительного, мы приходим с проверочными мероприятиями, выписываем штрафы при наличии оснований и взыскиваем ущерб. Эта работа у нас идёт, как и претензионная работа. На сегодняшний момент мы выигрываем более 85% судов. Это говорит о том, что мы не ходим попусту и имеем выверенную позицию. Ущерб, который причинён природе, возмещается либо в виде платежей, либо путем натурального восстановления. И это тоже наш вклад в экологическое благополучие, чтобы каждый человек за порогом своего дома (мы всегда говорим, что экология для каждого – это то, что он видит за порогом своего дома) видел красоту и чистоту.
М.Мишустин: Светлана Геннадьевна, мне кажется важным, чтобы штрафы не были самоцелью. Главное – это среда: чистый воздух, чистая вода, экологическое благополучие. И здесь очень важно ответственное поведение бизнеса. Именно это прежде всего формирует ту самую среду, не стимулируя контролирующие органы как можно больше начислить штрафов.
Вы абсолютно правы: если это нарушение, то, без сомнения, это необходимо пресекать и, более того, работать потом по профилактике таких событий.
Ещё. Вы сказали о том, что искусственный интеллект используете. А можно рассказать подробнее о передовых информационных технологиях, которые на сегодняшний день используются в природоохранной зоне? Это обязательная составляющая любого ответственного подхода, в том числе во взаимодействии между контролирующими органами, гражданами и бизнесом.
С.Радионова: У нас есть чёткое понимание, что мы без этого работать дальше не можем и что это наше будущее. Где‑то, может, наступившее, как в дистанционном зондировании Земли, или в надзоре за недрами, а где‑то мы развиваемся.
У нас есть очень хороший ресурс, «личный кабинет», где каждый природопользователь четко видит свой профиль и может к нам обратиться, где мы принимаем от них большое количество отчётов. Причём возможность составить отчёт сократилась сейчас с нескольких дней до 10 минут. Профиль природопользователя – как карточка медицинская в поликлинике, точно так же предприятие себя видит от и до. Это позволяет нам принимать правильные решения, сокращать количество проверок. Если мы видим несоответствия, то начинаем профилактическую работу.
А что касается граждан, у нас есть система электронного документооборота. Мы сейчас уже внедрили двух виртуальных помощников, тестируем ещё два, которые позволяют нам очень быстро отвечать на запросы населения: моментально определять, является ли запрос типовым, требует ли разъяснений или принятия мер, нужно ли кого‑то к этому привлечь. Нашим лабораториям алгоритм позволяет сформировать онлайн-запрос на составление карты, по которой специалисты будут брать пробы.
Внутри службы мы объявили конкурс на лучшие предложения по искусственному интеллекту, на решения, которые позволят упростить работу инспекторского состава и повысить результативность, которую от нас ждут люди. Поэтому сейчас мы пользуемся искусственным интеллектом в обработке больших данных, и это позволяет нам значительно улучшить качество работы и перераспределить силы. Мы даже часть инспекторского состава перераспределяем, когда понимаем, что где‑то нагрузка слишком высокая И искусственный интеллект нам помогает в этом.
Или взять хотя бы те же платежи – ровно половину из этих 20 млрд мы собрали с помощью искусственного интеллекта. Данные, которые мы запросили и обработали, позволили нам получить огромный массив полезной информации и обратиться к предприятиям: уважаемые господа, вы являетесь плательщиками, мы хотим напомнить Вам об этом. Таким образом мы сформировали больше 30 тыс. предостережений. Это документ, предупреждающий фискальные мероприятия Росприроднадзора. И предприятия добровольно выполнили свою обязанность и пополнили бюджет. Теперь мы можем эти деньги тратить на экологические инициативы и экологическое благополучие.
М.Мишустин: Совершенно с Вами согласен. Риск-анализ таких ситуаций, где может быть нанесён ущерб природе, позволяет службе очень быстро договориться с бизнесом, с людьми о возможных профилактических мерах или применить штрафы на базе того, что случилось.
Хочу пожелать вашей службе как можно активнее и эффективнее внедрять информационные технологии. Они обязательно помогут в вашей работе.