Встреча прошла в ходе посещения выставки «85 лет системе СПО: сила в мастерстве!»
Из стенограммы:

Встреча Михаила Мишустина с победителями и призёрами чемпионатов профессионального мастерства, конкурса «Мастер года», студентами и директорами кластеров «Профессионалитета»

Встреча Михаила Мишустина с победителями и призёрами чемпионатов профессионального мастерства, конкурса «Мастер года», студентами и директорами кластеров «Профессионалитета»

Встреча с победителями и призёрами чемпионатов профессионального мастерства, конкурса «Мастер года», студентами и директорами кластеров «Профессионалитета». Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Виктория Абрамченко

Встреча Михаила Мишустина с победителями и призёрами чемпионатов профессионального мастерства, конкурса «Мастер года», студентами и директорами кластеров «Профессионалитета»
Встреча Михаила Мишустина с победителями и призёрами чемпионатов профессионального мастерства, конкурса «Мастер года», студентами и директорами кластеров «Профессионалитета»
М.Мишустин: Добрый день, дорогие друзья!
Прежде всего, пользуясь случаем, хочу поздравить вас, ваших коллег, всех студентов, преподавателей с юбилеем системы среднего профессионального образования. Три года назад Президент предложил отмечать День СПО. Надеюсь, он уже стал для вас доброй традицией.
Система СПО готовит специалистов, без которых невозможно развитие ни одной отрасли экономики, промышленности. Только что в ходе выставки мы видели, какой непростой путь за 85 лет прошла система профессионального образования. Я уже сказал сегодня, приветствуя ребят на конкурсе «Мастер года», что, конечно, не бывает никаких средних систем образования. Это, мне кажется, рудименты прошлого, 1990-х годов. Сегодня как раз часть выставки была посвящена тому периоду.
Блестящее образование получают сейчас выпускники колледжей – профессиональное, нужное стране. Образование, которое позволяет развиваться молодым людям, создавать щит страны – промышленный, экономический, помогать в достижении национальных целей развития, которые перед нами ставит Президент.
Сегодня у нас в стране действует более 3,2 тыс. колледжей, в которых учатся около 4 миллионов молодых людей. Профессию в них можно получить по любой из 500 специальностей во всех ключевых отраслях экономики. Сегодня, кстати, на стенде были представлены профессии, которые в своё время в Советском Союзе давались в системе СПО. Это совершенно разные профессии разных отраслей экономики. Сегодня можно также получить самые разные профессии – от современных специальностей в области информационных технологий, разработки программного обеспечения и ядерной энергетики до медицины, образования, сферы туризма и многих других.
Активно модернизируется материально-техническая база колледжей. Обновляется содержание программ. Наши коллеги из Государственной Думы – Виктория Валериевна (Абрамченко), я помню, при принятии бюджета активно помогала в том, чтобы мы добавили соответствующие средства на развитие материальной базы СПО.
И конечно, надо сказать о тех, кто учит в колледжах, о наших преподавателях. Они регулярно совершенствуют своё мастерство, повышают квалификацию на ведущих предприятиях страны, в организациях, специально созданных, как, например, в Калуге или Нижнем Новгороде, технопарках. Педагоги дают студентам самые актуальные знания, чтобы они могли, выйдя на производство, быстро включиться в процесс. И нам очень важно эту кластеризацию продолжать, чтобы те предприятия, которые сегодня, скажем так, на передовой – в производстве, в создании услуг, могли очень чётко устанавливать требования к тому, кого хотят получить на свои рабочие места.
Независимые эксперты высоко оценивают готовность выпускников колледжей к профессиональной деятельности. Мы это специально изучали. Большинство из них – более 80%, мы видим, очень хорошо трудоустраиваются. Это очень значимый результат, потому что совсем недавно было не так.
Во многом благодаря демонстрационному экзамену, в ходе которого молодые люди показывают не только как они освоили теорию, но и конкретные практические навыки, приобретённые во время учёбы. По поручению главы государства это стало основной формой итоговой аттестации.
Особое внимание хотел бы обратить на реализацию хорошо знакомого всем вам «Профессионалитета», который предполагает создание общеобразовательных кластеров совместно с организациями-работодателями. В текущем году он законодательно закреплён в качестве формы образовательной деятельности с обязательным участием компаний.
Этот проект стартовал с 70 таких объединений. И всего за три года их число увеличилось кратно – до 506. Действует он теперь практически по всей стране, и вовлечены в него около 2,5 тыс. предприятий – лидеров в своих отраслях. Мы обязательно продолжим эту кластеризацию дальше. А к 2030 году количество кластеров по нашим планам должно увеличиться ещё почти вдвое, и к партнёрству подключатся порядка 4 тыс. предприятий. Это позволит решить поставленную главой государства задачу – подготовить в ближайшие пять лет 2 миллиона квалифицированных специалистов.
На такие цели в новом бюджете, который сейчас представлен в Государственную Думу, на три года предусмотрено 105 млрд рублей.
Все эти сотрудники составят сообщество профессионалов. Это особая среда, которая активно формируется. Сегодня мы также видели, как активно ежегодно проходят соревнования, где студенты и преподаватели показывают знание своего дела, свои навыки. Речь идёт в первую очередь о чемпионате высоких технологий, «Профессионалы». В текущем году в них приняло участие более миллиона человек.
Ещё – «Абилимпикс», вам тоже хорошо известный. Движение с уже десятилетней историей, которое помогает получить профессию людям с ограничениями по здоровью. У нас в стране свыше 3 тыс. партнёров, которые создают рабочие места для инвалидов.
Из моего личного опыта – ребята с ограничениями по здоровью зачастую эффективнее, более профессионально работают, чем многие другие специалисты. В частности, мы очень активно этим занимались в Федеральной налоговой службе.
Конкурс «Мастер года» объединил порядка 10 тысяч преподавателей и мастеров производственного обучения со всей страны. И сегодня в Курске будут определены лучшие из них. Мы только что пообщались с финалистами.
Очень важны такие мероприятия. Они помогают синхронизировать обучение в колледжах с потребностями экономики. Сегодня среднее профессиональное образование играет значимую роль для социального и экономического развития страны. Объединяет ресурсы государства, работодателей и образовательных организаций, чтобы сформировать систему подготовки кадров – современную, инновационную. СПО открывает новые возможности для молодёжи, укрепляет кадровый потенциал регионов и создаёт основу для технологического лидерства России.
Уважаемые директора колледжей и техникумов, мастера и преподаватели, большое спасибо вам за вашу работу. Вы многое делаете для нашей молодёжи. Благодаря вашим знаниям и опыту ребята получают востребованную профессию. Вы формируете базу для их профессионального развития, карьерного роста.
Дорогие студенты, это здорово, что вы, несмотря на юный возраст, уже сделали такой важный в жизни шаг. Выбрали сферу, в которой будете трудиться. И не сомневаюсь, что вы преуспеете.
Ещё раз всех с праздником. Давайте теперь пообщаемся. Я бы хотел услышать ваши идеи, предложения, пожелания, может быть, будут вопросы.
А.Явгастин (призер Всероссийского конкурса педагогов системы СПО «Мастер года» в 2024 году, преподаватель гуманитарно-технического техникума Оренбурга): Добрый день, Михаил Владимирович! Меня зовут Явгастин Артур. Я работаю в гуманитарно-техническом техникуме города Оренбурга. Сейчас получаю высшее образование по инженерному направлению. За пять лет преподавания я стал призёром конкурса «Мастер года» 2024 года. Являюсь экспертом чемпионатов «Профессионалы» и «Абилимпикс», экспертом демонстрационного экзамена, а также регионального конкурса среди предприятий «Профессионалы Оренбуржья». Преподаю профильные дисциплины, возглавляю УПК.
Благодаря тесному взаимодействию с работодателями мы постоянно актуализируем рабочие и учебные программы. Поэтому наши студенты получают наиболее актуальные и востребованные компетенции и умения. Это всё отражается на их условиях труда, на их зарплате.
Естественно, это отражается и на конкурсе, который с каждым годом увеличивается. Например, у нас в колледже на одно место претендовало уже пять человек. Где‑то, я слышал, эта цифра достигала и 18.
В связи с этим возникает вопрос: как повысить эффективность приёмной кампании, чтобы в первую очередь поступали абитуриенты максимально мотивированные или по целевым договорам? То есть те молодые люди, которые впоследствии будут гарантированно трудоустроены и которые хотят получить именно ту профессию, которую они выбрали.
М.Мишустин: Да, Артур, я абсолютно с Вами согласен. Мотивация – важнейший драйвер учёбы, особенно там, где высокий конкурс. Вы меня сейчас удивили. 18 человек на место – это уже очень серьёзно. А на какие, интересно, специальности был такой конкурс, не помните?
А.Явгастин: В моём техникуме максимальный конкурс идёт по машиностроению, по робототехнике и авиации, конечно же.
М.Мишустин: Артур, Вы меня так порадовали. Это здорово.
На самом деле вопрос, связанный с поддержкой целевиков, уже решён Президентом. Он подписал соответствующий закон, который вступает в силу 1 сентября следующего года, где преимущественное право зачисления в систему СПО будет предоставляться тем, кто подписал договор на целевую работу.
А предприятие в этом смысле – тоже серьёзные экзаменаторы. Они, конечно же, лучших выбирают. Они за отличниками, за профессионалами в СПО охотятся уже. Это хорошо, это надо поощрять.
Это на 100% будет мотивировать, ребята могут находить для себя сразу предприятия. И было бы хорошо ещё подумать, поговорить с профессионалами, каким образом мотивированных ребят как‑то отметить через те же конкурсы, олимпиады. Здесь профессионалы, учителя лучше в этом разбираются. Мы это, конечно, всегда поддержим.
О.Антипина (директор Первоуральского металлургического колледжа): Михаил Владимирович, добрый день! Меня зовут Антипина Ольга Феликсовна, я возглавляю Первоуральский металлургический колледж в Свердловской области. Рада Вам представить программу будущей «белой» металлургии.
Так случилось, что родиной профессионалитета стал город Первоуральск, поскольку вот уже 14 лет мы работаем в парадигме дуального образования, ориентируясь на заказ наших работодателей.
Наши лучшие практики – это наставничество и целевая подготовка. За эти годы нам удалось создать 38 современных лабораторий, десять из них – в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Наша самая главная находка, которой мы гордимся, – это цифровой двойник производственного процесса работодателя. Надо сказать, что лаборатории сегодня вызывают восхищение у многих наших гостей. Мы уделяем большое внимание и процессам воспитательной работы. А буквально на днях мы стали победителями Всероссийского конкурса молодёжных медиапроектов в специальной номинации, посвящённой 85-летию системы СПО.
Важно, что к нашей деятельности высок интерес не только со стороны отечественных, но и международных партнёров.
В связи с этим у меня к Вам вопрос. В высшем образовании существует международное соглашение, такого опыта в СПО пока нет.
Возможно ли организовать заключение межправительственных соглашений для колледжей и техникумов? Это помогло бы нам развивать международное сотрудничество.
М.Мишустин: Вы знаете, Ольга Феликсовна, это отличная идея. Она достаточно проста, но не так много о ней говорят. На самом деле, уверен, что во многих странах, странах ближнего зарубежья, в наших дружественных странах… Я буквально на днях вернулся из Минска, где главы правительств других стран много говорили как раз о системе образования. И конечно же, обмен лучшими практиками и в том числе возможности заключения специальных соглашений, для того чтобы эти программы развивать, очень важны.
Такое поручение будет дано, я и Сергея Сергеевича (Кравцова) попрошу продумать это. Я думаю, и Госдума могла бы быть здесь полезна. Наш диалог с парламентом очень активно идёт.
Спасибо за отличную идею. Мы обязательно её будем развивать.
О.Антипина: Благодарю.
Ю.Моисеев: Здравствуйте, Михаил Владимирович, меня зовут Моисеев Юрий Игоревич, я директор Волгоградского политехнического колледжа имени Владимира Ивановича Вернадского.
Мы вступили в программу «Профессионалитет» в 2023 году, и нам повезло – мы очень хорошо развились за эти последние три года.
На базе колледжа сегодня существует учебно-производственный комплекс. Нам опять же повезло – мы находимся на месторождении минеральной воды. Добываем её с глубины 125 м и на реальном конвейере разливаем её по бутылкам.
На этом производстве работают студенты. И здесь очень важно, что они приобретают профессиональные навыки, лаборанты химического анализа тренируются на этом производстве каждый день. И надпрофессиональные навыки тоже там тренируются – это бережливое производство, охрана труда. И наши студенты выходят из колледжа уже с записью в трудовой книжке, с реальным опытом работы.
Но мы не остановились на месте, мы расширяемся. У нас есть звено ИТ, которое делает виртуальные тренажёры для химического производства. И это такая реальная востребованная работа.
Благодаря поддержке нашего Волгоградского региона и нашего губернатора Андрея Ивановича Бочарова мы очень хорошо развиваемся, а наш стратегический партнёр, химическое предприятие «Каустик», заказывает у нас реальные продукты учебно-производственного комплекса и поддерживает нас не только деньгами – порядка 250 млн рублей вложено в колледж за последние два года. Наш колледж в их сердце, они реальные шефы нашего производства.
В этой связи мы хотели бы поблагодарить Вас за то, что на законодательном уровне нам представилась возможность создавать такие производства. И считаем, что надо поддерживать такие производства, поэтому и просим поддержки. Мы будем воспитывать на этом производстве и в наших колледжах настоящих трудовых патриотов России.
М.Мишустин: Спасибо большое, Юрий Игоревич. Без сомнения, УПК, учебно-производственные комплексы, – это основная часть программы «Профессионалитет». И такая кластеризация, или соединение предприятий с системами образования, – залог эффективности полученного образования в системе СПО. Поэтому, без сомнения, будем и поддерживать, и продвигать все правильные практические наработки и их реализовывать.
Очень рад тому, что у молодёжи это в сердцах, в умах, получило большой отклик. Все эти инициативы глава государства ещё несколько лет назад высказывал. Вы знаете, что в национальных целях развития содержится очень серьёзная задача, которая стоит перед страной и которую просто невозможно решить без соответствующего уровня образования в этой сфере. И УПК, учебно-производственные комплексы, – это основа получения практических навыков, того, чего ждут предприятия от выпускников.
О.Халепо (директор Новгородского строительного колледжа): Добрый день, Михаил Владимирович, я, Халепо Ольга Анатольевна, директор Новгородского строительного колледжа. Колледж сегодня – это не просто образовательная организация, это центр развития инженерных талантов. Мы полностью заменили материально-техническую базу, создали новые мастерские, лаборатории, открыли учебно-производственные участки. И благодаря вашей поддержке в 2023 году мы отремонтировали два общежития, которые находятся на территории колледжа. Как результат этой работы: конкурс для поступления в наш колледж 18 человек на место.
М.Мишустин: Ольга Анатольевна, как раз с Артуром (Явгастиным) говорили. Обрадуйте, пожалуйста, на какие специальности 18 человек?
О.Халепо: Это два строительных направления – «Прикладная геодезия» и «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
С 2024 года мы в проекте «Профессионалитет». С нами в партнёрстве 21 организация из числа предприятий строительной отрасли. Вместе с партнёрами мы открываем отраслевые кафедры на их базе для быстрой подготовки, внедряем бережливые технологии не только в учебный процесс, но и на предприятия наших партнёров.
Вместе с ними мы расширяем и углубляем программы подготовки, внедряем инновации. И уже есть результат. С нами партнёры готовы менять образовательные стандарты, профессиональные стандарты. И на те места, где раньше требовалось высшее образование, принимают наших студентов со средним профессиональным образованием. Даже не будущих выпускников, а тех, кто ещё учится.
Строительная отрасль развивается стремительно. Сейчас требуются выпускники, которые владеют цифровыми технологиями, могут работать на сложном оборудовании. Для меня, как для директора колледжа и отраслевика, эта задача является приоритетной в подготовке таких кадров.
Уважаемый Михаил Владимирович, в этой связи я предлагаю запустить экспериментальный проект по адаптации модели с присвоением двух квалификаций – среднего профессионального образования и высшего образования.
Как это работает. На основе двух образовательных стандартов готовится единая образовательная программа. И студент на младших курсах осваивает практическую подготовку, работает на сложном оборудовании, внедряет цифровые технологии. А на старшем курсе ведёт исследовательскую и проектную деятельность. Завершается эта программа защитой реального проекта под запрос отрасли либо конкретного предприятия.
В итоге студент, который прошёл обучение в колледже, получает два диплома – среднего профессионального образования и высшего образования. Становится ещё более конкурентоспособным на рынке труда. А предприятие по типу одного окна получает кадры различной квалификации.
Понятно, что не на всех специальностях данный проект будет реален. Но, к примеру, на специальности «Строительства и эксплуатации зданий и сооружений» мы 100% его исполним. Как Вам такая инициатива?
М.Мишустин: Ольга Анатольевна, она очень интересная. В принципе, вообще интеграция системы СПО и системы высшего образования естественна. Я ещё раз повторю, что слова «высшее образование» здесь неуместны, если мы говорим о профессионалах высочайшего класса, которые вышли после колледжа.
Надо подумать обязательно, как это сделать правильно. Без сомнения, нам нужны будут мнения специалистов, в том числе Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования. И обязательно подумаем, по каким специальностям можно это предполагать. Поскольку Вы абсолютно правы: тот ученик, который получил практические навыки, умеет работать на сложном оборудовании. Оборудование очень сложное сейчас – от станков с числовым программным управлением до лазерной сварки – это всё требует больших знаний. И выполнить требования по этой специальности, чтобы получить высшее образование, – естественно.
Но как это организовать, я думаю, что мы поручим Министерству просвещения подумать. А Вас попрошу через Сергея Сергеевича (Кравцова) представить свои предложения. И обязательно укажите там специальность. Вы сказали о строительстве, но, наверное, и смежные специальности.
Кстати, те же геодезия и картография, о которых Вы сказали. Виктория Валерьевна (Абрамченко) хорошо понимает, что, если специалист геодезист получил базовое образование, дальше он может идти уже к нескольким специальностям, связанным с землеустройством, и специалисты в области массовой оценки, и недвижимости, и многие-многие другие специалисты отсюда могут получаться с добавлением новых знаний.
Спасибо. Мы изучим обязательно Вашу инициативу.
О.Халепо: Спасибо большое.
А.Зенкина (директор Смоленской академии градостроительства и архитектуры): Уважаемый Михаил Владимирович, добрый день!
Меня зовут Анжелика Владимировна Зенкина, я директор Смоленской академии градостроительства и архитектуры.
Наше учебное заведение также стало одним из первых участников федерального проекта «Профессионалитет» в области строительства. И сегодня мы уже можем говорить о его первых результатах. Мы серьёзно обновили образовательные программы. Создали учебные лаборатории, учебные полигоны с самым современным оборудованием. Работодатели по‑другому на нас взглянули. И сегодня они являются активными участниками нашего образовательного процесса по подготовке будущих специалистов.
Здорово, что совместно с федеральным проектом «Профессионалитет» реализуется федеральная программа капитального ремонта колледжей. Благодаря этой программе обновляется не только учебное пространство, но и студенческие общежития. Мы вошли в эту программу, и в настоящее время завершается ремонт общежития на 450 мест. Это такой студенческий дом с современным дизайном, новой техникой, мебелью. Наши студенты – будущие архитекторы сами разработали дизайн-проекты всех комнат, холлов, коридоров. Вся мебель, которая будет установлена в отремонтированных помещениях общежития, также сделана руками наших студентов. У нас действует учебно-производственный комбинат по изготовлению мебели. Всё оборудование, станки для данного комплекса были приобретены за счёт федерального проекта «Профессионалитет».
Вообще оба эти проекта – и «Профессионалитет», и федеральная программа капитального ремонта – очень важны, ведь они дают возможность молодому поколению самореализовываться. Но мне кажется, самое главное, что они дают чувство защищённости и заботы.
Уважаемый Михаил Владимирович! Мы, руководители, педагоги, студенты колледжей Смоленщины благодарны за те перемены, которые реализуются в системе среднего профессионального образования. Но позвольте мне с Вами согласиться: не очень нам подходит название «среднее профессиональное образование».
М.Мишустин: Не надо так называть, мне кажется, надо называть «специальное образование».
А.Зенкина: Достаточно просто «профессиональное».
Мы, конечно, много работаем, и впереди у нас ещё много идей, работы, есть что ремонтировать и модернизировать. И мы очень надеемся, что реализация федерального проекта «Профессионалитет» и федеральной программы капитального ремонта продолжится. И тогда ещё больше ребят будут стремиться получать профессию и станут профессионалами своего дела.
М.Мишустин: Анжелика Владимировна, Вы абсолютно правы. Ещё специальная президентская инициатива была по обновлению инфраструктуры колледжей. Соответствующее поручение мы исполнили.
У нас на ближайшую трёхлетку выделено на эти цели 56 млрд рублей. До 2030 года планируем обновить – и ещё туда средства направить – более 1,4 тыс. разных объектов для колледжей.
Поэтому это масштабнейшая программа, для того чтобы инфраструктура была самая современная, самая технологичная, инновационная, которая в первую очередь будет подходить под современные производства и современную экономику.
А.Зенкина: Это очень здорово.
Н.Китаева (директор Ульяновского авиационного колледжа): Добрый день, Михаил Владимирович. Я Китаева Наталья Николаевна, директор Ульяновского авиационного колледжа – Межрегионального центра компетенций.
В нашем колледже готовят мастеров по более чем 20 профессиям и специальностям. Мы достигли 100-процентного показателя в трудоустройстве выпускников. Являясь ресурсным центром авиастроения, мы понимаем, что основная задача – чтобы каждый выпускник пришёл к нам в отрасль. И эту задачу успешно решает федеральный проект «Профессионалитет».
Мы в него вступили в 2022 году первыми. С нашим градообразующим предприятием «Авиастар». Я знаю, что Вы на нём были, посещали это предприятие. Достаточно успешно мы с ним работаем.
Но ведь настоящий профессионал – это не только набор жёстких компетенций. Это ещё должен быть человек с твёрдым характером, с каким‑то стержнем внутри себя, с ценностями, которые он пронесёт по всей своей жизни.
Ощущая и понимая ответственность за каждого студента, мы в колледже запустили социальный проект, который называется «Шагнувшие в бессмертие». Проект посвящён памяти погибших наших выпускников, которые обучались в колледже в разные годы, получали разные профессии и специальности, но объединило их одно – они ценой собственной жизни защитили нас, выполнили свой воинский долг. И на примере подвигов наших ребят мы воспитываем в студентах чувство гордости за страну, чувство патриотизма.
Все мероприятия нашего проекта интегрированы в учебный процесс. В рамках общероссийских проектов у нас еженедельно проходят подъём Государственного флага и уроки о важном у стены памяти. У нас есть Аллея Памяти. На этой Аллее Памяти мы высадили каштаны. Около каждого каштана стоит памятная табличка, где написаны данные о нашем герое и его награды. Конечно, эта аллея стала местом притяжения не только студентов, преподавателей, родителей, но и жителей всего микрорайона Новый город. Туда приходят люди помолчать, повспоминать.
На сайте колледжа можно прочитать Книгу Памяти, где мы выложили всю информацию о наших героях-выпускниках. Мы открыли выставку, на которой представлены реальные экспонаты из зоны боевых действий, личные вещи наших ребят. И эту выставку посетили более тысячи человек.
Конечно, это энергия всего колледжа, всего коллектива, всех студентов. В свободное от учёбы время ребята ремонтируют у нас автомобили «УАЗ», которые мы отправляем. Мы сплели не одну сотню маскировочных сетей. Наши ребята-сварщики делают печи-буржуйки. Моя задача как руководителя – не просто раздавать поручения, а объединить всю эту энергию, боль и направить её в реальные дела. Наш проект – это практическое воплощение патриотизма. И нам очень хотелось бы, чтобы каждый студент понимал, что колледж – это большая семья, где помнят и любят каждого выпускника и студента.
Вообще, мы такие не одни, Михаил Владимирович. Колледжи и техникумы очень активно помогают участникам специальной военной операции. Мастерские работают на победу. Мы куём победу и здесь, у нас в тылу. Родителям, студентам, преподавателям очень хотелось бы, чтобы эту работу видели и как‑то оценили.
Может быть, Михаил Владимирович, рассмотреть систему поощрительных, отличительных знаков для образовательных организаций, которые принимают активное участие в помощи специальной военной операции.
М.Мишустин: Наталья Николаевна, спасибо большое. Спасибо за вашу работу, за такое отношение патриотическое.
Это не только в колледжах, это и в школах и вообще во всех учебных заведениях страны. Я знаю – посещаю в регионах очень много таких объектов – как ребята относятся к памяти героев ещё со времен Великой Отечественной войны, и, конечно же, к тем героям, которые участвовали и участвуют, многие отдали свои жизни в специальной военной операции, и к их семьям.
Это движение необходимо отметить. Но для того чтобы мы сделали это правильно, мы подготовим и дадим все соответствующие поручения. Я думаю, что надо обязательно подключить наш фонд «Защитники Отечества». Он очень много работает с семьями участников специальной военной операции, с теми, кто вернулся со специальной военной операции и трудится в системе СПО. Я посмотрел, сколько мастеров, причём именно с патриотическим духом, передают ребятам свои знания, умения и в том числе своё отношение к Родине, к стране.
Ещё можно вспомнить, как в нашем детстве мы на специальных уроках с ветеранами Великой Отечественной войны узнавали о том, как они шли и достигали тех тяжелейших целей, которые стояли перед страной во время Великой Отечественной войны. Ветераны всегда охотно приходили на эти уроки и делились с нами.
Надо эти движения поощрять. Мы обязательно рассмотрим. А Вас я попрошу передать свои идеи, наработки в наше Министерство просвещения.
Н.Китаева: Спасибо большое.
М.Мишустин: Спасибо за вашу инициативу.
Е.Пыльцын (студент 4-го курса Шатурского энергетического техникума, амбассадор проекта «Профессионалитет»): Добрый день, Михаил Владимирович! Я студент-амбассадор 4-го курса Шатурского энергетического техникума Московской области. Обучаюсь по специальности «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)».
В этом году ШЭТ исполняется 90 лет, и на протяжении этого немалого срока техникумом подготовлено много специалистов для энергетики всей нашей страны. С относительно недавнего времени мы выпускаем также специалистов для ИТ-направленности, химической промышленности и других отраслей экономики.
Профессиональные преподаватели, которые сами участвуют в конкурсах, нас готовят так, что мы чуть ли не с закрытыми глазами можем собирать какие‑либо системы.
У нас по нацпроекту и «Профессионалитету» созданы лаборатории с новейшим оборудованием. Лично я обучался в кабинете аддитивных технологий, где стоят компьютеры последнего поколения, 3D-сканеры, принтеры. Мы делаем на них прототипы, печатаем. Применяем как в своей работе, так и для наших работодателей.
Нашими работодателями являются компании в основном энергетического кластера: «Мосэнерго», «Мособлэнерго», «Россети Московский регион», ПАО «Юнипро». Лично я являюсь целевиком предприятия ПАО «Юнипро», филиал «Шатурская ГРЭС №5». Прохожу практику на должности слесаря КИПиА и получаю целевую стипендию, правительственную стипендию и повышенную стипендию от техникума. Руководитель направления «Моя история» общественного движения «Волонтёр Победы». Имею различные знаки отличия, такие как «Турист России» – за участие в походе по Соловецкому архипелагу. Являюсь донором и с недавнего времени вступил в молодёжный парламент нашего муниципального округа Шатура.
Михаил Владимирович, как посол «Профессионалитета», со своей командой участвую в жизни школьников. Проводим им профориентацию, профессиональные встречи с будущими работодателями, если выдаётся такая возможность. Проводим мастер-классы, чтобы ребята могли определиться со специальностью. Потому что выбор сейчас очень велик. Хочется и ИТ-направленность, и, допустим, строительную… Как Ольга Анатольевна (Халепо)говорила, ребята не могут сразу определиться.
Хотел бы к Вам обратиться с предложением сделать ежегодным фестиваль амбассадоров «Профессионалитета», потому что это нам поможет обмениваться опытом с ребятами из других регионов нашей страны и соседних стран. Принимать интересные решения, находить новые способы профориентации и общаться с наставниками, которые могут нас направить на нужную стезю.
М.Мишустин: Женя, конечно, поддерживаю. Абсолютно уверен, ты найдёшь очень много ребят, которые будут разделять такое твоё отношение. И что очень важно ещё, это интересно для ребят, кто ещё не определился в профессии: абсолютно точно с 14–15 лет в школах ребята ищут, куда потом приложить свои знания, интересы, умения.
Многие просто не знают о системе профессионального образования, насколько много там можно решить вопросов и задач из того, что интересует молодых людей.
А вот такая профориентация и такой рассказ просто необходимы. Для этого нужны специальные люди – послы либо амбассадоры, в зависимости от того, кого привлекать. А почему бы и нет? Это можно делать и с коллегами из ближнего зарубежья, ребятами, которые готовы, может быть, приезжать и к нам в колледжи. Я знаю очень много примеров, когда ребята из стран СНГ учатся у нас колледжах и, наоборот, наши ребята поступают в такие специальные заведения. Поэтому я это полностью поддерживаю. Думаю, это должно быть реализовано. Уверен абсолютно, что вы договоритесь. И вас поддержат, конечно, государственные структуры и министерства.
А.Малахов (победитель финала чемпионата «Профессионалы-2025» по компетенции «Внешнее пилотирование и эксплуатация беспилотных воздушных судов», студент 4 курса Политехнического колледжа им. Н.Н.Годовикова): Здравствуйте, Михаил Владимирович. Меня зовут Малахов Александр Александрович, являюсь студентом 4 курса специальности «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» Политехнического колледжа им. Н.Н.Годовикова.
В августе представлял сборную Москвы в компетенции «Внешнее пилотирование и эксплуатация беспилотных воздушных судов» на финале чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы-2025», где завоевал две золотые медали: в основном и индустриальном зачётах.
До последнего не было известно, кто победит. Конкуренция была сильной. Готовился я долго и упорно, по выходным и во время каникул. На чемпионате познакомился с интересными людьми по своей специальности. Мы обменялись опытом и идеями по подготовке следующих участников на чемпионат.
На данный момент стажируюсь в международной компании «Дронико Аэро», специализирующейся на шоу дронов и аэростатах.
Я благодарен колледжу, директору Михайлову Сергею Владимировичу, заместителям директора, преподавателям, работникам колледжа, в особенности своим родителям и экспертам-наставникам, которые вместе со мной прошли этот тяжёлый путь к чемпионству. Без них не было бы победы.
В этом учебном году мне предстоит сдавать итоговую аттестацию, как и многим ребятам, ставшим призёрами. Каждый из них проявил своё мастерство, показал свою волю к победе и свою стрессоустойчивость в экстренных ситуациях. В связи с чем, Михаил Владимирович, у меня вопрос: можно ли засчитать наши достижения на чемпионатах в качестве прохождения демонстрационного экзамена?
М.Мишустин: Александр, с лёту хочется сказать: конечно, можно. Но всегда есть нюансы, связанные с нормативной базой и с квалификационными требованиями. То, что касается подхода, – я его полностью разделяю. Давай мы тогда попросим, чтобы Министерство просвещения посмотрело, в частности, нормативную базу и Государственная Дума может тоже подключиться, чтобы реализовать такие вещи. Мне кажется, это очевидно, что ребята, которые потратили столько времени, стали лучшими вообще в стране, должны быть каким‑то образом поощрены. Тем более что это точно будет соответствовать, скажем так, стимулам к получению новых знаний и умению. Поэтому такое поручение мы даём Министерству просвещения. А к тебе просьба соответствующие идеи свои изложить и Сергею Сергеевичу (Кравцову) их переслать.
А.Малахов: Хорошо. Спасибо.
В.Молодцова (студентка 4-го курса Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого, призёр чемпионата «Профессионалы» по компетенции «Проектирование и изготовление протезов и ортезов»): Добрый день! Я Молодцова Виолетта Сергеевна, студентка 4-го курса института среднего профессионального образования «Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого». В этом году я заняла второе место по компетенции «Проектирование и изготовление протезов и ортезов» на чемпионате «Профессионалы».
Эта компетенция не является для меня профильной, потому что я обучаюсь по специальности «Информационные системы и программирование». И довольно много навыков и умений, которые мне потребовались, чтобы занять призовое место в финале, я получила благодаря колледжу, но уже в рамках внеурочной деятельности. За такую возможность я очень благодарна колледжу. Потому что я смогла познакомиться с очень важной и полезной для общества компетенцией, которая очень активно развивается в нашем регионе, а я о ней раньше даже не задумывалась.
Теперь же я рассматриваю данную специальность как возможную для своего дальнейшего профессионального развития и ищу место для практики, которое связано с протезированием.
Также я очень благодарна чемпионату и рада возможности проверить свои знания, умения на таком масштабном событии. Потому что это очень сильное испытание на стрессоустойчивость, на умение работать по заданию, на навыки в принципе. Также благодаря тому, что в этом году ввели командный модуль на соревнованиях, получилось поработать в команде. Это был интересный и необычный опыт. Потому что обычно в колледже мы всё‑таки выполняем задания в одиночку.
Также сейчас хочу передать слово своему земляку Тарасу, который участвовал в похожем чемпионате.
Т.Вересов (победитель чемпионата высоких технологий по компетенции «Разработка экзоскелетов», призёр чемпионата «Профессионалы» по компетенции «Мехатроника», выпускник Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции): Добрый день, меня зовут Вересов Тарас Витальевич, я являюсь выпускником Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции по направлению «Мехатроника и мобильная робототехника».
На данный момент я работаю техником в своём родном колледже, провожу практические занятия для студентов, а также занимаюсь наставнической деятельностью.
Достичь этого мне помогло участие в конкурсах профессионального мастерства. Я являюсь абсолютным победителем чемпионата высоких технологий по компетенции «Разработка экзоскелетов», а также призёром чемпионата «Профессионалы» по компетенции «Мехатроника».
На самом деле подобные движения очень сильно помогают ребятам, студентам раскрыть свои таланты. Дают возможность получить практические навыки, поработать в команде, также попробовать поработать с новейшим инновационным оборудованием.
На данный момент я продолжаю участие в чемпионатном движении, но уже в качестве эксперта-наставника. Помогаю студентам найти себя, реализовать свои таланты.
М.Мишустин: Спасибо, ребята, Виолетта и Тарас. Я вас слушаю – вы настолько здорово подготовлены, профессионально говорите о своих навыках, о своих идеях.
Виолетта, очень здорово, что ты настолько увлеклась и нашла направление, которое тебя будет вести к новым профессиональным навыкам. Я даже попрошу Сергея Сергеевича (Кравцова) помочь. Ты сказала о протезировании, я знаю несколько замечательных проектов в стране. Мы обязательно тебя проинформируем. И если позволишь, дадим твои координаты, чтобы связались с тобой. Потому что сейчас идёт очень серьёзное развитие и подходов, и технологий. В том числе о 3D-моделировании мне говорили, о 3D-принтерах. И ещё очень много чего. И вообще это достаточно сложно, инновационно, но очень важно и значимо для страны.
То, что ты сказал, Тарас, меня радует. Мехатроникой занимаешься, техником уже стал. Совсем недавно так грустно было наблюдать, что на станках с числовым программным управлением практически не используются наши системы управления. А сегодня у нас целый ряд компаний, наверняка ты хорошо знаешь, которые производят системы. Одна из них – «Мехатроника», которая занимается стойками управления для станков с ЧПУ.
Важно то, что ты нашёл своё призвание, мне кажется. И его надо очень серьёзно развивать. Спасибо вам за ваши рассказы, ребята. Желаю вам дальнейших побед на профессиональном поприще.
Р.Балаян: (победитель регионального чемпионата «Абилимпикс-2024», призёр национального чемпионата «Абилимпикс-2024» в компетенции «Веб-разработка», студент 3-го курса московского Колледжа современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф.Панова): Здравствуйте, уважаемый Михаил Владимирович!
Меня зовут Рачья Балаян, мне 18 лет, я родился и учусь в Москве, сейчас на 3-м курсе Колледжа современных технологий имени Панова по специальности «Информационные системы и программирование».
Веб-разработкой интересовался ещё с детства и с 13 лет писал сайты. И уже несколько лет я состою в движении «Абилимпикс». В прошлом году выиграл на московском чемпионате, а в национальном финале занял второе место в специальности «Веб-разработка».
В этом году также прошёл в национальный финал, чему очень рад. Также я работаю на научно-внедренческом предприятии «Болид» программистом. Работаю сразу в трёх проектах – от высоконагруженной системы видеонаблюдения до внутрикорпоративной нейросети и программ для планирования задач разработчиков.
Самое главное, что я понял, участвуя в движении «Абилимпикс», что неважно, есть у тебя болезнь или нет, неважно, кто ты, главное, какие усилия и дисциплину ты вкладываешь в решение задачи и в достижение какой‑то цели.
Также я понял, что могу делиться опытом и знаниями с другими людьми достаточно эффективно. Я делился опытом с некоторыми участниками «Абилимпикса» и сейчас делюсь опытом и знаниями с небольшим кружком студентов. Подготавливаю к собеседованиям и устраиваю на работу. И это правда, работодатели реально за мотивированными студентами бегают, приглашают на собеседования и так далее.
Сейчас я изучаю новые технологии, готовлюсь к национальной олимпиаде, работаю и делюсь знаниями с другими людьми. Я очень рад развиваться с таким сильным сообществом, как «Абилимпикс».
М.Мишустин: Рачья, спасибо тебе большое, что поделился своей историей.
Вообще движение «Абилимпикс» очень важное. Главное, что оно позволяет дать честный доступ всем ребятам вне зависимости от ограничений по здоровью и создать своё сообщество. Результаты в этом смысле говорят сами за себя. Ты рассказал о своих победах. У тебя уже несколько предложений от работодателей. Так держать!
Мы абсолютно точно будем продолжать поддерживать это движение.
И если есть какие‑то идеи – знаю, иногда не всё лично скажешь, – пожалуйста, Сергею Сергеевичу (Кравцову) передай.
Р.Балаян: Спасибо большое. И в честь праздника можно ли нам сделать с Вами памятное фото?
М.Мишустин: С удовольствием, для меня это будет честь!
Хочу, ребята, ещё раз вас поблагодарить. И вас, и учителей, тех, кто сегодня приехал сюда.
Все идеи, которые вы высказали, очень важны. И ещё я вам хочу сделать комплимент. Как приятно слышать грамотную русскую речь! Вы все говорили без бумажек, абсолютно подготовленные. И это было очень приятно слышать. У вас прекрасный русский язык. Спасибо вам за это. И конечно, вашим учителям.
С.Кравцов: Михаил Владимирович, огромное спасибо за поддержку. Уже неформально можно сказать: действительно колледжи развиваются, 54% по инженерным специальностям. И сегодня действительно колледжи ориентированы на экономику нашей страны и помощь фронту.
Огромное Вам спасибо и за поздравления, Михаил Владимирович.
В.Абрамченко: Спасибо большое, Михаил Владимирович. Я получила большое удовольствие, потому что ребята не на словах, а на деле показывают, что человек труда в нашей стране по‑прежнему ценится превыше всего. И что мы смогли преодолеть – Вы об этом говорили в самом начале, когда запускали проект «Профессионалитет», – мы смогли преодолеть негативный тренд, когда все уходили в высшее образование. Сейчас у нас практически такое же соотношение, как было в Советском Союзе, – 70% ребят выбирают колледжи, 30% идёт в высшее образование. Это очень важно. Спасибо вам за это.