Первый заместитель Председателя Правительства Денис Мантуров провёл совещание по развитию сельскохозяйственного и специального машиностроения. Ключевыми темами стали текущая ситуация в отраслях, а также меры по защите внутреннего рынка и увеличению доли российской техники. В совещании приняли участие представители Минпромторга, Минсельхоза, Минтранса, Банка России, Росстандарта, а также руководители предприятий и отраслевых ассоциаций.
В ходе совещания Денис Мантуров отметил, что постоянный рост производства сельскохозяйственной и специальной техники в предшествующие годы позволил в целом насытить рынок. При этом сейчас поддерживать баланс увеличившихся производственных мощностей и спроса необходимо не только за счёт внутреннего потребления, но и с учётом возможностей расширения экспортных поставок. Первый вице-премьер поручил Минпромторгу, Минсельхозу, Минфину совместно с Банком России проработать возможности дополнительной поддержки экспорта продукции российских производителей.
Замглавы Минпромторга Альберт Каримов отметил значительное падение объёмов рынка в обоих сегментах по итогам восьми месяцев 2025 года. Однако общей положительной тенденцией является поэтапное наращивание доли отечественной техники. В сегменте дорожно-строительной техники доля российских машин достигла 26%, это на 12 п. п. (процентных пунктов) больше, чем в прошлом году. Российская сельхозтехника в свою очередь занимает уже 57%.
Участники совещания подробно обсудили эффективность реализуемых Минпромторгом России мер поддержки рынка. Традиционно востребованными остаются программы субсидирования скидок на отечественную технику (программа №1432 в части сельскохозяйственной техники, программа №823 в части дорожно-строительной техники). Одним из ключевых приоритетов поддержки рынка является расширение применения лизинговых инструментов. В рамках разработанного совместно с госкомпанией «ДОМ.РФ» механизма уже привлечено 10 млрд рублей, 28% этой суммы предоставлено лизинговым компаниям в качестве займов. Условия программы позволяют предлагать конечным потребителям лизинговую ставку значительно ниже рыночной – на уровне 8–12%.
При этом важнейшим аспектом развития отрасли и повышения конкурентоспособности российских предприятий сельхозмашиностроения и специального машиностроения Денис Мантуров назвал поступательную работу над снижением себестоимости выпускаемой продукции. В этой связи Правительство готово оказать существенную поддержку проектам модернизации и автоматизации производства, а также по запросам производителей привлекать ФАС, надзорные и правоохранительные органы в тех случаях, когда есть сомнения в обоснованности повышения цен поставщиками сырья, материалов и комплектующих.
При обсуждении вопроса о мерах защиты внутреннего рынка и увеличении доли продукции отечественных производителей особое внимание было уделено необходимости проработать вопросы перехода от декларирования к обязательной сертификации всей основной номенклатуры сельскохозяйственной и специальной техники в рамках ЕАЭС, а также постановки техники на учёт в момент её выхода в обращение на территории Российской Федерации. Это позволит повысить уровень безопасности потребителей техники и участников дорожного движения, а также обеспечит регуляторов более полной информацией об обороте данной техники. Проработать соответствующие вопросы первый вице-премьер поручил Минпромторгу, Минсельхозу, Росстандарту и ФТС совместно с АО «Электронный паспорт».
В завершение совещания участники обсудили повышение доли российской техники при выполнении услуг и подрядных работ на строительстве инфраструктурных объектов. Кроме того, отмечена важность прямой кооперации между производителями и потребителями специализированной техники. Отечественные предприятия уже активно работают по техническим заданиям крупнейших заказчиков, модернизируя существующие модели и создавая новые с учётом требований эксплуатирующих организаций. В частности, ГАКЗ совместно с «Газпромом» разработал и запустил в серийное производство автокран грузоподъёмностью 100 т, а ГКМП в кооперации со строительными компаниями в рамках рабочей группы с Росавтодором создала собственную линейку колёсных и гусеничных асфальтоукладчиков – принципиально новых машин, которые ранее не выпускались в России. Для оптимизации запуска таких проектов продолжается господдержка по линии субсидирования НИОКР, предоставления грантов на реинжиниринг и льготного заёмного финансирования ФРП.