Обсуждались, в частности, нововведения и итоги государственной аттестации, вопросы снижения административно-бюрократической нагрузки на учителей, перехода к риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности.
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзором Музаевым
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, Анзор Ахмедович!
Ваша служба отвечает за важнейшую функцию – это контроль за качеством образования. Президент всегда уделяет этому вопросу повышенное внимание.
По поручению главы государства мы реализуем целый ряд программ. Вам отлично известна программа «Профессионалитет», где мы в формате кластеров вместе с предприятиями работаем с учебными заведениями, формируем, исходя из потребностей предприятий, соответствующие методологии обучения. Президент подчёркивал необходимость существенно увеличить долю практического обучения современным инструментам проектирования, конструирования, которые используются сегодня на конкретных предприятиях. Что очень важно.
Здесь надо сказать и о программе «Приоритет-2030», которая нацелена на то, чтобы повысить на базе вузов потенциал научного, технологического, экономического образования. И активнее использовать молодёжные лаборатории, которые мы создаём для вовлечения в науку современной молодёжи, школьников, а также детские технопарки – «Кванториумы». Собственно говоря, вся линейка инструментария у нас есть.
Контроль за образовательной и научной деятельностью возложен на Рособрнадзор. Расскажите, как организована эта работа. Ведь мы регулярно с вами сверяем часы по снижению административной нагрузки на учителей. Потому что это было в общем‑то безобразием, когда учителя тратили больше времени на заполнение разных формуляров, чем на само преподавание, на методологию. Знаю, что Вы этим занимались серьёзно. Какие результаты сегодня?
А.Музаев: Михаил Владимирович, наверное, самое сложное и ответственное поручение от Вас связано именно со снижением бюрократической нагрузки. И эта работа, которую мы начали два года назад, не прекращается до сих пор, в режиме нон-стоп мы совместно с ведомствами в этом направлении работаем.
Что сделано? С 1 марта этого года впервые педагоги всех уровней образования, от воспитателей детских садов до преподавателей вузов, получили исчерпывающий перечень документов, которые они должны заполнять. От двух документов у воспитателя до шести документов уровня высшего образования. То есть налицо значительное сокращение.
М.Мишустин: А что такое – значительное сокращение? Насколько конкретно сократилась бюрократическая нагрузка на преподавателей?
А.Музаев: Если в среднем по всем уровням образования говорить, то в 25 раз уменьшилось количество документов…
М.Мишустин: Ого! В 25 раз!
А.Музаев: …которые они обязаны заполнять. По Вашему поручению мы создали систему обратной связи с педагогами всех уровней – чат-бот Рособрнадзора, 1 января он заработал, – совместно с платформой «Сферум». 6 тыс. обращений. Основные вопросы носят консультативный характер: учителя, преподаватели спрашивают, должны они это делать или нет. Но есть и вопросы, касающиеся нарушения их прав. Эта платформа нам позволяет вместе регионами, с отдельно взятыми образовательными организациями оперативно их проблемы решать.
Кроме того, было ещё одно Ваше поручение. Мы совместно с Народным фронтом сейчас разрабатываем такой мониторинг ситуации в сфере образования. Итоги подведём к концу учебного года, который покажет нам картину по стране в целом, по отдельно взятым регионам, по уровням образования, как ситуация меняется. Эти данные нам позволят предпринимать правильные шаги по дальнейшему исправлению ситуации.
Сейчас мы готовим доклад на Ваше имя, мы будем это делать раз в полгода с учётом новой правоприменительной практики. Есть у нас уже предложение для министерств по дальнейшей борьбе с бюрократией.
Что касается первого вопроса, мы действительно уже давно приступили к переходу к риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности. У нас есть такой механизм, как профилактический визит. То есть вся работа Рособрнадзора направлена не на то, чтобы кого‑то наказать, а, наоборот, показать те моменты, над которыми образовательной организации надо поработать. Чтобы все мероприятия, о которых говорили, выполнялись на высоком качественном уровне. И цели, которые поставлены перед системой образования, были выполнены.
М.Мишустин: Это всё, конечно, вопросы взаимосвязанные. Как снижение административно-бюрократической нагрузки, так и профилактическое воздействие на организацию, когда вы в первую очередь даёте риск-анализ того, что происходит, и возможность исправиться. На это, уверен, большинство учебных заведений настроены.
Помимо этого, ваша служба отвечает за проведение государственной аттестации после 9-го и 11-го классов.
Дети волнуются, родители волнуются. Без сомнения, это событие очень важное для молодёжи. И конечно, необходимо, чтобы глубина знаний всегда была на первом месте, а экзамены и тесты именно помогали ребятам, ученикам продемонстрировать то, что они знают, их способности и таланты. Для этого экзаменационные процессы должны проходить для учеников, учителей и родителей максимально комфортно. Потому что это большой стресс. Как выстраиваете работу в этом направлении?
А.Музаев: Михаил Владимирович, в этом году экзамены прошли в спокойной рабочей обстановке, на высоком организационном уровне. В целом у нас в этом году свыше 682 тысяч участников экзамена – практически в 6 тыс. пунктов проведения экзамена, в 89 субъектах и 55 странах.
А чтобы качественно организовать процесс в нашей стране, было задействовано более 300 тысяч общественных наблюдателей – это учителя, медработники, представители Министерства внутренних дел. И я, пользуясь случаем, хотел бы их поблагодарить за качественно проведённую работу. Это было действительно непросто.
В августе прошлого года мы провели широкие общественные обсуждения по совершенствованию процедуры проведения экзамена. Впервые за последние 15 лет такие обсуждения у нас были. Участие принимали и родители, и дети, и представители блогосферы, депутаты обеих палат, представители системы образования.
Мы много нововведений и советов экспертов использовали в этом году, но самое главное – мы привлекли родителей. То есть в каждом пункте был представитель родителей, и он смотрел именно за соблюдением прав детей. 19 тысяч родителей участвовали. Это хорошая практика. Они были на прямой связи с нами. И мы оперативно решали проблемы.
Кроме того, ещё одно нововведение было – это платформа обратной связи. Мы через «Госуслуги» такую платформу для выпускников создали. До или после экзамена в каждом пункте у нас были вывешены QR-коды. Мы получили 72 обращения, используя этот механизм, со всех пунктов. И тут же включались. И действительно, в правах восстанавливали, если они были нарушены.
Самым главным итогом экзаменов в этом году и самым большим успехом мы считаем совместную работу Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Было принято много программ, было много поручений Президента, Ваших поручений ведомствам в плане популяризации естественно-научных предметов.
И все эти механизмы в этом году впервые с 2018 года действительно сработали. У нас ещё так быстро количество участников ни в одной области не росло: рост в профильной математике – почти 13%, физика – 10%, химия, биология – 6%, информатика – 5%. Как правило, при таком приросте участников средние баллы падают, то есть количество иногда плохо влияет на качество. Но и этого не произошло. Средние баллы не только не упали – они даже немного подросли, практически по всем этим предметам.
На стратегических сессиях, которые Вы проводите, в частности по инженерному образованию, ректоры отмечали, что для них важен студент, знающий по этим предметам на 60+ баллов. Как правило, такой выпускник становится в будущем хорошим дипломированным специалистом и инженером. Прирост показателей по количеству ребят в этом году по всем этим предметам позволил качественно улучшить конкурс в инженерные вузы.
И об особенно приятном. Ежегодно мы поздравляем ребят, которые сдали на 100 баллов. Таких у нас более 7 тысяч.
М.Мишустин: Анзор Ахмедович, спасибо. Я бы хотел обратить Ваше внимание на одну особенность. Очень большое количество ребят, родителей хотят тестировать ситуацию, связанную со сдачей ОГЭ или ЕГЭ, заранее. И конечно, условия тестирования должны быть максимально приближенными к условиям, когда будет непосредственно государственное испытание.
Для организации этого процесса, мне кажется, нужно ещё многое сделать. Совместно с регионами нужно разработать такую возможность. Потому что, когда первый раз молодой человек или девушка идут сдавать такой экзамен, конечно, естественное волнение ухудшает их показатели. И вот здесь надо помочь ребятам чувствовать себя на экзамене увереннее. В частности, дать ребятам возможность через цифровую платформу – Вы сами о ней сказали – записаться и поехать сдать соответствующий тест не у себя в школе, как многие делают, а в незнакомых условиях, приближенных к условиям сдачи.
У меня просьба проработать эти вопросы и доложить в Правительство в ближайшее время. Подумаем, что для этого необходимо сделать. Было бы здорово, если бы региональные власти также подключились.
И в целом хочу сказать, что у нас отношение, как Вы правильно сказали, к сложным дисциплинам улучшилось. Это видно. Мы радуемся, поскольку очень важно, чтобы дети могли выбирать сложные вузы (технические ли вузы, не технические), и получать качественное, современное образование. Вносить свой вклад в развитие общества, страны, становиться той силой, которая поможет достичь национальных целей развития, поставленных перед нами главой государства.