Председатель Правительства ознакомился с ходом реконструкции погранперехода и посетил таможенно-логистический терминал «Каникурган».
Кани-Курган – один из ключевых погранпереходов на российско-китайской границе. 10 июня 2022 года состоялась официальная церемония открытия движения грузового транспорта через пограничный мостовой переход и через пункт пропуска Кани-Курган – Хэйхэ пошли первые грузовые автомобили. Характер международного сообщения – грузопассажирский.

Михаил Мишустин осмотрел автомобильный пункт пропуска через государственную границу Кани-Курган. С Министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым, Министром транспорта Андреем Никитиным, губернатором Амурской области Василием Орловым и начальником пограничного управления ФСБ России по Амурской области Евгением Трухановым
Михаил Мишустин осмотрел автомобильный пункт пропуска через государственную границу Кани-Курган. С Министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым, Министром транспорта Андреем Никитиным, губернатором Амурской области Василием Орловым и начальником пограничного управления ФСБ России по Амурской области Евгением Трухановым
В настоящее время с российской стороны реализована временная схема работы автомобильного пункта пропуска (АПП) с ограничениями по инфраструктуре и пропускной способности. Временная схема создана на период до завершения создания постоянного АПП Кани-Курган. В то же время на китайской стороне функционирует постоянный АПП с пропускной способностью 1100 ТС/сутки.
Для запуска движения грузового транспорта в условиях временной схемы работы АПП Кани-Курган создан сервис «Электронная очередь для транспортных средств». Силами привлечённого инвестора на расстоянии 4 км от АПП оборудована накопительная площадка на 250 грузовых автомобилей для регистрации и ожидания выезда к пункту пропуска. Разработано и внедрено собственное программное обеспечение управления процессом формирования очереди транспорта.
По состоянию на 7 июля 2025 года за весь период эксплуатации через мостовой переход проехало более 170 тыс. транспортных средств. В текущем году максимальный уровень транспортного потока зафиксирован в мае и составил 7943 транспортных средства, а среднесуточный показатель составил 265 транспортных средств в сутки.
Через пограничный мостовой переход импортируются упаковка, автошины, автозапчасти, оборудование, строительные материалы, одежда, электроприборы, колёсная спецтехника и автомобили. Экспортируются соевое и облепиховое масло, зернобобовые культуры, пиломатериал, шпон, косметика, сырьё для китайской традиционной медицины, сухое молоко.
С августа 2023 года открыты перевозки опасных грузов. В настоящее время экспортируются гелий, сжиженный природный газ (СПГ), сжиженный углеводородный газ (СУГ). В 2025 году экспортный поток транспорта с опасными грузами возрос с 91 транспортного средства за январь до 225 транспортных средств за июнь.
Кроме того, через мостовой переход с 10 декабря 2024 года открыт регулярный международный пассажирский маршрут между городами Благовещенск и Хэйхэ.
Михаил Мишустин в рамках рабочей поездки на Дальний Восток в августе 2020 года осматривал новый международный автомобильный мост Благовещенск – Хэйхэ и беседовал со строителями.
Таможенно-логистический терминал «Каникурган» введён в эксплуатацию в IV квартале 2023 года. Общая площадь – 180 тыс. кв. м. Полезная площадь склада временного хранения – 22 тыс. кв. м. Мощность – единовременное размещение не менее 600 крупнотоннажных транспортных средств.
Терминал оказывает комплексные таможенные услуги для импортного и экспортного грузопотока круглый год, 24 часа в сутки. Комплекс включает в себя 2 площадки:
— зона оформления и таможенного контроля грузов. Здесь находится склад временного хранения площадью 3 тыс. кв. м. В помещении предусмотрена зона погрузки для всех типов транспортных средств, организовано стеллажное хранение грузов, закуплен парк техники;
— грузовой комплекс. В нём функционируют 2 перегрузочных терминала, холодный и сухие склады, в том числе мультитемпературный.
Из стенограммы:
М.Мишустин: В первую очередь хочу поблагодарить всех, кто участвовал в создании этого терминала. Я прекрасно помню, как мы с коллегами прилетали к вам в регион на открытие моста. Думаю, сегодня можем туда проехать – посмотреть, как он функционирует.
И тогда как раз был доклад Минтранса о непостроенном ещё к тому времени, к сожалению, терминале, о том, что средства, которые были заложены, недостаточны.
Мы тогда провели целый ряд совещаний. Доложили Президенту этот вопрос. И начали с Виталием Геннадьевичем (Савельевым) реализовывать программу строительства пунктов пропуска по всей стране: магистральных, опорных пунктов пропуска. Их по стране 388 основных. И на сегодняшний день мы на Дальнем Востоке занимаемся модернизацией около 30 ключевых – к 2030 году.
То, о чём Вы сказали, очень важно. Самые современные средства цифрового контроля, бесшовного пропуска соответствующих грузов применяются здесь, в «Каникургане». Надо сделать это модельным вариантом. Я хорошо знаком с технологиями, о которых несколько раз мне докладывали, в том числе и вице-премьер Савельев. И надеюсь, что это даст возможность нашим людям – тем, кто работает в бизнесе и просто путешествует, – свободно перемещаться через границу с соблюдением всех соответствующих правил безопасности, досмотра. Ведь здесь самые современные технологии в здании таможенного оформления, боксе углублённого досмотра, в здании для туристических групп на выезд из Российской Федерации. Это всё элементы современного инфраструктурного развития, которые, уверен, дадут больше возможностей как перевозить грузы в нашу страну и экспортировать их, так и путешествовать в соседние страны, в частности Китай. То есть здесь серьёзная, развитая инфраструктура.
И надо делать всё, чтобы, конечно же, у нас были самые современные здания, сооружения и объекты – всё, что делает жизнь наших людей более комфортной.
<…>
Это было важнейшее решение по поручению Президента – создавать международные территории опережающего развития, в первую очередь на Дальнем Востоке. Как уже министр сказал, это такой специальный преференциальный режим создания производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью и привлечения иностранных инвестиций, в основном на территории Дальнего Востока. Уже есть хорошие результаты.
Главное, чтобы инвестор был абсолютно уверен в стабильных условиях. Вы сказали о них – это 15 лет таких стабильных условий, которые дают возможность гарантировать правовое регулирование и различные льготы.
И здесь очень важно привлечь этих самых потенциальных инвесторов, убедить их в этом. Одно из таких условий – это сервисы управляющей компании, для того чтобы максимально облегчить возможности работы на территории Российской Федерации. Вы знаете, что Россия никогда не закрывалась от иностранных инвестиций дружественных стран. Здесь есть с кем работать, на Дальнем Востоке, на востоке вообще. И это поможет развивать наши регионы. Это такая ситуация, когда новый инвестор придёт на уже подготовленную, хорошо сделанную инфраструктуру со всеми возможностями, которые может дать наша страна.
Хочу сказать, что закон о создании международных территорий опережающего развития на Дальнем Востоке был принят Государственной Думой уже в третьем чтении 17 июля, буквально несколько дней назад. Рассмотрение в Совете Федерации назначено на 25 июля. Надеюсь, в ближайшее время он будет принят и с 1 января 2026 года вступит в законную силу.