М.Мишустин: «Для укрепления технологического суверенитета важно расширять промышленные мощности, увеличивать выпуск отечественного автотранспорта. И в целом продолжать формировать вокруг автомобильной сферы современную экосистему».
Вступительное слово Михаила Мишустина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы сегодня обсудим вопросы автомобильной промышленности. Она оказывает значительное влияние на развитие ключевых отраслей экономики – металлургию, нефтехимию, электронику и многие другие.
Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию о развитии автомобильной промышленности
Президент особо подчёркивал необходимость достижения технологического суверенитета страны, в том числе в автомобильной промышленности, расширения собственного производства, чтобы обеспечить потребности и запросы граждан, бизнеса, городского и муниципального хозяйства в части автотехники.
Для решения этой задачи Правительство приняло ряд системных мер. Среди них и льготные займы Фонда развития промышленности, средства, предусмотренные в рамках федерального проекта «Производство инновационного транспорта». Они предоставляются прежде всего тем предприятиям, которые наращивают уровень локализации, роботизируют и автоматизируют производственные процессы. Используют, что очень важно, отечественные комплектующие и технологические разработки, создают квалифицированные рабочие места, повышают конкурентоспособность продукции как внутри страны, так и на внешних рынках, что крайне важно для снижения зависимости от западных компаний, которые в условиях санкций прекратили поставки компонентов российским автозаводам.
С целью наладить выпуск машин внутри страны направили в прошлом году свыше 350 млрд рублей, в первую очередь на субсидирование производств, включая те, которые были брошены иностранными компаниями. В результате мы уже сегодня запустили 10 современных площадок – в Тольятти, Ижевске, Москве, Санкт-Петербурге, Тульской, Калужской областях и ряде других регионов. В том числе там собираются и электромобили.
Для стимулирования спроса покупателей в 2024 году выделили порядка 43 млрд рублей. Эти средства пошли на льготное кредитование и лизинг, чтобы люди могли на выгодных условиях приобретать новые автомобили.
Благодаря такой обширной государственной поддержке их выпуск в прошлом году увеличился почти на треть по сравнению с предыдущим периодом и составил около 830 тыс. штук. Среди них не только машины для частных поездок, но и коммерческий транспорт, автобусы, грузовики, которые необходимы бизнесу для продуктивной работы.
Чтобы расширить ассортимент, осуществлялись дополнительные поставки и из дружественных стран.
Это положительно сказалось на динамике продаж автомобилей. Напомню, в 2024 году они превысили 1,8 млн штук, что на 40% больше чем за предыдущий период.
И по количеству реализованных легковых машин российский рынок в прошлом году, по оценке Европейской ассоциации автопроизводителей, занял четвёртое место в Европе.
Для укрепления технологического суверенитета важно расширять промышленные мощности, увеличивать выпуск отечественного автотранспорта, в том числе работающего на альтернативных видах топлива – электричестве, сжатом и сжиженном газе. И в целом продолжать формировать вокруг автомобильной сферы современную экосистему. Повышать уровень сервисного обслуживания, строить комфортные заправочные станции, зарядные комплексы. Уделять внимание внедрению беспилотного транспорта, созданию для него необходимой инфраструктуры и нормативной базы.
На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам Президент отмечал, что нужно максимально ускорить подготовку и принятие актов в этой области. Упростить внедрение экспериментальных правовых режимов, предусмотрев типовые решения для оперативного регулирования.
И конечно, результаты работы всей отрасли напрямую зависят от высококлассных инженеров, специалистов, конструкторов, технологов, рабочих. Нужно активнее готовить кадры, ориентируясь на запросы производителей.
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы все эти вопросы подробно рассмотрим с учётом имеющихся для автопрома вызовов.