Обсуждались основные проекты Курского электроаппаратного завода, в том числе создание испытательных центров, реализация программы импортозамещения, повышение уровня локализации, а также участие КЭАЗ в проектах индустриальных центров компетенций и профессионалитета.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Андрей Вячеславович!
Вы возглавляете значимую компанию, которая производит электротехническую продукцию, предназначенную и для распределения электроэнергии, и для промышленной автоматизации, и для других производственных сфер.
Это очень важные направления, развитие которых необходимо для выполнения поставленных Президентом задач по укреплению промышленного и технологического суверенитета страны.
Для надёжного функционирования всех объектов критической инфраструктуры, а это и энергетика, и транспорт, и стратегические предприятия, конечно, нужно обеспечивать независимость от иностранных комплектующих и компонентов, в том числе в части коммутационного и защитного низковольтного оборудования.
Расскажите подробнее о том, как работает Курский электроаппаратный завод. Как идёт работа по выпуску деталей?
А.Канунников: Сегодня Курский электроаппаратный завод – это флагман электротехнической отрасли. Кстати говоря, мы в этом году отмечаем юбилей – 80 лет. Мы ровесники славной Победы – рождены в 1945 году. У нас сегодня 2650 сотрудников. Причём за последние три года наш штат увеличился более чем на 50%. Это связано с тем, что мы активно занимаемся развитием, импортозамещением, вопросами технологического лидерства.
У нас шесть центров разработок в разных регионах Российской Федерации. 90 тыс. кв. м мы ввели за последние 10 лет, на территории Курска был возведён индустриальный парк, теперь это промтехнопарк «Союз». Мы создали уникальный испытательный центр – в России на сегодняшний день испытательных мощностей недостаточно, и мы вынуждены были в 2012 году выкупить мощную подстанцию, и на её основе построили испытательный центр.
Что касается импортозамещения и технологического суверенитета, 96% на сегодняшний день составляет уровень локализации. Практически весь объём производимой продукции у нас входит в реестр Минпромторга России, с которым мы последние семь-восемь лет взаимодействуем. Мы используем все необходимые меры: субсидии, господдержку. Также у нас выстроены взаимодействие и кооперация со стратегическими партнёрами – нашими заказчиками и производителями решений.
Мы не только детали для своих аппаратов делаем, но и начали производить сырьё. С 2014 года утвердили программу импортозамещения – разработали тепловую карту, увидели разрывы. И нам пришлось даже самостоятельно заниматься материаловедением и разрабатывать для себя композитные материалы. Поэтому сегодня это и малотоннажная химия, и производство сырья и деталей, и даже рециклинг.
Что касается технологий, то основная ценность нашего оборудования – это наука, инженерная мысль. Для того чтобы разработать современные аппараты – а это не только аппараты, но и линейка аппаратов, которая входит в состав решений и систем, – требуется не менее трёх с половиной – пяти лет. Соответственно, у нас работает более 180 разработчиков – это и программисты, и схемотехники, механики, конструкторы.
С 2022 года наша современная линейка выросла более чем в пять с половиной раз. Наша технология охватывает практически все отрасли – от генерации и распределения до утилизации, в том числе транспорт.
У нас более тысячи партнёров на территории Российской Федерации, которые применяют наше оборудование. (Показывает презентацию) Вот, например, один из типопредставителей. Здесь используются электронные компоненты, в том числе мы сразу же дублируем их на российской электронной компонентной базе.
М.Мишустин: То есть заказываете российскую электронику?
А.Канунников: Да. Когда мы разрабатываем свою схемотехнику, мы сразу же смотрим на ЭКБ, которая имеется в Российской Федерации.
М.Мишустин: А дизайн-центры у вас свои?
А.Канунников: Дизайн-центры с точки зрения разработки схемотехники у нас свои. Мы очень плотно взаимодействуем с научно-исследовательскими институтами, вузами.
М.Мишустин: Им хорошие льготы были предоставлены, точно такие же, как предприятиям IT и электроники.
Уровень локализации, у вас написано, силового автоматического выключателя – 96%. А что из 4% не удалось локализовать?
А.Канунников: Вот здесь внутри есть метизы, обычные метизы, мы их тоже можем производить, но для нас это не профильная продукция. Остальное всё своё.
Мы сегодня практически закрываем весь ассортимент для решений в низкой части. Также мы для себя определили вектор развития в среднем напряжении и в автоматизации технологических процессов. Мы активно развиваем этот сегмент. Совместно с Минпромторгом работаем в рамках доращивания своих изделий. Как я уже сказал, наше оборудование применяется во многих отраслях. Для кого‑то важны тропики, для кого‑то соляной туман, для кого‑то уровень вибрации или агрессивных сред – всё это мы учитываем, когда разрабатываем свои аппараты на основе решений и систем, которые используют непосредственно наши заказчики.
М.Мишустин: Мы сейчас активно готовимся к тому, чтобы пострадавшие районы получили статус свободной экономической зоны. А вы подумайте о том, как это можно соответствующим образом скоординировать с работой завода. Будет прорабатываться этот вопрос в ближайшее время.
А.Канунников: Здесь можно посмотреть, как представлены наши технологические переделы. Мы сегодня используем современные MES-системы собственной разработки и ERP. Также применяем искусственный интеллект в целях повышения производительности труда. Наши предприятия участвуют в проекте по повышению производительности труда. Мы входим в десятку участников проекта по промышленному туризму. Также заняты в проекте – робототехника и автоматизация промышленных предприятий.
М.Мишустин: А в проекте индустриальных центров компетенций принимаете участие? ИЦК – это импортозамещение программного обеспечения, включая системы автоматизации производства и АСУ.
А.Канунников: Планируем, так как мы разрабатываем собственную платформу. Поэтому мы сейчас изучаем этот вопрос с министерствами.
М.Мишустин: В июне будет «ЦИПР», «Цифровая индустрия промышленной России». Это большая конференция, которая проходит в Нижнем Новгороде. И на «ЦИПР» будут все такие решения рассматриваться. Будет пленарное заседание, связанное с индустриальными центрами компетенций в более чем 35 отраслях. Я бы очень хотел Вас с коллегами там видеть.
А.Канунников: Обязательно примем участие, поделимся своей практикой.
М.Мишустин: Мы активно занимаемся развитием профессионалитета, кластеризацией их и взаимодействием с крупными предприятиями. Для того чтобы профессионалитет, в частности, готовил специалистов уже с прицелом на предприятия, каким является ваше. И инженерные классы, которые в школах сегодня образуются, это всё подготовка к ориентации молодых людей для будущей профессии.
Кроме этого, активно развиваются передовые инженерные школы, чтобы построить взаимодействие, как Вы правильно говорите, с предприятиями. И конечно, вместе со специалистами, которые работают в высших учебных заведениях, заниматься научными изысканиями, наукой – с прицелом на её внедрение, иначе никакого смысла нет.
Как вы видите эту работу, как её надо построить или улучшить? И второе – как вы занимаетесь кадрами, которые необходимо готовить? Взаимодействуете ли вы с учебными заведениями профессионалитета и высшими учебными заведениями?
А.Канунников: Любая компания понимает, что успех зависит от кадров, от того, как ты готовишь специалистов, подбираешь, мотивируешь, удерживаешь, как вовлекаешь их в производственные процессы – все эти метрики в нашей компании сегодня присутствуют. И если говорить о проектах профессионалитета, мы их активные участники. «Передовые инженерные школы» – мы сегодня реализуем этот проект вместе с «ЛЭТИ» (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет).
Мы занимаемся оснащением лабораторий в ведущих университетах нашей страны. Ведём научные исследования и разработки с Московским энергетическим институтом, с «МИФИ», в котором непосредственно организовали дизайн-центр, также с нашим местным Юго-Западным государственным университетом – участником электротехнического кластера. Так что в подготовке кадров мы очень активны.
Более того, мы популяризируем инженерное дело. Инициировали фестиваль современного искусства и организовали в нашем индустриальном парке специальный трек, связанный с промышленным туризмом. 3 тысячи человек в среднем посещали наш индустриальный парк.
Причём готовим кадры не только для себя, но и для всей отрасли в целом. Поэтому мы просим поддержать проект по организации электротехнического кластера, координатором которого выступает институт развития – фонд «Сколково», и дальнейшей координацией этого проекта непосредственно будет заниматься он.
Также есть хороший механизм и практика координационного совета при Минпромторге, который включает в себя сразу несколько ФОИВ.
На выставке «Нефтегаз» мы с Минпромторгом совместно проводили несколько сессий, где присутствовали крупнейшие заказчики. Мы обсуждали, как за короткий промежуток времени достичь в этой области не только технологического суверенитета, но и лидерства. Нашу продукцию знают в 47 странах мира. Поэтому, уверен, такой проект, как кластер, плюс координационный совет позволят в сжатые сроки совершить серьёзный шаг совместными усилиями.
М.Мишустин: Спасибо, уважаемый Андрей Вячеславович.
Курский электроаппаратный завод вносит значимый вклад в энергетическую безопасность страны в целом, в достижение промышленного суверенитета. И надо, конечно, продолжать активное развитие, реализацию крупных инвестиционных проектов, взаимодействие с профессионалитетом, с высшей школой. Я услышал, что Вы сказали: необходимо также более эффективно работать с наукой, заниматься организацией обучения, более глубокими научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими разработками в соответствующей области. И хочу пожелать в Вашем лице всему вашему коллективу удачи и успеха.