Обсуждалась, в частности, деятельность ФАС по контролю за ценообразованием на социально значимые товары, регулированию маркетплейсов, тарифов естественных монополий, а также на услуги связи.
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федеральной антимонопольной службы Максимом Шаскольским
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Максим Алексеевич!
Вы возглавляете службу, которая выполняет очень важную функцию – защищает свободную конкуренцию. Именно конкуренция даёт возможность лучшим разработкам, научно-исследовательским и конструкторским решениям быть реализованными, причём в честной борьбе за получение заказа.
Президент особо подчёркивал необходимость поддерживать предпринимателей, чтобы они запускали перспективные проекты, наращивали вложения, увеличивали рабочие места, словом, действовали в деловых интересах и работали на повышение благосостояния российских граждан. И, конечно, у вашего ведомства также очень важная роль – это борьба с картелями, контроль за естественными монополиями и, что очень чувствительно для людей, ценообразованием. Это и сфера торговли, сфера жилищно-коммунального хозяйства, услуг, здравоохранения, строительства.
На встречах с депутатами Государственной Думы и на отчёте Правительства Российской Федерации в Государственной Думе мы подробно говорили как раз об этой функции Федеральной антимонопольной службы. Многие считают, что ФАС должна быть в этих вопросах жёстче. Поэтому нам надо обсудить, какие действия служба предпринимает в этом направлении, что здесь необходимо скоординировать с другими федеральными органами исполнительной власти. Вам слово.
М.Шаскольский: Уважаемый Михаил Владимирович!
Действительно, постоянный приоритет в работе ФАС России – это защита интересов граждан, создание для бизнеса условий для полноценной конкуренции и обеспечение внутреннего рынка доступными и качественными товарами. Проверяя цены на продовольственные, социально значимые товары, мы смотрим всю цепочку ценообразования, начиная от минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, исследуем затраты на производство, логистику, упаковку, оптовое звено, проверяем наценки торговых сетей. Если устанавливаем экономически необоснованные цены, наценки, аномально высокую рентабельность и при этом проверяемая компания занимает высокую долю на рынке, применяем меры антимонопольного реагирования, такие как выдача предупреждений или возбуждение антимонопольных дел.
А на конкурентных рынках продолжаем работу над повышением ответственного ценообразования. Механизм добровольных ограничений производителями и торговыми сетями цен и наценок на продукты применяется во многих регионах в соответствии с постановлением Правительства №662.
По состоянию на апрель 2025 года ценовые соглашения действуют в 51 регионе с участием 142 производителей, 30 оптовых организаций и около 13 тыс. организаций торговли. Это позволяет сдерживать цены.
В результате проводимой работы с торговыми сетями наценки на так называемые товары первой цены снизились с 22 до 4,7%. Это стало возможным в том числе благодаря принятым торговыми компаниями добровольным обязательствам.
В то же время мы фиксируем достаточно высокий уровень наценок на ряд товаров. Например, на хлеб и сливочное масло. Мы проверяем рентабельность на рынке молочной продукции. Проанализировали финансово-экономические показатели наиболее крупных производителей. В ряде случаев установили, что повышение отпускных цен производителей на сырое молоко и сливочное масло сопровождалось аномально высоким ростом рентабельности. Считаем это необоснованным. В отношении отдельных производителей сырого молока проводится дополнительная проверка, в том числе антикартельная.
Также проведён анализ на рынке хлеба в разрезе субъектов Российской Федерации. Практически во всех регионах выявлены производители, которые занимают доминирующее положение. В таких регионах мы поручили нашим территориальным управлениям проверить обоснованность цен производителя. В случае выявления нарушений будут приняты меры антимонопольного реагирования.
На постоянной основе ведётся ценовой мониторинг крупнейших производителей яйца куриного. В настоящее время ценовая ситуация остаётся стабильной. Ранее Правительство Российской Федерации приняло разработанное ФАС России постановление, направленное на сдерживание цен и запрещающее торговым сетям взимать с поставщиков масла сливочного и яйца куриного вознаграждения за приобретение определённого объёма товара.
Мы проанализировали формирование наценок на рыбную продукцию на пути к потребительской корзине. Действительно, в цепочке от рыбака до прилавка было обнаружено около 6 посредников. А цена в процессе движения может вырастать до 3,5 раза. Необходимо сократить товаропроводящую цепочку.
В целом работа по социально значимым продовольственным товарам направлена на стабилизацию цен для потребителей, увеличение предложения товаров на внутреннем рынке.
По лекарственным препаратам регулирование и контроль цен ведётся в отношении препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых важнейших лекарственных препаратов. В 2024 году мы проанализировали 11 тыс., а в I квартале ещё 1,6 тыс. цен, заявленных производителями. По результатам экономического анализа снижено 890 цен в среднем на 15%.
ФАС России совместно с Минстроем и Минпромторгом контролирует цены на стройматериалы. Например, со второго полугодия 2024 года по настоящее время снизились цены на базовые виды металлопродукции примерно на 8%.
Ранее при проведении по поручению Правительства Российской Федерации проверок нами выявлены монопольно высокие цены практически по всем материалам, которые используются в строительстве: по горячекатаному плоскому прокату, листовому стеклу, древесным материалам, газобетонным блокам, стальной арматуре. В этом году к этому перечню добавился цемент и сырьё для керамической промышленности.
По итогам рассмотрения дел для обеспечения конкуренции и сдерживания цен выданы предписания. За прошлый год в качестве штрафов в бюджет поступило 4 млрд рублей.
В части тарифного регулирования отмечу, что регионы, подконтрольные ФАС, устанавливают индексы платы граждан за коммунальные услуги. Для льготных категорий населения действуют механизмы адресной поддержки.
Мы постоянно проверяем достоверность и экономическую обоснованность расходов, которые учитываются при формировании тарифов. В случае выявления нарушений выдаём региональному тарифному органу предписание об исключении необоснованных затрат. Так, в 2024 году мы выдали 314 предписаний, исключено более 29 млрд рублей экономически необоснованных средств из тарифов на электроэнергию и ЖКХ.
М.Мишустин: Без сомнения, нужно и дальше внедрять инновационные инструменты мониторинга, в том числе за картельными соглашениями. Важно, чтобы честная конкуренция стимулировала предприятия, компании, бизнес внедрять самые современные инновационные методы работы, оптимизировать свои затраты. Тогда наиболее эффективные из них выходят вперёд, и ценообразование соответствует экономике с точки зрения интересов как производителя, так и покупателя.
Хочу спросить Вас о такой важной теме, как регулирование маркетплейсов.
На сегодня всё больше сделок совершается с использованием интернета. Маркетплейс-площадки предоставляют огромное количество услуг, соединяют заказчика товара или услуги с подрядчиком, минуя – во всяком случае, стараются миновать – регуляторов. Но чем больше туда уходит объёмов продаж, тем сложнее регулировать там ценообразование. Как ФАС регулирует на сегодняшний день платформы – маркетплейсы? Какие здесь есть проблемы и чем собираетесь заниматься на этом направлении в ближайшее время?
М.Шаскольский: Михаил Владимирович, в условиях цифровой трансформации экономики вопросы поддержания конкурентной среды приобретают особую значимость. И одной из важнейших задач действительно является защита продавцов и покупателей при работе на цифровых товарных рынках.
Организации интернет-торговли развиваются молниеносно, в том числе за счёт снижения транзакционных издержек. Создают новые возможности для предприятий малого и среднего бизнеса и новые удобные сервисы для потребителей.
В то же время в прошлом году ФАС России рассмотрела большое количество жалоб на действия ведущих организаций интернет-торговли. По итогам мы выдали предупреждения за навязывание продавцам невыгодных условий. Компании исполнили их и внесли изменения в свою работу.
В 2025 году были вновь выданы предупреждения – теперь уже за непрозрачный, подчас принудительный, механизм участия продавцов в автоакциях. Для исполнения нашего предупреждения компании уже реализовали возможность продавцов бессрочно отказаться от участия в автоакциях.
Сейчас мы подробно изучаем практику ведущих компаний интернет-торговли по предоставлению скидок за счёт собственных средств. Такие действия могут носить антиконкурентный характер. Они вытесняют с рынка традиционную торговлю и создают риски ухудшения финансового положения как продавцов, так и покупателей в дальнейшем.
При этом важно отметить, что принимаемые меры не будут сдерживать создаваемые положительные эффекты.
М.Мишустин: Надо постоянно анализировать ценообразование на рынках, своевременно выявлять превышение стоимости.
Мы как‑то совместно отслеживали с Вами этот процесс с использованием всех механизмов, доступных для мониторинга ценообразования. В среднем, если брать по 26 номенклатурам, которые формируют, скажем так, основную инфляцию на сегодняшний день, то практически 18% было от производителя до оптовика. И, соответственно, до полки – примерно 21. То есть, это порядка 40 с лишним процентов.
Здесь встаёт вопрос издержек. Конечно, логистика в связи с беспрецедентным санкционным давлением ухудшилась, но все издержки должны быть тем не менее нормированы. Поэтому роль ФАС здесь очень важная с точки зрения именно баланса.
Теперь хочу спросить у Вас по поводу летней поры. Сейчас предстоят отпуска для многих. И естественно, тарифное регулирование для людей будет очень важным. Это билеты на самолёт, на поезда.
Что служба здесь делает?
М.Шаскольский: Правительство утвердило круглогодичную скидку на железнодорожных маршрутах для детей в возрасте от 10 до 18 лет. Во исполнение этой нормы ФАС России разработала соответствующие проекты приказов – скидка на проезд будет предоставляться пассажирам от 10 до 18 лет независимо от формы обучения без предоставления справок из учебного заведения. Принятие этих изменений способствует поддержке семейного туризма.
В 2025 году крупнейшие авиакомпании «Аэрофлот», S7 приняли согласованные ФАС России коммерческие политики. Это результат длительной работы по обеспечению прозрачности ценообразования и повышения доступности авиабилетов. Каждая из авиакомпаний включила в коммерческую политику инициативные льготные программы для отдельных категорий граждан. Принятие таких коммерческих политик ведущими авиакомпаниями подаёт хороший пример всем участникам рынка авиаперевозок. И сейчас в службе находится ещё 12 коммерческих политик авиакомпаний на рассмотрении.
М.Мишустин: Главное – результат, чтобы у людей была возможность за разумные средства приобрести железнодорожный билет или авиабилет и отдохнуть.
Максим Алексеевич, ещё очень важный вопрос, связанный с услугами на связь и роуминг, когда люди путешествуют, едут в другие регионы страны, или, например, в Белоруссию, с которой, Вы знаете, мы синхронизировали тарифы на сотовую связь. Это, конечно, всё людей волнует. Что здесь служба делает? Я знаю, что у вас были хорошие задумки, чтобы привести в порядок, скажем так, тарификацию на услуги связи внутри страны.
М.Шаскольский: Да, Михаил Владимирович, большое количество обращений граждан поступает по поводу стоимости услуг мобильной связи. С учётом коллективного доминирующего положения так называемой большой четвёрки сотовых операторов каждое повышение тарифов мы проверяем.
В 2024 году мы признали необоснованным повышение тарифов одним из операторов для более чем 30 миллионов потребителей – оно не было связано с модернизацией инфраструктуры и обоснованными затратами. И по итогам рассмотрения антимонопольного дела оператор обязан перечислить в бюджет порядка 3 млрд рублей незаконно полученного дохода. Сейчас мы отстаиваем свою позицию в суде.
Надо сказать, что в интересах развития внутреннего туризма в Крыму полностью отменён роуминг на мобильную связь. Ранее ФАС России устранила предпосылки для взимания дополнительной платы на территории полуострова, и для всех операторов были созданы экономические условия для её полной отмены.
Операторы последовательно отменили взимание дополнительной платы. Последний из операторов «большой четвёрки» отказался от судебного обжалования нашего предупреждения и завершает полную отмену до конца июня. Теперь работа по приведению тарифов на услуги связи в поездках по России к уровню домашнего региона завершена.
М.Мишустин: Максим Алексеевич, просил бы Вас проводить, в частности, более активную публичную политику. Федеральная антимонопольная служба должна разъяснять, что делается для людей и для бизнеса в области ценообразования, информировать о своей работе с нарушителями с привлечением правоохранительных органов и Федеральной налоговой службы.