В повестке: о едином морском операторе северного завоза, о строительстве очистных сооружений вблизи Байкала, о Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики до 2036 года.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Из стенограммы:
М.Мишустин: Доброе утро, уважаемые коллеги!
Оперативное совещание с вице-премьерами
Сегодня начнём с решения о северном завозе. Этот вопрос имеет огромное значение для благополучия жителей Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. В силу природных условий ограничены сроки завоза грузов туда. От них во многом зависит обеспечение почти 3 тыс. городов и посёлков. В текущем году в эти районы будет доставлено почти 3,5 млн т продуктов питания, лекарств, топлива и других нужных людям товаров.
Президент подчёркивал, что снабжение таких территорий должно быть организовано чётко, по графику, без сбоев и в полном объёме. Для этого сформирована правовая база. Правительством принят целый ряд решений, которые завершат эту работу.
Участники совещания
-
PDF
185Kb
Список участников оперативного совещания с вице-премьерами, 24 марта 2025 года
Что важно, назначен единый морской оператор. Определены его функции и правила деятельности, в числе которых – порядок его взаимодействия с участниками северного завоза, разработка и изменение маршрута, графика движения судов в рамках регулярных каботажных перевозок между морскими портами.
Наш Крайний Север – это не просто стратегически значимый регион. Люди там проживают и работают в экстремальных погодных и климатических условиях. И конечно, надо сделать так, чтобы у них было всё, что нужно, тем более товары первой необходимости.
Ещё об одном документе – о защите озера Байкал. Подготовлено постановление Правительства, на основании которого будем предоставлять и распределять субсидии регионам на модернизацию и строительство очистных сооружений вблизи этого водоёма. Речь прежде всего идёт о двух российских субъектах – это Бурятия и Иркутская область.
Как отмечал Президент в Послании Федеральному Собранию, при создании современной безопасной инфраструктуры на Байкале важно строго придерживаться принципа «ноль загрязнения», то есть полного отсутствия отходов и неочиАщенных стоков в озеро.
Правительство ведёт такую работу в рамках национального проекта «Экологическое благополучие» и федерального проекта «Вода России». Ряд необходимых объектов в этой сфере в Прибайкалье уже появились. В то же время требования к качеству очистки должны быть максимально высокими.
Побывать в этой местности хотят немало наших граждан, в том числе семьи с детьми. Есть интерес и у предпринимателей, которые готовы вкладываться в туризм, развивать инфраструктуру в близлежащих субъектах. И для всех них – отдыхающих и инвесторов – важно создавать комфортные условия.
В постановлении уточняется порядок предоставления субсидий регионам, в том числе критерии отбора природоохранных проектов. Хочу обратить ваше внимание, что следует обеспечить строгий контроль за ходом работ, ведь они могут фактически повлиять на состояние заповедных территорий, на экологию.
Среди прочего в правилах предусмотрено подключение видеонаблюдения, которое на подобных объектах должно осуществляться круглосуточно и транслироваться в интернет. Это будет способствовать усилению эффективности использования предоставляемых субсидий.
В федеральном бюджете на ближайшие три года было зарезервировано свыше 9,5 млрд рублей на такие цели. Эти средства будут направлены на реконструкцию и строительство очистных сооружений возле озера.
Рассчитываем, что все эти меры позволят улучшить экологическое состояние Байкала, что, конечно, положительно повлияет на окружающую среду, а также условия жизни для местных граждан и туристов.
К другой важной теме. Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей – одна из наших национальных целей, которые поставлены руководителем государства. Правительство утвердило Стратегию действий по реализации семейной и демографической политики и поддержке многодетных семей в России. Она рассчитана до 2036 года. Нацелена на решение целого комплекса задач, выполнение которых позволит добиться, чтобы в нашей стране рождалось больше малышей и по всей России создавались условия для их роста и развития.
Важное направление – совершенствование помощи родителям, а также будущим мамам и папам. Она должна оказываться во всех жизненных ситуациях. В том числе будем расширять для них возможности совмещать работу и учёбу с рождением и воспитанием детей, улучшать их жилищные условия.
Продолжим повышать качество и доступность медицинской помощи – с акцентом на укрепление системы охраны материнства и детства, профилактику заболеваний, особенно тех, которые влияют на репродуктивное здоровье.
Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), расскажите о стратегии и как планируется её реализовывать.
Т.Голикова: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Стратегия является одним из значимых результатов завершившегося 2024-го Года семьи. Цели этой стратегии сформированы строго в соответствии с целями национального развития, обозначенными Президентом.
Хочу отметить, что над данным документом работали ведущие демографические школы страны. Они все были вовлечены в эту работу. Кроме того, этим занимались регионы, федеральные органы исполнительной власти, депутаты Государственной Думы, сенаторы, общественные организации.
Также необходимо отметить, что впервые такой документ обсуждался с родительским сообществом. Мы в рамках подготовки стратегии провели восемь окружных демографических форумов – в каждом федеральном округе. И регионы от своего федерального округа имели возможность представить предложения в стратегию. Они все были проанализированы и включены в этот документ.
Важно, что при разработке подходов мы учитывали особенности сложной демографической ситуации, в которой находится Российская Федерация. То есть, все обозначенные в стратегии задачи будут реализовываться в период, когда количество женщин репродуктивного возраста будет снижаться до 2046 года. Поэтому мы старались сконцентрироваться именно на тех мероприятиях, которые действительно внесут свой вклад в повышение рождаемости и увеличение населения страны.
Исходя из исследований и тех обсуждений, которые были проведены, мы определили несколько основных направлений.
Первое – укрепление института семьи, защита и сохранение, продвижение в обществе традиционных духовно-нравственных ценностей. Как я уже сказала, многое было сделано в Год семьи, но нужно не менее четырёх-пяти лет постоянной, кропотливой коммуникационной активности с использованием всех инструментов, чтобы получить заметный результат. На это в том числе нацелены мероприятия в рамках национального проекта «Семья».
Второе – формирование у граждан всех возрастов системы мотивации к здоровому образу жизни и создание условий для своевременной профилактики заболеваний. Ключевые резервы снижения смертности и роста ожидаемой продолжительности жизни с точки зрения стратегии, которую мы принимаем, – это, конечно, распространение принципов здорового образа жизни и профилактика заболеваний, а также снижение воздействия на человека основных факторов риска. Это всем известные факторы – и табакокурение, и употребление алкоголя, и низкий уровень физической активности, и нерациональное питание. Всё это отдельные блоки стратегии тоже.
Третье – охрана материнского, отцовского, детского здоровья и в целом укрепление репродуктивного здоровья граждан. Здесь мы выстраиваем работу по охране репродуктивного здоровья, раннему выявлению заболеваний, в том числе путём диспансеризации и профосмотров. И особое внимание уделяем мужскому здоровью, здоровью подростков. Это тема, которая тоже широко обсуждается и является нашим приоритетом.
Предусмотрены нацпроектом и дополнительные инвестиции в эту сферу.
При этом необходимо сказать, что поступательная работа Правительства под руководством Президента в этом направлении уже дала свои очевидные результаты, которые воплотились в том числе в снижении показателя младенческой смертности. Её низкий показатель – это один из итогов реализации национального проекта «Здравоохранение».
Четвёртое – совершенствование целостной системы поддержки семей с детьми. Мы движемся поступательно по показателям снижения бедности. Вы уже говорили, что 2024 год здесь ознаменовался серьёзным результатом. Мы имеем показатель 7,2. Это самый низкий показатель с начала 2000-х годов и вообще в истории Российской Федерации. Здесь мы уделяем особое внимание снижению показателя бедности многодетных семей. В этой связи будем донастраивать меры поддержки. Примером такой донастройки является семейная налоговая выплата, которая вступит в силу с 2026 года. И конечно, это рост минимального размера оплаты труда, трудовых доходов и так далее.
Пятое – это содействие в успешном совмещении гражданами семейной и профессиональной реализации посредством развития государственных сервисов по присмотру и уходу за детьми, групп продлённого дня, а также корпоративной поддержки работодателями семей.
Мы создаём в вузах центры поддержки молодых семей. Такую работу начали вместе с Минобрнауки. А вместе с Российским союзом промышленников и предпринимателей и Федерацией независимых профсоюзов в конце 2024 года на российской трёхсторонней комиссии утвердили так называемый корпоративный демографический стандарт, который должен внедряться всеми работодателями.
И наконец, ещё один принцип, который по поручению Президента реализуется во всех проектах, это семейноцентричность. Во всех национальных проектах есть мероприятия, которые направлены на поддержку семьи.
Реализовывать стратегию будем в рамках двух этапов: с 2025 по 2030 год и с 2031 по 2036 год. Под каждый из них будет разработан детальный план. Работаем вместе с президентским Советом по реализации государственной демографической и семейной политики и также с Валентиной Ивановной Матвиенко.
Стратегия включает в себя достижение 13 показателей, ключевыми из которых являются ожидаемая продолжительность жизни, рост количества многодетных семей и снижение уровня их бедности и, конечно, самый сложный и самый, наверное, важный показатель – суммарный коэффициент рождаемости.
Будем в этих направлениях работать и реализовывать подписанный документ.
М.Мишустин: Спасибо, Татьяна Алексеевна.
Без сомнения, забота о подрастающем поколении и о российских семьях
требует очень большой комплексной работы на всех уровнях. При непосредственном
участии регионов, экспертного сообщества. И конечно, с учётом обратной связи от граждан. Надо учитывать их мнение и на основе этого выстраивать всю систему
поддержки семей с детьми, как нам и поручил Президент.