Участники коллегии Министерства экономического развития на заседании подвели главные итоги работы ведомства за 2024 год. Приоритетами названы сохранение макроэкономической стабильности, купирование рисков в отраслях и увеличение потенциала роста экономики.
«Несмотря на продолжающееся санкционное давление со стороны недружественных стран, наша экономика продемонстрировала высокую степень устойчивости. Более того, показала беспрецедентные темпы роста. Темпы роста ВВП в 2024 году составили 4,1%, за прошедшие два года – 8,4%. Они стали самыми высокими за последнее десятилетие. Достигнутые показатели выше среднемировых и значительно выше темпов роста экономик западных стран. В номинальном выражении с 2020 года российский ВВП вырос в два раза и по итогам прошлого года составил 200 трлн рублей. Были удвоены доходы бюджета, а доля нефтегазовых доходов снижена. Это говорит о диверсификации российской экономики», – сказал Заместитель Председателя Правительства Александр Новак, открывая заседание коллегии.
С учётом текущих вызовов работа Правительства и Минэкономразвития, в частности, сосредоточена вокруг решения трёх главных задач, отметил в своём докладе Министр экономического развития Максим Решетников. «Первая – обеспечение макростабильности. Вместе с Банком России и Минфином работаем над взаимоувязкой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики», – пояснил он и напомнил, что данная тема обсуждалась в январе на стратегической сессии под руководством Председателя Правительства.
Вторая задача – купирование рисков в отдельных отраслях из‑за последствий ужесточения денежно-кредитной политики. Третий блок вопросов связан с ростом потенциала экономики. «Потенциал экономики мы оцениваем в 3% в год и считаем, что этот параметр достижим», – подтвердил министр.
Глава ведомства акцентировал внимание на необходимости дальнейшей поддержки инвестиций в регионах и развития действующих механизмов поддержки. Так, в прошлом году особые экономические зоны появились в трёх регионах (Ростовской и Тверской областях, Мордовии), а в семи были расширены. «Пришли рекордные 230 новых резидентов. Всего их 1300, это значит, что каждый пятый инвестор пришёл в прошлом году», – указал он.
При поддержке Комитета по экономической политике Госдумы обновлены критерии создания ОЭЗ, чтобы можно было развивать отдельные специализации. Снижен порог входа по инвестициям для проектов техсуверенитета. Снят запрет на залог резидентами арендных прав по землям в госсобственности, чтобы инвесторы привлекали кредиты на стадии строительства.
Завершён первый этап работ по механизмам, помогающим строить инфраструктуру для инвесторов. «В этом году задача – их перезапустить, сохраняя главный принцип: делать ставку на проекты, которые несут эффекты для экономики. Будут генерить налоги, а не издержки», – добавил Максим Решетников.
«Продолжим улучшать деловой климат: снижать издержки и барьеры в рамках ТДК [трансформации делового климата], реинжиниринга правил промышленного строительства, региональных и муниципальных инвестстандартов. Сейчас вместе с Агентством стратегических инициатив перезапускаем национальную модель ведения бизнеса», – информировал министр.
Говоря о других приоритетах работы в 2025 году, глава Минэкономразвития подчеркнул важность развития государственной статистики. Уже запущен масштабный проект по цифровизации статистики, сбору информации, объединению данных с ведомственными системами. Задача – создать единую цифровую платформу статистики, перевести всё взаимодействие на новый уровень, сократить время обработки данных и отчётную нагрузку на бизнес, отметил он.
Ещё одно важное направление – реформа ОКВЭД. Принят закон, который предполагает, что код ОКВЭД будет не тем, что предприятие когда‑то определило при регистрации, а будет отражать реальную экономическую структуру его деятельности. Предстоит большая межведомственная работа для перехода на новую систему. «Это важно для формирования адекватной статистики. С другой стороны, мы получим инструмент массовой поддержки предприятий», – сообщил министр.
«У Совета Федерации сложились очень продуктивные отношения с экономическим блоком Правительства. Практически еженедельно мы встречаемся для обсуждения дальнейших мер по обеспечению устойчивости финансового сектора и различных отраслей экономики», – отметил заместитель Председателя верхней палаты парламента Николай Журавлёв.
«На повестке профильных комитетов Совета Федерации много совместных вопросов. Среди них – реализация Стратегии пространственного развития России, поддержка долгосрочных инвестиций, снижение административной нагрузки на бизнес. И конечно, ключевой для Совета Федерации остаётся работа по улучшению инвестиционного климата в регионах», – добавил он.
Председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике Максим Топилин в свою очередь отметил важность большой законотворческой работы, проводимой Минэкономразвития. В качестве примера он привёл закон о креативных индустриях, о технологической политике, изменения в законе о концессиях. Кроме того, по его словам, существующие меры поддержки необходимо аккумулировать в рамках одной интернет-платформы по аналогии с госуслугами.
«Ещё семь-восемь лет назад госуслуги существовали, по сути, в виде описания неких административных регламентов. Сегодня большую часть из них можно получить в электронном виде. Для бизнес-структур необходимо ставить задачу создания аналогичного доступа к полному спектру мер поддержки, всему, что связано с преференциальными режимами», – заявил депутат.