Обсуждались итоги приёмной кампании, текущая деятельность вуза, в том числе расширение сети региональных и зарубежных филиалов, подготовка специалистов по фундаментальным наукам, математике.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Виктор Антонович!
Вы уже более 30 лет возглавляете одно из важнейших учебных заведений страны – Московский государственный университет. Его статус, фундаментальность знаний которые он даёт, очень высоки. Это российский вуз, который входит в сотню лучших университетов мира по версии международных рейтингов.
Это не только образовательное учреждение с развитой инфраструктурой и большой сетью филиалов в том числе за рубежом, но и, что очень важно, это вуз, который имеет серьёзную научную базу, несколько научных школ, объединяющих уже состоявшихся учёных, молодых специалистов, тех, кто учится в аспирантуре, в вузе.
Ведущую роль МГУ также играет в подготовке наших старшеклассников. Тех, кто учится, в частности, в СУНЦ, который мы с Вами, кстати, посещали два года назад. Большой конкурс туда. Здесь ведётся и большая методическая работа для ребят. В Московский университет стремятся поступить ребята из разных городов, регионов нашей страны, потому что, окончив МГУ, они становятся квалифицированными специалистами, всегда востребованными на рынке.
Виктор Антонович, новый учебный год в полном разгаре. Как прошла в целом приёмная кампания, как развивается вуз?
В.Садовничий: Михаил Владимирович, спасибо огромное за Ваше внимание к Московскому университету, Вашу поддержку – она велика, и мы её чувствуем.
Мы этот учебный год начали на подъёме. У нас все показатели лучше и выше, чем в прошлом году. Мы приняли 10 тысяч студентов на первый курс, средний балл ЕГЭ у них выше. Конкурс у нас – восемь человек на место. Заявлений было 80 тыс. Таким образом, мы отобрали лучших из лучших. Среди них многие – победители международных олимпиад. И я уверен, что это будущее поколение внесёт большой вклад в нашу науку и другие сферы деятельности.
Выпуск у нас состоялся чуть раньше. Мы выпустили 12 тысяч студентов. Среди них 30% окончили Московский университет с отличием. Они дали клятву быть верными науке, образованию, Московскому университету.
Таким образом, все наши показатели хорошие.
Мы кое‑что и новое сделали – выиграли конкурс ПИШ – это передовые инженерные школы. Этот проект начал успешно работать.
Ещё сильная сторона Московского университета – иностранные студенты. У нас их 14 тысяч, и каждый год всё больше и больше к нам прибывает ребят из‑за рубежа. В этом году мы тоже приняли 3 тысячи иностранных студентов из разных стран. Они хорошо учатся.
Кроме СУНЦ у нас ещё есть собственная гимназия Московского университета, и недавно к нам присоединилась классическая гимназия в Усть-Лабинске – теперь тоже наш филиал.
Мы имеем ряд филиалов за рубежом. В них учится около 3 тысяч студентов. И самый мощный наш центр за рубежом – это совместный с Пекинским политехническим институтом университет в Шэньчжэне, где сейчас учится уже 3 тысячи человек, а к концу следующего года будет 5 тысяч. Это настоящий классический, мощный университет мирового уровня. Кампус китайские товарищи построили похожий на кампус Московского университета.
М.Мишустин: Мне докладывали. Это замечательный проект. И очень популярным в Китае становится.
В.Садовничий: Да, он очень популярен. Китайская сторона уделяет огромное внимание этому проекту.
М.Мишустин: Виктор Антонович, самое серьёзное значение в образовании – знаю, что Вы это подчёркиваете всегда в своих выступлениях и на лекциях, – имеют точные науки. И одна из них – математика. Вы сами крупный специалист в этой области. При этом Вы всегда занимались не только самой математикой, но и организацией обучения этой очень важной науке как школьников, так и студентов, аспирантов.
Мой вопрос следующий. Сегодня, когда Президент ставит перед нами задачу по обеспечению технологического, экономического, промышленного суверенитета, подготовка специалистов в этой области приобретает особенно большое значение.
Я бы хотел, чтобы Вы рассказали подробнее, как обстоят дела с подготовкой математиков в МГУ, с преподавателями, с учителями и т. д.
В.Садовничий: Михаил Владимирович, Вы подняли очень важный вопрос. Математика – это основа, база. Потеря математического уровня ведёт неизбежно к потере уровня во всех предметах и в других направлениях и, конечно, наносит колоссальный ущерб экономике страны. Поэтому мы всегда были лучшими в мире по математике, обладая мощнейшими научными школами. Вы их знаете – Колмогоровская школа, Лузина – Егорова и так далее.
К сожалению, в трудные 90-е годы отношение к математике, да и её уровень стали падать.
Михаил Владимирович, сейчас много делается и в школе – вот я конкурс «Учитель года» проводил, – и в высших учебных заведениях. Но мне кажется, что этих усилий пока ещё недостаточно. Нам надо вернуть тот высокий уровень отношения к фундаментальным наукам, который у нас всегда был.
Нам поручено разработать четыре концепции – математическую, физическую, биологическую и химическую. Мы их разработали и передали в министерство. Ждём дальнейшего развития. Переход на новые концепции преподавания – это переход на более высокую ступеньку обучения математике.
Конечно, очень важна школа, даже дошкольное обучение. Мы, Московский университет, многое делаем, но этого мало в целом для страны. Поэтому моя тревога, забота о том, чтобы фундаментальные науки были в почёте. Я посмотрел на международный опыт: страны, которые технологически высоко развиты, тоже ставят этот вопрос, который Вы поставили, – роль математики и её значение для обучения, для экономики и в целом для развития государства. Московский университет – я лично буду всё делать и дальше, чтобы математика, естественные науки, фундаментальное знание у нас играли бóльшую роль.
Надо учить не только запоминать или пользоваться компьютером, гаджетами, а думать, доказывать. И вот эти теоремы, эти открытия в математике, – они являются движителем в любом направлении прогресса. Ничего бы не было без фундаментальных открытий.
Я могу вспомнить Чебышёва, который, рассмотрев параллелограмм Уатта, вдруг сказал: так это же надо рассматривать функции, наименее уклоняющиеся от нуля. И так многочлены Чебышёва стали классикой. Это действительно гений. Поэтому моя забота, тревога, о которой я сказал, остаётся, но, хочу подчеркнуть, многое делается.
М.Мишустин: Спасибо Вам за Вашу инициативу – мы поддержали учреждение Дня математика в честь нашего выдающегося учёного Николая Лобачевского. Конечно, рассчитываю, что все мероприятия, которые запланированы по этому случаю, пробудят интерес школьников, ребят к математике. Ведь в Советском Союзе интерес к математике был огромный. Был журнал «Квант», многие его, наверное, помнят. И много было различных вариантов, как себя проявить, – олимпиады, кружки были, семинары. В своё время я ездил на семинар, где выступал Сергей Павлович Курдюмов, если Вы такого помните. Евгений Самарский – был такой учёный. И многие другие выдающиеся академики – все занимались тем, что ещё и популяризировали математику, рассказывали о ней.
Почему‑то сейчас считается, что математика, скажем так, нужна только для физиков, айтишников, технарей. Мне кажется, это не так. Она и для специалистов в социологических науках, культуре, искусстве нужна.
Хочу ещё раз поблагодарить Вас за такое отношение к математике, к науке в целом. Пожелать всего самого доброго. С наступающим Днём математика поздравить и со скорым юбилеем Московского государственного университета. До празднования совсем немного времени осталось.
Хочу пожелать, чтобы Московский государственный университет всегда оставался лидером отечественного образования.
В.Садовничий: Спасибо, Михаил Владимирович. Очень дороги Ваши слова для меня и коллектива Московского университета. Я в квадрате присоединяюсь к Вашей мысли, что математика нужна везде. И мы будем стараться делать всё, чтобы занять ведущие позиции в мире и их удерживать. В естественных науках, в математике, вообще в образовании. У нас есть для этого силы и потенциал.
Огромное Вам спасибо за внимание к образованию и науке.