Из стенограммы:
Виталий Савельев выступил с докладом «Об эффективности принятых решений по развитию логистики в восточном направлении» на транспортной сессии Восточного экономического форума
Работа по диверсификации транспортно-логистических маршрутов велась давно, поэтому широко обсуждаемый в последние годы «восточный разворот» не стоит считать вынужденным или неожиданным шагом. Недружественные действия отдельных западных стран действительно ускорили принятие решений по перенастройке грузовых потоков, но транспортный сектор выстоял в условиях санкционного давления и сейчас демонстрирует активное развитие.
Основные задачи российского транспортного сектора лежат в плоскости выполнения поручений Президента России Владимира Путина. Они связаны с повышением связанности территорий, формированием комфортных условий для транспортировки грузов и перевозки пассажиров и тем самым поддержанием устойчивой платформы для роста экономики. Дальний Восток является геостратегическим направлением в решении этих задач.
По итогам прошлого года провозная способность Восточного полигона составила 173 млн т, что на 75 млн т больше показателей 10-летней давности. По поручению Президента России утверждён третий этап работ до 2035 года, инвестпроект позволит увеличить провозную способность железнодорожных магистралей до 270 млн т к 2032 году. Мощности морских портов, связанные с железной дорогой, в настоящее время составляют более 215 млн т. К 2030 году мощности морских портов Дальнего Востока, связанные с железной дорогой, увеличатся на 60 млн т и достигнут 275 млн т.
На развитие Дальнего Востока глобальное влияние окажет проект «Развитие Большого Северного морского пути». В рамках проекта длина Севморпути увеличится с «оригинальных» 5,6 тыс. до 14 тыс. км, он свяжет Владивосток с Санкт-Петербургом и Калининградом.
Особое внимание уделяется развитию авиации на Дальнем Востоке, во многих районах это единственный способ транспортного сообщения. Объём перевозок пассажиров по дальневосточным направлениям ежегодно увеличивается и в 2023 году составил рекордные 10,5 миллиона человек. За первую половину 2024 года по данным направлениям уже перевезено 4,8 миллиона пассажиров, это на 8% больше показателя аналогичного периода 2023 года.
Активно ведётся комплексная работа по модернизации пунктов пропуска через государственную границу. В период 2024–2030 годов запланированы мероприятия в 27 приоритетных пунктах пропуска ДФО, в том числе реконструкция 19 пунктов пропуска.