Обсуждались различные аспекты взаимодействия Правительства и Совета Федерации в ходе законотворческого процесса, в частности, реализация задач, поставленных Президентом в послании Федеральному Собранию.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Выступление Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко
Вопрос заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Инны Святенко
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги!
Хочу начать с того, что в минувшие выходные дни в двух наших регионах – в Дагестане и в Севастополе произошли террористические акты.
В Дербенте и Махачкале боевики напали на храмы. Есть погибшие, раненые.
По Крыму – со стороны Украины нанесён ракетный удар по Севастополю. Били по мирным гражданам, отдыхавшим в выходной. Среди раненых и погибших есть, к сожалению, дети. Там уже работает сводная медицинская бригада.
Сразу же по поручению Президента все службы были мобилизованы – оказывается помощь. Правительство постоянно на связи по этому вопросу с Президентом. Принимаем все необходимые меры, чтобы поддержать наших людей.
Конечно, хочу пожелать выздоровления всем, кто госпитализирован. И выразить самые искренние и глубокие соболезнования тем, кто потерял родных и близких.
Теперь к текущим вопросам. Хочу поблагодарить всех сенаторов и, естественно, Вас лично, уважаемая Валентина Ивановна, за позицию по формированию Правительства Российской Федерации.
В этом году Совет Федерации, согласно своим полномочиям в соответствии с новыми нормами Конституции, впервые проводил консультации по предложенным Президентом кандидатурам руководителей федеральных органов исполнительной власти в сфере безопасности, обороны, внутренних дел и иностранных дел, а также юстиции и предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Все решения были приняты профессионально и оперативно. Именно так планируем и со своей стороны работать с Советом Федерации в новом составе Правительства – способствуя эффективному взаимодействию между нами.
Это уже происходит в рамках правительственных часов, которые проходят в палате, заседаний соответствующих профильных комитетов или рабочих групп по вопросам законотворчества, по отраслевым вопросам.
Совет Федерации всегда приходит к нам с самыми серьёзными и нужными инициативами. Поэтому хочется прежде всего подвести итоги совместной работы.
Год назад, на прошлом совещании (а мы чётко мониторим все абсолютно решения, которые по результатам наших совещаний принимаются) были затронуты самые разные и востребованные вопросы. По его результатам дано более двух десятков поручений министерствам, ведомствам, службам. Все они исполнены, подготовлены необходимые документы. Те, которые в нашем ведении, они на выпуске. Если требуется обсуждение в парламенте – соответственно, направлены в Федеральное Собрание.
Я знаю, что сенаторы тщательно отслеживают, что делается по правительственным поручениям в процессе законотворчества.
В самые короткие сроки нам предстоит в соответствии с целями, которые были поставлены Президентом, обновить многие национальные и федеральные проекты, предусмотреть соответствующее финансирование с учётом приоритетов по поддержке семей, молодёжи, по развитию собственного производства в самых различных отраслях, укреплению нашего финансового, экономического, технологического, промышленного суверенитета. Рассчитываем, что сенаторы примут в этом самое активное участие, в том числе в рамках подготовки очередного проекта трёхлетнего федерального бюджета.
Список участников
-
PDF
267Kb
Список участников встречи с членами Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 24 июня 2024 года
Ещё один важный момент, на который хотел бы обратить ваше внимание, – это регулирование защиты прав наших участников специальной военной операции и членов их семей.
Достаточно оперативно были сформированы нужные нормативные акты, которые охватывают самые различные вопросы в этой сфере, но в то же время следует мониторить, насколько текущее правоприменение соответствует запросам наших ребят. А при необходимости – донастраивать законодательство в их интересах, как это было сделано ранее, когда вместе с вами, с коллегами из Государственной Думы предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц для тех, кто добровольно заключил контракт и отстаивает интересы нашей страны. Сообща действовали, чтобы освободить ребят от необходимости платить также государственную пошлину для получения целого ряда документов. Поддержали и предложение о возможности предоставлять без очереди и бесплатно земельный участок нашим героям – это и Герои Советского Союза, Герои России и полные кавалеры ордена Славы. Защищали права членов семей, ветеранов боевых действий, укрепляя гарантии их трудоустройства.
Прошу вас и дальше отслеживать, как обстоят дела в этой сфере, и нам подсказывать. В российских субъектах участникам специальной военной операции и их близким были предоставлены и региональные льготы. Обеспечение обратной связи с людьми на местах по таким чувствительным вопросам должно быть, конечно, обязательной составляющей парламентского контроля. И мы здесь были бы признательны за эффективную работу.
Сенаторы обладают уникальными компетенциями о положении дел в российских субъектах.
И Президент неоднократно отмечал, как важна наша прямая связь с регионами и понимание того, что, как он говорит, происходит на «земле».
Поэтому инициативам Совета Федерации о расширении собственного производства по многим отраслям мы готовы всемерно содействовать. Ваше предложение, уважаемая Валентина Ивановна, о создании конкурентоспособной реабилитационной отрасли для нужд инвалидов уже привело к конкретному решению. В феврале мы утвердили «дорожную карту» по локализации производства отдельных видов комплектующих в этой сфере. Включая и функциональные детали к протезам.
В Государственной Думе находится и другое предложение, которое было разработано при Вашей поддержке. Я имею в виду законопроект, который направлен на повышение доли отечественных автомобилей в парке такси. А сколько их должно быть в субъектах – главы регионов сами будут определять.
И конечно, не могу не отметить самую активную позицию сенаторов по вопросам детского отдыха. Я помню, когда мы начинали, это ваша инициатива была несколько лет назад, начинали с миллиарда рублей. Сейчас по 2 млрд рублей ежегодно выделяется и даёт ребятам возможность побывать на каникулах в оздоровительных лагерях, окрепнуть, это очень важно.
Многое также было сделано по борьбе с контрафактным алкоголем. По поддержке занятости и предоставлению дополнительной возможности для трудоустройства нашей молодёжи, людей с инвалидностью, бывших военнослужащих.
Эти и другие идеи сенаторов всегда находят положительный отклик в Правительстве. Можно ещё долго перечислять их, но давайте перейдем к обсуждению. Прошу выступить Вас, уважаемая Валентина Ивановна, Вам слово.
В.Матвиенко: Спасибо, уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги. Прежде всего я хочу поблагодарить Вас за возможность такого прямого предметного диалога руководства Совета Федерации с Вами, уважаемый Михаил Владимирович, с членами Правительства.
Наши встречи – это уже не просто такая традиция. Это эффективный рабочий механизм. По итогам нашей прошлогодней встречи, Вы уже это отметили, выполнены практически все Ваши поручения, приняты решения, по которым обращались к нам субъекты Федерации.
Президентом России перед органами исполнительной и законодательной власти поставлен целый комплекс задач в горизонте до 2036 года. Определены национальные цели развития. Я думаю, что их достижение во многом будет определяться нашей слаженной совместной работой.
После утверждения Правительства Правительство под Вашим руководством без раскачки развернуло активную деятельность по всем направлениям экономической и социальной политики, обеспечению всех целей специальной военной операции, всесторонней интеграции воссоединённых регионов.
Совет Федерации (мы Вас информируем) в этой работе принимает самое активное участие. Как палата регионов мы находимся в постоянном диалоге с субъектами Российской Федерации. Оперативно реагируем на их обращения, на проблемы, требующие решения. Я тезисно остановлюсь лишь на некоторых из них.
В настоящее время продолжается активная работа над новой стратегией пространственного развития. Её проект обсуждался на стратегической сессии. Совет Федерации направлял свои предложения. Знаю, что по итогам сессии Вами даны конкретные поручения, включая сроки. Вместе с тем, учитывая, что стратегия напрямую затрагивает долгосрочные интересы субъектов Федерации, считаем необходимым провести более предметное её обсуждение с участием всех регионов. Кроме того, возможно, следует подумать о подготовке новой редакции основ государственной политики регионального развития, срок действия которой заканчивается в следующем году. Потому что эти два документа обязательно должны быть взаимоувязаны. В случае Вашего согласия просила бы дать соответствующее поручение.
Следующая тема, которая у всех на слуху, не могу о ней не сказать – все регионы постоянно называют это одной из острейших проблем – это нехватка кадров медицинских работников и педагогов в регионах. Конечно, проблема эта известна. Она многослойная. Здесь играет роль и уровень зарплаты, и обеспечение жильём в малых городах и сёлах, и многое другое. Но не только это. Меры принимаются и на федеральном уровне, и в регионах, но ситуация, к сожалению, кардинально не меняется к лучшему. Естественно, трудно говорить о качестве медицинской помощи, если к профильному специалисту можно попасть только через две недели. По‑прежнему огромные очереди в поликлиниках. И это притом, что Президентом поставлена задача модернизации первичного уровня здравоохранения.
Безусловно, ремонтируются поликлиники, переоснащаются, строятся новые ФАПы, но когда нет врачей и некому лечить, то все эти расходы не дают того эффекта, которого ждут люди. Государство тратит огромные деньги на подготовку кадров, но, в частности, подготовить, как вы знаете, врача – это самая дорогая профессия, на которую расходуются большие средства. Но тем не менее большая часть врачей, в том числе и целевиков, а у нас из бюджетного приёма 75% целевиков, как вы знаете, по окончанию вуза не идут на работу в государственные медицинские учреждения.
Мне кажется, надо поднимать ответственность медицинских вузов не только за качество образования, но и за воспитание, формирование подлинного призвания врача, чтобы клятва Гиппократа не была формальностью. К сожалению, этому не уделяется должного внимания. Вузы должны сопровождать выпускника до его трудоустройства и отвечать за это.
Мне кажется, что пришло время актуализировать и государственную политику в этой сфере, найти правовые механизмы, чтобы как правило была отработка не менее трёх лет после окончания медицинского вуза в медицинских учреждениях. Такие предложения есть, их надо изучить и посмотреть на возможности их реализации.
В среднем, если посмотреть, выпуск врачей и учителей превышает официальную потребность в данных специалистах. Например, выпуск учителей более 60 тысяч, а дефицит – 18 тысяч. За точность цифр я не ручаюсь. Готовясь к нашей встрече, я убедилась, что вообще крайне трудно получить актуальную статистику по кадровому обеспечению в сфере образования и здравоохранения. Данные разрозненны, сильно отличаются. Кто работает на 1,5 ставки, сколько и каких врачей не хватает, по каким предметам дефицит педагогов и так далее.
Я считаю необходимым подумать о разработке единой методологии и централизованной системы государственного учёта и статистики в сфере подготовки кадров для медицины и образования. И это важное условие для принятия грамотных управленческих решений. Я знаю, что этот вопрос недавно очень содержательно обсуждался на стратегической сессии, сенаторы участвовали. Но хотелось бы, чтобы как можно быстрее принимались решения. Дальше продолжать просто говорить – у нас не хватает врачей и учителей – не действует, это неправильно.
У нас так сложилась ситуация, что из 126 медицинских организаций, которые готовят врачей, 49 подведомственны Минздраву. Остальные – в классических университетах и других. Наверное, это нормально. Это Правительству решать. Но критерии и подходы разные. Нужно, чтобы Министерство здравоохранения было наделено большими полномочиями в этой сфере.
Скажем, подход приёма в ординатуру в медицинских вузах Минздрава один, а в других – другой. И открывать новые факультеты нужно, но регионы к этому стремятся только тогда, когда для этого созданы условия. Опять‑таки это должно обязательно проходить через Министерство здравоохранения.
Предложения подготовлены, их надо рассмотреть. И если нужно вносить изменения в законодательство, мы готовы к этому активнейшим образом подключиться и продвигать.
Также хочу затронуть проблему серьёзного недокомплекта кадров в органах внутренних дел. Она возникла не вчера. На сегодня некомплект личного состава в системе Министерства внутренних дел – более 150 тыс. Особенно остро стоит вопрос с участковыми. Это такая ключевая должность для соблюдения общественного правопорядка.
Например, в Костромской области некомплект участковых – 90%. В некоторых районах даже Москвы – до 75%. И такая картина в большинстве регионов. Один участковый, понятно, работает за четверых, за десятерых, о каком качестве работы можно говорить в том числе в вопросах миграции, распространения наркотиков и других дел. При этом зарплату они получают абсолютно неконкурентную. Она зачастую меньше, чем получает курьер или водитель такси. А это люди в форме. И конечно, о каком правопорядке можно тогда говорить?!
В целом огромная текучесть кадров в МВД. Увольняется больше, чем приходит в систему МВД. И таким образом кадровый дефицит с каждым годом растёт. Из 15 видов льгот законодательно гарантированных сотрудникам органов внутренних дел, семь не реализуются полностью. Либо не отвечают реальным требованиям. На учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам соцнайма, состоит более 80 тыс. семей сотрудников. При этом в год выделяется 4,5 млрд на эти цели.
Более 75% объектов МВД России находятся в ненормативном состоянии: нуждаются в ремонте, переоснащении. Мне кажется, это тот вопрос, который уже перезрел, и нельзя прятать голову в песок и не замечать эту проблему. Считаю важным на государственном уровне пересмотреть подход к оплате труда работников органов внутренних дел и, конечно же, увеличить объёмы финансирования на указанные нужды. Понимаем сложности с бюджетом, но здесь уже ситуация, на мой взгляд, нетерпимая.
До реформы 2012 года в системе МВД субъекты Федерации имели право доплачивать участковым, ремонтировать здания ОВД, закупать автотранспорт, бензин, когда это нужно было. Что важно, выдавалось служебное жильё участковым, проживающим в тех микрорайонах, где они отвечают за порядок.
Может быть, подумать и вернуть такое право: не обязывать, а вернуть такую возможность, потому что сегодня субъекты Федерации не могут это делать, иначе это будет нецелевое расходование средств. По своему опыту скажу как губернатора: вот эта часть всегда была ответственностью региональной власти. Не было ни одного участкового без служебного жилья. Мы отремонтировали все отделения внутренних дел. А это же присутственные места власти: люди приходят…
Вот просьба: когда будете в следующий раз в каком‑нибудь регионе, зайдите в пару участков УВД. Вы в этом убедитесь. Поэтому я Вам передала эти материалы, Михаил Владимирович, на нашей личной встрече. Мы провели внимательный анализ, статистику совместно с регионами, послушали их предложения. Я бы просила Вас дать поручения: серьёзно проанализировать ситуацию в органах МВД и принять необходимые решения для доклада Президенту Российской Федерации.
Следующий вопрос. В каждом субъекте Федерации сотни тысяч зданий – объектов федеральной собственности, которые не используются в государственных целях и находятся в неудовлетворительном состоянии. Мало того, что они уродуют внешний облик городов, продолжают разрушаться, они не вовлекаются в хозяйственный оборот. Мы обратились в Росимущество – я хочу поблагодарить Росимущество – с предложением поручить его территориальным органам провести ревизию в каждом регионе и определить судьбу каждого такого объекта.
Росимущество по нашей просьбе сейчас проводит пилотный проект в Ярославской области. Можно кого‑нибудь попросить передать Михаилу Владимировичу альбом? Я бы хотела, чтобы Вы сейчас посмотрели. Думаю, что Вы очень удивитесь, даже Вы, Михаил Владимирович. Этот пилотный проект – 2,5 тыс объектов, и важно, что уже пошли решения.
Ряд заброшенных зданий, в том числе объектов культурного наследия, – это город Золотого Кольца – уже переданы «ДОМ.РФ», готовится их продажа. Но пилотом тут не обойдёшься, поэтому просила бы Вас, уважаемый, Михаил Владимирович, дать поручение… Полистайте, пожалуйста, Вы увидите уникальные случаи…
М.Мишустин: У меня есть справка по Ярославлю.
В.Матвиенко: …Что у нас на кадастровом учёте находится в казне. Я бы просила Вас поручить Росимуществу провести системную работу по всей стране, во всех регионах, и казна пополнится – нам надо искать дополнительные доходы в бюджеты всех уровней, – и города обновятся. Сенаторы также включились в эту работу, и мы будем её продолжать.
Ещё одна острая проблема, о которой не могу не сказать, – это сфера обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Так называемая мусорная реформа реализуется уже 5 лет, откровенно буксует и точно лучше не стало, в основном стало хуже. Раньше отвечали муниципалитеты региональной власти. Когда мы принимали закон, подразумевалось, что в стране будет выстроена целая отрасль по сбору, сортировке, переработке мусора, утилизации в рамках экономики замкнутого цикла. Казалось бы – что проще? Сделать в каждом городе схему размещения контейнерных площадок, закупить новые контейнеры, новые мусоровозы, определить график вывоза мусора, организовать хотя бы элементарные конвейеры по сортировке мусора, заняться переработкой, утилизацией… Ничего этого, к сожалению, не происходит, и практика региональных операторов себя не оправдала. В большинстве регионов, посмотрите сети, по каждому региону основная проблема: люди жалуются на несвоевременный вывоз мусора, грязь на мусорных площадках, несанкционированные свалки и так далее…
В ряде регионов просто мусорный коллапс. В Пскове, например, катастрофическая ситуация. Несколько недель летом, в жару, не вывозился мусор. Обанкротился регоператор, колоссальная проблема. Но при этом граждане платят добросовестно за сбор и вывоз мусора.
По итогам прошлого года 280 млрд рублей поступили на счета региональных операторов, которые неподотчётны регионам, никому неподотчётны. Никто не знает, а куда же эти деньги пошли. Нет никого сверху, кто бы это контролировал. Мы попросили региональные счётные палаты провести проверку. Надеюсь, потом обобщим результаты.
Рабочая группа Совета Федерации глубоко погрузилась в эту проблему. Мы подготовили предложение, которое направим Правительству. Я прошу Вас, уважаемый Михаил Владимирович, дать поручение новому вице-премьеру Дмитрию Николаевичу Патрушеву серьёзно заняться анализом того, что произошло за эти пять лет. Наверное, нужно в чём‑то уточнить законодательство. Может быть, дать дополнительные полномочия общероссийскому экологическому оператору. Там смутные какие‑то полномочия, и он не контролирует работу регоператоров.
Надо серьёзно этой проблемой заняться. Она очень раздражает людей. Это антисанитария, это нарушение экологических требований и так далее.
Ещё одна проблема, казалось бы, небольшая, но очень чувствительная. Мы её обсуждали на Совете законодателей. Это выплаты пособий по беременности и родам женщинам, уволенным из ликвидируемых организаций до выхода в декрет. После банкротства работодателя женщина получает пособие 900 рублей в месяц. Это, конечно, гораздо меньше того, что она должна получать, поскольку она работала, платила взносы в процессе своей трудовой деятельности. Конечно, это никакая не поддержка.
Совместно с Министерством труда подготовлены поправки, устраняющие эту несправедливость. И готовы эту поправку внести. Мы предлагаем увеличить размер пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, до уровня величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в регионе.
Прошу Вас это предложение, уважаемый Михаил Владимирович, поддержать.
Хочу ещё раз поблагодарить Вас, членов Правительства за внимательное отношение к предложениям Совета Федерации. Мы их не придумываем, мы их привозим с сенаторами из субъектов Федерации после встреч с гражданами, после обращений губернаторов. И находим адекватный ответ в Правительстве.
Также хочу отдельные слова благодарности сказать Дмитрию Юрьевичу Григоренко, Владимиру Александровичу Живулину за координацию нашего взаимодействия.
Мои коллеги меня дополнят. Благодарю Вас за внимание.
М.Мишустин: Валентина Ивановна, я отвечу (постараюсь) на какие‑то из вопросов, которые Вы подняли в своём выступлении. Но прежде хочу сказать, что мы традиционно с вами встречаемся в июне, а 30 июня – это Международный день парламентаризма. Хочу Вас с наступающим праздником поздравить. В Вашем лице – всех сенаторов, тех, кто работает в Совете Федерации, и депутатов Государственной Думы. Парламентаризм широкое количество людей охватывает. И от всей души пожелать вам удачи.
Могу сказать, что работа нашего Совета Федерации – это образец для многих представительных органов власти. Это и преданность делу, и профессионализм, и высокие стандарты в работе. С наступающим вас, друзья, праздником!
В.Матвиенко: Спасибо.
М.Мишустин: Несколько слов по поднятым Вами вопросам. Они все очень важные. Мы в постоянном контакте занимаемся ими. Прокомментирую несколько вопросов по порядку.
По Стратегии пространственного развития. Совсем недавно, вы знаете, у нас была соответствующая стратегическая сессия. Очень подробная, очень системная. Коллеги из Совета Федерации принимали в ней участие. У нас работа организована по подготовке новой Стратегии пространственного развития до 2030 года. В указе Президента от 7 мая 2024 года нам поручено утвердить новую концепцию пространственного развития до 31 декабря 2024 года, чем мы и занимаемся. Мы серьёзно проработали все подходы.
Территориальное планирование сегодня, которое необходимо вести с использованием Национальной системы пространственных данных, на постоянном контроле Правительства. И здесь вопросы будут связаны со снижением межрегиональной дифференциации, межбюджетные отношения будут играть здесь большую роль, уменьшение количества субъектов с низким уровнем бюджетной обеспеченности. Мы в ближайшее время будем ещё раз возвращаться к этой теме. Вы абсолютно правы. Она на постоянном контроле Правительства. До декабря мы её утвердим.
Знаю, что в межведомственную группу, которую мы создали по разработке стратегии, входят уважаемые коллеги: Яцкин, Кутепов и Шевченко. Именно эта рабочая группа будет рассматривать все нормативные акты и основные стратегические документы, которые необходимы.
По кадрам для медицины. Этот вопрос очень важный. Мы его обсуждаем. Многое сделано. Хочу, справедливости ради, сказать, что у нас по системе здравоохранения и образования идёт постоянная работа: как улучшить эффективность в этих сферах. У нас методика установлена для образовательных организаций – контрольные цифры приёма в вузы и бюджетные места. Соответственно, прогнозная потребность в кадрах согласовывается, во‑первых, с органами высшего образования. И в настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования медицинского, педагогического профиля требуют обязательного прохождения практики. Целевой набор – это от трёх до пяти лет. Абсолютно согласен здесь. У нас целевое обучение – всё равно уже не убежишь от целевого обучения, потому что ты просто обязан отработать.
У нас в 2024–2025 годах предусмотрено 145 600 мест обучения за счёт федерального бюджета. Это на 4 тыс. больше, чем в прошлом году. По медицинским специальностям – до 90%, по педагогическим – до 30%. По специальностям направления «Здравоохранение и медицинские науки» приём с 2021 по 2024 год вырос в полтора раза: с 14 тысяч до 21 тысячи.
Но самое главное – Вы абсолютно правы – подготовить качественно врача, качественно подготовить медицинского работника. И на сегодняшний день принят ещё целый ряд решений, для того чтобы стимулировать приток квалифицированных сотрудников, в том числе медицинских работников. По поручению Президента, вы знаете, мы в населённых пунктах с населением до 50 тысяч сделали соответствующие выплаты – 50 тыс. врачам и 30 тыс. среднему медицинскому персоналу, а в населённых пунктах до 100 тысяч – 29 тыс. и 13 тыс. Это просто стимулирующая выплата,
для того чтобы в маленькие поселения, города ехали сотрудники. Увеличены также по программам «Земский доктор», «Земский фельдшер», «Земский учитель» выплаты. Это всё так. Но, Вы правы, ничто не заменит качественного образования. Все предложения, которые можно учесть, мы с удовольствием рассмотрим. Такие поручения, Татьяна Алексеевна, я думаю, мы дадим и нашему Министерству здравоохранения, и, Дмитрий Николаевич Чернышенко, соответственно, – Министерству образования и науки.
По кадрам МВД. Вопрос очень важный. Надо будет там, конечно, посмотреть все возможности бюджета. Здесь, Антон Германович (обращаясь к А.Силуанову), попрошу Вас посмотреть. Мы в целях выполнения всех поручений и указаний Президента дополнительно выделяем соответствующим министерствам и ведомствам необходимые объёмы бюджетных ассигнований, в том числе для материального стимулирования. Мы все предложения рассмотрим и доложим, как Вы сказали, Президенту России, что можно ещё сделать.
Дальше вопрос по практике использования федерального имущества в интересах регионов и развития бизнеса. Здесь работа ведётся по вовлечению в хозяйственный оборот. Ярославль – я знаю этот эксперимент, очень важный, сделали качественную работу, и здесь инвентаризация показала порядка 100 объектов (97), которые в ненадлежащем состоянии – по категории земель, видам разрешённого использования и т. д. Эту работу надо продолжать. Полностью поддерживается, мы все ваши предложения учтём.
По обращению с отходами. Правительство на постоянной основе работает и рассматривает в том числе предложения сенаторов и депутатов. В принципе у нас есть неплохие результаты. С 2019 года в эксплуатацию ввели 250 объектов обращения с ТКО. Ликвидировали около 80 свалок вне городов и 128 свалок в городах. Много это или мало? Надо подумать и посмотреть. Но в части законодательства многое было сделано. Усилили административную ответственность за нарушение требований законодательства в этой сфере. По поручению Правительства Росприроднадзором и Роспотребнадзором планируется проведение одновременных проверок объектов обращения с ТКО. Здесь, Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Патрушеву), прошу Вас рассмотреть все предложения, которые Валентина Ивановна, надеюсь, нам передаст, посмотреть вообще мониторинг ситуации в стране – что с этим происходит – и обязательно обратную связь. Учесть, что и как люди считают, в том числе по качеству этой работы, необходимо сделать.
По пособиям по беременности и родам для женщин, которые увольняются из ликвидированной организации. Это крайне важная тема. Конечно, все выплаты будущей маме должны быть предоставлены. Ваш подход считаю абсолютно правильным. Поэтому, учитывая, что размер большинства выплат связан с ПМ (прожиточным минимумом), мы поддержим это предложение – ускорить процесс принятия всех изменений. Татьяну Алексеевну попрошу вместе с коллегами все формулировки отработать.
Это короткий комментарий к тому, что Вы сказали. Предоставим слово Вам и Вашим уважаемым коллегам.
В.Матвиенко: Михаил Владимирович, один только комментарий по Вашему вступительному слову, очень содержательному. Хочу поблагодарить Вас и Антона Германовича Силуанова за поддержку программы модернизации учреждений детского отдыха. 150 новых корпусов введено, более 100 тысяч детей дополнительно могут уже отдыхать в летних оздоровительных лагерях.
Антон Германович очень обязательный человек. Он думал, что мы не успеем к сроку освоить, а мы к 1 июня, как положено, ввели новые корпуса. У нас была договорённость: если к сроку введём, он ещё миллиард даст. Потому что одновременно идёт ремонт действующих лагерей, медицинских отделений и так далее.
М.Мишустин: Мы поддержим.
В.Матвиенко: Михаил Владимирович, спасибо Вам большое.
М.Мишустин: Мы посмотрим конкретно по лимитам бюджетных обязательств, но в целом поддержим всё, что будет возможно.
В.Матвиенко: Спасибо.
М.Мишустин: Тогда, Валентина Ивановна, с Вашего позволения, коллеги Ваши пусть выскажутся?
В.Матвиенко: Пожалуйста, Инна Юрьевна.
И.Святенко (заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации): Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Михаил Владимирович, в продолжение разговора об охране семьи и детства хочу отметить, что Правительством Российской Федерации, особенно в Год семьи, ведётся огромная работа, и сейчас регионами активно реализуется указ Президента по разработке региональных мер поддержки многодетных семей.
И на встречах с объединениями многодетных мне постоянно задают один и тот же вопрос, что, путешествуя с детьми или переезжая на новое место жительства, не могут воспользоваться статусом «многодетный» в другом регионе. Поэтому предлагаю Правительству утвердить удостоверение многодетной семьи единого образца, которое бы позволило подтвердить статус семьи, воспользоваться мерами социальной поддержки в любой точке России. И конечно, прошу предусмотреть возможность использования его электронного образца с целью исключения необходимости предъявлять бумажное удостоверение.
И второе, это социальная поддержка граждан, которая была и остаётся одним из ключевых приоритетов в работе Правительства. И в первую очередь помощь оказывается людям с невысокими доходами, однако при оформлении субсидий на коммунальные жилищные услуги, необходимо самостоятельно собрать в различных ведомствах огромный перечень документов и справок. В то же время Правительством сейчас организовано межведомственное взаимодействие в формате социального казначейства, которое себя прекрасно зарекомендовало.
Поэтому прошу Вас, Михаил Владимирович, принять постановление Правительства, которое бы позволило максимально упростить процедуру оформления субсидий. И, используя механизм социального казначейства, справки и документы могут быть запрошены органом власти в проактивном режиме. Всё это позволит человеку сэкономить время. Хочется сказать, и нервы, и почувствовать заботу.
М.Мишустин: Инна Юрьевна, сразу на первый вопрос отвечаю. Конечно, так надо сделать. И мы обязательно это сделаем. Имеется в виду, что мы удостоверение и в электронном виде сделаем универсальным, и в бумажном виде. Это всё зависит от использования, потому что по‑разному оно используется. Для людей бывает непросто собрать пакет документов. Это особенно касается многодетных семей в тех случаях, когда семья переезжает, отправляется на отдых, ребёнка на лечение везут. Поэтому единообразие удостоверения, которое многодетный статус подтверждает, будет решено. И в повседневной жизни, и в социальных организациях его будет можно предъявить.
Теперь по поводу второго вопроса.
Мы системно уже несколько лет работаем над созданием системы социального казначейства. В этом его и, собственно говоря, смысл, чтобы все федеральные органы исполнительной власти, организации, которые так или иначе взаимодействуют с социальным казначейством, всю информацию давали в простом, доступном для человека виде, без хождений по инстанциям. Сейчас вот таким образом можно оформить уже десятки видов федеральной поддержки, включая доплаты, пенсии, материнский капитал, оплату больничного, целый ряд других.
Этот список расширяется постоянно. Вот он дополнится субсидией, возможностью получить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг. Прежде всего для людей, которые находятся в трудных жизненных ситуациях. И в том числе у кого невысокие доходы, людей с инвалидностью.
Постановление сейчас подготовлено Правительством. Оно обязывает органы власти запрашивать необходимые документы не у граждан, а самостоятельно в рамках межведомственного электронного взаимодействия. Это то, что мы делаем. Заявление тогда на субсидию можно будет подать через личный кабинет на государственных услугах, и причём в документе чётко зафиксированы сроки принятия решения. Это двое суток, 48 часов, на обмен данными между ведомствами. И десять рабочих дней, если я правильно помню, на одобрение. То есть чтобы все элементы государственного администрирования сработали вовремя. И граждане должны понимать, на что имеют право и как могут защитить свои интересы. Мы рассчитываем, что такой порядок оформления поможет людям и быстрее, и качественнее получить необходимую помощь. Но главное – как можно меньше замечать различные органы государственного администрирования, а видеть, что государство ему помогает проактивно, качественно и быстро.