Заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова провела очередное заседание межведомственной рабочей группы для реагирования на ситуацию, складывающуюся на рынке труда. В повестке – структура спроса и предложения на рынке труда Липецкой области. На заседании присутствовали представители всех регионов России.
«В 2024 году в нашей стране по программам высшего образования завершат обучение порядка 824 тысяч студентов, по программам среднего специального образования – порядка 860 тысяч учащихся. Очень важно, чтобы все выпускники, а это 1,7 миллиона молодых специалистов, были правильно маршрутизированы на вакантные рабочие места в регионах по разным направлениям деятельности. Для этого сегодня на примере Липецкой области рассмотрим, какие решения должны быть приняты как на федеральном, так и на региональном уровне, чтобы вовлечь в трудоустройство всех выходящих на рынок труда специалистов и чтобы максимально соотнести настоящие и будущие потребности в кадрах с возможностями образовательных организаций в масштабах страны», – сказала Татьяна Голикова.
В Липецкой области в 2024 году будут выпущены 3441 человек с высшим образованием и 6937 человек со средним профессиональным образованием.
Состоится первый выпуск по программе «Профессионалитет», который составит 2785 человек. Из них 58% имеют предложения по трудоустройству, 522 уже работают. Из выпускников вузов работают 56%, из которых трудоустроены по специальности 69%.
На портале «Работа России» Липецкой областью заявлено 15 307 вакансий, из них требующих квалификации – 12 906 вакансий.
Для маршрутизации студентов и учащихся на предприятия используются механизмы целевого и практико-ориентированного обучения, демонстрационного экзамена, обеспечивается наставничество действующих сотрудников предприятий, победителей и призёров чемпионатов профессионального мастерства.
Образовательно-производственные кластеры созданы в Липецкой области по ключевым направлениям экономического и социального развития региона «Металлургия», «Машиностроение», «Цифровая энергетика», «Здравоохранение». В рамках чемпионатного движения «Профессионалы» в 2024 году открыты компетенции «Технологическое предпринимательство», «Работа на токарных и универсальных станках».
Одновременно увеличены контрольные цифры приёма по программам среднего специального образования по всем специальностям, высоковостребованным на региональном рынке труда, и существенно сокращён приём по невостребованным и низкооплачиваемым специальностям. Кроме того, значительно увеличивается доля обучающихся по целевым договорам в рамках СПО.
Планируется создание мультипрофессионального парка «Техноград» для 100-процентного обеспечения школьников региона профессиональным обучением и возможностью участвовать в мастер-классах предприятий-партнёров.
В заключение Татьяна Голикова поблагодарила губернатора Липецкой области Игоря Артамонова за возможность подробно изучить опыт региона для дальнейшего применения на федеральном и региональном уровнях.
По итогам обсуждения Татьяна Голикова поручила Минобрнауки и Минпросвещения в соответствии со сферами ведения завершить работу по доведению до регионов, Минтруда и Минпромторга информации о выпускниках 2024 года по программам СПО и ВПО в разрезе субъектов, профессий и специальностей, направлений подготовки, в том числе по целевым договорам, и программе «Профессионалитет», включая сведения о количестве выпускников.
Кроме того, Минобрнауки и Минпросвещения поручено совместно с регионами на основе анализа выпуска 2024 года организовать работу по маршрутизации выпускников 2024 года на рабочие места предприятий по полученной профессии или специальности в соответствии с потребностями экономики региона.
Также Минобрнауки и Минпросвещения совместно с Минтрудом поручено обеспечить учёт уровня трудоустройства выпускников по полученной профессии, специальности при формировании рейтингов образовательных организаций и включить в показатели их эффективности процент трудоустройства выпускников по специальности. Совместно с регионами поручено представить предложения по формированию контрольных цифр приёма по образовательным программам среднего и высшего профессионального образования за счёт внебюджетных средств.
Минтруду и Роструду поручено доработать цифровую платформу «Работа в России» в части отражения потребности в кадрах на долгосрочный период.
Регионам поручено провести анализ соотношения выпуска образовательных организаций и кадровой потребности для последующего рассмотрения на заседании межведомственной рабочей группы.