Основной вопрос повестки – о сценарных условиях функционирования экономики, основных параметрах прогноза социально-экономического развития и прогнозируемых изменениях цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2025–2027 годы.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Из стенограммы:
Принятые решения
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
В Послании Федеральному Собранию Президент представил целый комплекс конкретных инициатив по поддержке многодетных семей.
По поручению главы государства Правительство подготовило соответствующие изменения в действующее законодательство. Сейчас семьи с тремя и более детьми могут получить 450 тыс. рублей на погашение ипотеки.
В прошлом году было предоставлено около 190 тыс. таких выплат.
Теперь мы продлеваем такую меру ещё на семь лет – для тех, у кого третий и последующий ребёнок родится до 31 декабря 2030 года. Это поможет родителям воспользоваться помощью государства для приобретения жилья.
Всего на эти цели потребуется более 600 млрд рублей дополнительно, в том числе около 50 млрд рублей в текущем году.
Следующий вопрос нашей повестки – о поддержке Белгородской области.
Участники заседания
-
PDF
194Kb
Список участников заседания Правительства, 23 апреля 2024 года
В ходе отчёта Правительства в Государственной Думе мы подробно говорили об этом. По поручению Президента подготовлен законопроект о распространении на её территории режима свободной экономической зоны, в которую войдёт и город Шебекино. Направим этому российскому субъекту ещё свыше 2 млрд рублей. В первую очередь – людям, потерявшим жильё, сотрудникам малых и средних предприятий, индивидуальным предпринимателям. Средства получат и промышленные компании для реконструкции, модернизации и расширения своего производства, а также приобретения новых мощностей и, что очень важно, сохранения рабочих мест.
Всего на такие цели в текущем году мы выделим региону более 6 млрд рублей.
Повестка заседания
Уважаемые коллеги, прошу, чтобы ведомства, которые отвечают за выделение средств, сделали всё необходимое, чтобы и люди, и компании получили эти ресурсы без проволочек и быстро.
Теперь к другой теме.
Начинается очередной бюджетный цикл. Сегодня мы рассмотрим сценарные условия функционирования российской экономики, а также основные параметры прогноза социально-экономического развития на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
В следующие три года предстоит решить ряд системных вопросов, прежде всего тех, о которых Президент говорил в своём послании. Нужно запустить новые национальные проекты, обеспечить продолжение поступательного движения страны к национальным целям.
Вопреки усиливающемуся давлению российская экономика уверенно адаптируется к внешним вызовам, трансформируется, исходя из собственных национальных задач, наращивает внутреннее производство.
В феврале, напомню, рост валового внутреннего продукта ускорился до 7,7%. Расширилось производство в добывающей и обрабатывающей сферах. Укрепляется потребительская активность. Часть процессов мы подробно обсуждали в рамках прошедших недавно у нас в Координационном центре стратегических сессий, в том числе по формированию экономики предложения.
Такая динамика в целом положительно отражается и на показателях федерального бюджета. По итогам I квартала доходы выросли более чем на 50% относительно уровня соответствующего периода прошлого года. Это открывает дополнительные возможности для реализации значимых для государства проектов.
Разработанный базовый вариант прогноза предполагает, что в следующие три года рост ВВП составит порядка 2,3–2,4% в год. Это будет обеспечено увеличением внутреннего спроса.
Подробнее о сценарных условиях и основных параметрах прогноза расскажет Министр экономического развития Максим Геннадьевич Решетников.
Пожалуйста, Максим Геннадьевич, Вам слово.
М.Решетников: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
На первом этапе нового бюджетного цикла мы, как Вы и отметили, сформировали сценарные условия и основные параметры прогноза на ближайшую трёхлетку. Напомню, что по итогам прошлого года экономика выросла на 3,6%. В начале этого года мы видим, что рост продолжился. Более того, цифры по февралю, которые Вы назвали, говорят о том, что он в общем усиливается.
Высокими темпами развиваются ключевые отрасли: обрабатывающая промышленность, строительство, торговля, общепит, транспорт, туризм.
С учётом текущей динамики мы ожидаем рост ВВП в 2024 году на 2,8%. Номинальный объём ВВП оценивается более чем в 191 трлн рублей, что на 11,5 трлн рублей больше, чем мы ожидали в сентябре прошлого года.
Основным фактором роста остаётся внутренний потребительский и инвестиционный спрос. Рост инвестиций на текущий год прогнозируем на уровне 2,3%. Оценку по сравнению с сентябрём мы не изменили, но база прошлого года оказалась выше. Напомню, что по итогам прошлого года у нас наблюдается рекордный рост инвестиций – на 9,8%.
В текущем году сохранится высокая потребительская активность. Мы ожидаем рост розничной торговли в реальном выражении на 7,7%, платных услуг – на 5,1%. Более высокие темпы роста потребления обеспечиваются прежде всего ростом собственного производства.
Потребительская активность является следствием роста доходов населения. В 2024 году денежные доходы увеличатся на 5,3% в реальном выражении и на 12,3% – в номинальном выражении.
Основной фактор роста доходов – это заработные платы. Ожидаем рост на 6,5% в реальном выражении.
Безработица сохранится на уровне не выше 3%.
По инфляции. Закладываем замедление к концу года до 5,1%. Напомню, что по концу прошлого года уровень инфляции был 7,4%. То есть идёт снижение.
Среднегодовой курс рубля ожидаем на уровне 94,7 рубля за доллар.
В 2025–2027 годах мы ожидаем продолжение устойчивого роста экономики на уровне 2,3–2,4% в год. И к 2027 году номинальный ВВП превысит 237 трлн рублей.
Рост инвестиций прогнозируем в среднем на 3% в год, рост потребительской активности – на 3,7%.
Реальные доходы населения будут расти средним темпом – около 3%.
Сальдо торгового баланса будет постепенно увеличиваться за счёт опережающего роста экспорта при более сдержанном росте импорта.
Курс рубля будет ослабляться в соответствии с инфляционным дифференциалом, реальный эффективный курс рубля останется стабильным.
По инфляции ожидаем выход в 2025 году на целевой уровень Банка России в 4%.
Сохраняются и риски.
Со стороны внешних условий это прежде всего замедление мировой экономики в целом и экономик стран – основных торговых партнёров России, а также продолжение санкционного давления. Внутренние риски связаны прежде всего с достаточностью внутреннего предложения в условиях ограничения рынка труда. Реализация этих рисков учтена в консервативном сценарии, который, в соответствии с порядком, тоже предложен.
Представленный же базовый вариант прогноза является реалистичным. Он учитывает все реализуемые и планируемые Правительством меры, в том числе в рамках новых национальных проектов, которые поручено разработать Президентом страны. Это развитие отечественной промышленности и проекты технологического суверенитета в станкостроении, авиастроении, микроэлектронике, судостроении, медицинских технологиях, энергетике, космосе и других отраслях; поддержка инвестиционной активности, включая льготное кредитование приоритетных проектов и приоритетных отраслей; активное участие институтов развития; развитие таксономии проектов технологического суверенитета; развитие фабрики проектного финансирования; использование механизмов соглашений о защите и поощрении капитальных вложений, СПИК, государственно-частного партнёрства, концессий и других; активная региональная политика, включая развитие геостратегических территорий; поддержка регионов с недостаточным экономическим потенциалом; стимулирование инвестиционной активности через механизмы инфраструктурного меню.
Также учитывается повышение гибкости рынка труда за счёт активной подготовки и переподготовки кадров и мер, которые предусмотрены: повышение участия в рабочей силе со стороны молодёжи; снятие избыточных барьеров на рынке труда; повышение производительности труда в тех отраслях, где она недостаточна; поддержка экспорта, прежде всего несырьевого неэнергетического; развитие транспортной инфраструктуры в целом, что позволит улучшить связанность внутри страны, мобильность населения, а также улучшить логистику внешней торговли; поддержка малого и среднего бизнеса и другие меры, связанные с развитием экономики предложения, развитием инфраструктуры и повышением благосостояния населения.
Михаил Владимирович, предлагаю одобрить представленные сценарные условия, принять базовый вариант в качестве основного для разработки прогноза социально-экономического развития и проектировок федерального бюджета на среднесрочную перспективу.
М.Мишустин: Спасибо, Максим Геннадьевич.
Без сомнения, рассмотрение сценарных условий – это значимый этап в рамках бюджетного процесса. Теперь на основании прогноза и других, не менее важных документов стратегического планирования Министерству финансов совместно со всеми ведомствами нужно сформировать параметры бюджета на следующие три года, где важно учесть необходимое финансирование для национальных проектов, государственных программ и направлений, которые были обозначены Президентом в послании. Чтобы люди получали необходимую поддержку – все социальные меры должны быть учтены, – а экономика и промышленность продолжали развиваться.