Обсуждалась работа ведомства в 2023 году, в том числе реализация зарубежных проектов в области атомной энергетики и организация работы в новых регионах.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемый Александр Вячеславович!
Вы руководите ведомством, которое отвечает за безопасность в промышленной сфере.
В нашей стране уже несколько лет действует мораторий на проведение проверок. По поручению Президента мы продлили его на 2024 год. Такой запрет расширяет роль профилактических визитов, по результатам которых предприятия получают рекомендации, а не штрафы и санкции.
При этом контроль за соблюдением обязательных требований и технологических режимов остаётся там, где он нужен для предотвращения инцидентов и происшествий. Такая задача должна быть на первом месте в вашей работе.
Хотел бы, чтобы Вы рассказали, как на сегодняшний день ведомство ведёт свою работу и какие результаты за год.
А.Трембицкий: Уважаемый Михаил Владимирович!
Под надзором службы находится более 180 тыс. опасных производственных объектов, более 20 тыс. гидротехнических сооружений, более 1 млн объектов электроэнергетики. Также мы осуществляем контрольно-надзорные функции на объектах использования атомной энергии.
Приоритет – это обеспечение безопасности. В 2023 году предприятия всех отраслей экономики продолжали работать. Вы знаете, что даже не сократили, а где-то и увеличили объёмы производства. Вводились новые объекты. В рамках графика проводилось технологическое перевооружение. За 2023 год было выдано более 1,5 тыс. заключений о соответствии вновь построенных, реконструированных объектов и этапов строительства.
В связи с введённым мораторием на осуществление контрольно-надзорной деятельности в 2023 году мы сократили на 50% контрольно-надзорные мероприятия. Но увеличили на 6% мероприятия по надзору на объектах чрезвычайно высокого класса опасности, где у нас организован постоянный надзор.
Также мы сократили применение такого административного наказания, как штрафы, заменив их предупреждениями. По сравнению с 2022 годом провели дополнительно 10 тыс. профилактических визитов на предприятия, а предостережений выдали в два раза больше в рамках консультационных мероприятий.
Заработал новый механизм – это, Вы знаете, индикаторы риска. Если у нас в рамках индикаторов риска в 2022 году было всего лишь 26 проверок, в 2023 году – 400. И дальше такие проверки будут продолжаться. С учётом того, что это действенный, реальный механизм, который позволяет точечно выходить на проверки именно там, где сработал индикатор риска, мы будем продолжать наращивать его использование.
Что касается самих предприятий, то они и сами обращаются к нам для профилактических мероприятий. Мы идём им навстречу, выезжаем, в рамках действующего законодательства проводим консультирование. Это способствует снижению аварийности и повышению уровня безопасности на производстве.
Заработала у нас система досудебного обжалования. Было в 2023 году порядка 300 заявлений. Одна треть их при рассмотрении была удовлетворена. Также в рамках оптимизации и автоматизации контрольно-надзорной деятельности из 27 госуслуг в 2023 году на портал госуслуг у нас выведено 24. Три сейчас находятся в опытной эксплуатации. В первом квартале года мы выведем на ЕПГУ и оставшиеся.
Сократили время выдачи разрешительных документов практически в два раза, а где-то и больше. Лицензии на производство маркшейдерских работ, экспертизы промышленной безопасности – с 45 дней сократили до 10. Аттестация экспертов в области промышленной безопасности – сократили с 49 дней более чем в два раза. Работу в этом плане будем продолжать.
Также были внесены изменения в базовые законы – это закон о промышленной безопасности (116-й), 117-й Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений». При разработке этих нормативных документов, мы, естественно, выполняем поручения Президента и Ваши поручения – не рассматривать те нововведения, которые могут потом повлечь ослабление требований к промышленной безопасности.
Все проекты законодательных инициатив мы, разумеется, обсуждаем с отраслевым бизнес-сообществом.
Главная задача для нас – это снижение аварийности и травматизма. И, должен сказать, что в 2023 году в среднем по отраслям количество аварий, несчастных случаев было снижено.
М.Мишустин: Очень важно снижать аварийность, при этом повышать эффективность надзорных мероприятий, чтобы сокращение аварийности давало возможность бизнесу сосредоточиться на своём основном деле, меньше тратить сил на какие-то обслуживающие мероприятия при безусловном соблюдении всех правил безопасности, особенно на промышленных объектах. Во главе угла всех мероприятий такого рода должна быть жизнь и безопасность человека.
Хотел бы ещё обсудить с Вами вопрос, связанный с энергетическим комплексом. Россия является не только крупнейшей ядерной державой, но и крупнейшим экспортёром технологий мирного атома. Мы строим электростанции в десятках стран мира.
Как решаются вашим ведомством задачи, связанные с энергетическим комплексом?
А.Трембицкий: Действительно, Российская Федерация занимает одно из ключевых мест в международном сообществе по использованию и разработке атомных технологий.
Мы как орган не только надзора, но и регулирования в области атомной энергетической безопасности совместно с коллегами из «Росатома» работаем и на международном поле. У нас на сегодняшний день подписано и действует 15 соглашений со странами, где мы помогаем создавать органы регулирования, проводим обучение персонала и разрабатываем нормативную базу – наверное, это ключевое – их нормативную базу на основе российского законодательства в области использования атомной энергии.
В 2024 году по инициативе коллег из Мьянмы, Эфиопии мы также будем подписывать с ними соответствующие соглашения. В 2023 году сотрудники Ростехнадзора были с визитом в Китайской Народной Республике, у регулятора, были на объектах использования атомной энергии. Они изъявили желание, мы поддержали. Будем, естественно, докладывать.
В марте они хотят приехать посмотреть, как работает Ростехнадзор, какие у нас организации научно-технической поддержки и, естественно, ознакомиться с работой предприятий и атомных станций.
Там, где наши коллеги из «Росатома» реализуют инвестиционные проекты в зарубежных странах, мы естественно, тоже присутствуем. Работаем с регулятором, готовим нормативные документы, лицензирование, обоснование безопасности, в том числе и для завоза свежего ядерного топлива.
Вы знаете, что в Турцию был завоз, в Бангладеш. Продолжаем работать и с Венгрией, подписано соглашение.
Также осуществляем приёмку оборудования на заводах, которые изготавливают оборудование для атомных станций. Это порядка 340 заводов, в том числе 35 – за рубежом. Оказываем полное содействие. Работа наша синхронизирована, естественно, с коллегами из «Росатома». Мы не только участвуем во всех проектах, которые реализует Российская Федерация за рубежом, но мы ещё создаём регуляторы и инспекторский персонал.
М.Мишустин: Президент говорил, что интеграция новых регионов в социально-экономическое пространство России должна быть системной, комплексной. Промышленность в новых регионах достаточно развитая. Но мы должны работать на единых стандартах. Долгое время там применялись нормы и стандарты, которые отличаются от принятых в России и ЕАЭС – Евразийском экономическом союзе.
Как Ростехнадзор строит там свою работу?
А.Трембицкий: Прежде всего хочу сказать, что в рамках Вашего распоряжения мы создали четыре территориальных управления службы в новых субъектах Российской Федерации численностью 304 единицы. Хочу отметить, что люди, которых мы приняли, шли на работу в службу с величайшим удовольствием и желанием. Это на 85% – жители новых субъектов Российской Федерации. Естественно, они по спецпрограммам прошли у нас обучение. Не только в центральном аппарате в Москве – мы им организовывали тематические выезды в другие территориальные управления с участием в контрольных, надзорных мероприятиях непосредственно на предприятиях, которые действуют на территории Российской Федерации.
Также работаем с эксплуатирующими организациями новых субъектов. Прошли обучение у нас более 1 тысячи человек. На 2024 год заявок более 2 тыс. Это эксплуатирующий персонал тех производств, которые на сегодняшний день существуют.
Проводим идентификацию, инвентаризацию опасных производственных объектов: их техническое состояние и, о чём Вы говорили, нормативное соответствие требованиям российского законодательства и ЕАЭС. Идентифицировали порядка 800 опасных производственных объектов. Около 200 из них уже зарегистрированы в российском реестре опасных производственных объектов.
Тем предприятиям, которые полностью соответствуют требованиям российского законодательства – как в целом юридического, так и законодательства в области промышленной безопасности, начали выдавать лицензии.
В рамках Ваших поручений основное внимание было уделено, конечно, шахтам на территории Луганской и Донецкой республик. Мы уже ввели там режим постоянного надзора без применения административных штрафов. Хорошо понимая их техническое состояние, делаем программы модернизации шахт. Естественно, работаем с потенциальными инвесторами в этом направлении. Там, где эксплуатируются сегодня шахты, готовим, рассматриваем совместно и утверждаем превентивные мероприятия для соблюдения требований в области промышленной безопасности.
В рамках постановления Правительства осуществляем пилотный проект по аттестации специалистов строительного контроля. В Донецкой Народной Республике мы это начали и потом будем распространять на всю территорию России.
Полностью провели идентификацию радиационных источников. На территории новых субъектов Российской Федерации 39 объектов с более чем 720 радиационными источниками. Это и медицинские, и промышленные, и в области добычи. Работаем и с Министерством здравоохранения в отношении медицинских источников, и с региональными представителями. Готовимся к выдаче лицензий на использование радиационных источников.
Что касается Запорожской атомной станции, в рамках указа Президента и поручения Правительства Российской Федерации мы там организовали режим постоянного надзора. Инспекторы Ростехнадзора находятся на территории станции 24/7, то есть с постоянным пребыванием. Я туда периодически выезжаю. У нас полное взаимопонимание с новой эксплуатирующей организацией, которая создана под эгидой «Росатома». Также ежедневно проводим брифинги с представителями МАГАТЭ, с миссией. Вы знаете, что там присутствует четыре человека. В рамках российского законодательства осуществляем инспекционные проверки. Более 200 было проведено в 2023 году.
После теракта на Каховской ГЭС совместно с коллегами и с эксплуатирующей организацией произвели бурение 11 артезианских скважин вокруг брызгальных бассейнов. На сегодняшний день обеспечение водоснабжением гарантирует нормальную эксплуатацию станции в том техническом состоянии, в котором она находится. Радиационная обстановка как на станции, так и на территории сухого хранилища ядерного топлива (снимается у нас ежедневно) соответствует всем требованиям российского законодательства и тем рекомендациям, которые нам даёт МАГАТЭ.
М.Мишустин: Очень важно, чтобы ситуация на Запорожской атомной электростанции была под контролем, она требует особого внимания.
Уровень инвестиций предприятий в технологическое оборудование, в то, что называется промышленной безопасностью, вырос. Это не может не радовать. Снижение аварийности – это, безусловно, следствие грамотной промышленной политики, которую ведут компании. В завершение нашей встречи хотел бы пожелать, чтобы этот уровень сохранялся.