В повестке: о мерах для поддержания стабильной ситуации на рынке топлива, о субсидиях на реализацию инновационных проектов, о поддержке индустрии ИИ.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Александра Новака о мерах для поддержания стабильной ситуации на рынке топлива
М.Мишустин: Доброе утро, уважаемые коллеги!
Две недели назад Правительство приняло решение о введении ограничения на поставки нефтепродуктов на внешние рынки, чтобы прекратить вывоз на экспорт топлива, необходимого для внутренних потребителей. Прежде всего, – аграриев, так как сейчас идёт посевная кампания, и наших автомобилистов.
Работа по повышению эффективности мер в этой сфере продолжается. Важно, чтобы стратегические ресурсы, какими являются все производные от нефти – бензин и дизельное топливо, – в большей степени работали на интересы нашей страны, а покупатели могли приобрести их в нужном объёме и по приемлемым ценам.
Участники совещания
-
PDF
185Kb
Список участников оперативного совещания с вице-премьерами, 9 октября 2023 года
Александр Валентинович (обращаясь к А.Новаку), расскажите, что на сегодняшний день сделано, какие меры дополнительно приняты для поддержания стабильной ситуации на рынке топлива.
А.Новак: Уважаемый Михаил Владимирович!
Как Вы отметили, для нормализации ситуации с ценами на внутреннем рынке нефтепродуктов Правительством 21 сентября был введён временный запрет экспорта бензина и дизельного топлива.
Принятая мера показала свою эффективность. Ограничения помогли насытить внутренний рынок топлива, что в свою очередь оказало положительное влияние на цены.
Стоимость бензина и дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже снизились на 16 и 21% соответственно.
В мелком опте и на нефтебазах, по данным Минэнерго, цены на дизель снизились в среднем на 6,3 тыс. рублей за тонну по стране, это примерно на 8%. Снижение зафиксировано в 81 субъекте Российской Федерации. Осуществляется особый контроль в части стоимости топлива для сельхозтоваропроизводителей.
Поручено Министерству сельского хозяйства совместно с регионами и Федеральной антимонопольной службой проводить мониторинг наценок при покупке дизельного топлива аграриями, и в том числе мониторинг по снижению цен при покупке топлива у посредников.
Дополнительно ФАС провела ряд проверок деятельности нефтяных компаний и независимых автозаправочных станций. В результате возбуждено несколько антимонопольных дел против представителей независимых АЗС по признакам завышения цен.
Таким образом, кратковременные меры сработали, но для стабильного функционирования внутреннего рынка Правительством на прошлой неделе, в пятницу, был принят ряд дополнительных системных мер, которые были проработаны с отраслью и экспертами.
Принято решение внести поправки в Налоговый кодекс и восстановить с 1 октября топливный демпфер. Изменение коэффициента по демпферу до 1,0 позволит увеличить размер компенсации нефтеперерабатывающим заводам при продаже моторного топлива на внутреннем рынке. Это позволит обеспечить экономические стимулы к насыщению внутреннего рынка топливом и в результате будет способствовать поддержанию стабильной ценовой ситуации на бирже и в рознице.
Второе. Для повышения ликвидности биржевых торгов и повышения их прозрачности Правительством приняты решения по отмене второй биржевой торговой сессии и по увеличению минимальных нормативов реализации моторного топлива на биржевых торгах – до 15% по автомобильному бензину и до 12,5% по дизельному топливу.
Основная цель принятого решения – не допустить снижения достигнутого уровня предложения на бирже, а также повысить ликвидность биржевых торгов на основной торговой сессии, что будет в свою очередь способствовать повышению прозрачности торгов и равной доступности биржевого товара для всех потребителей.
Третье решение. Это снятие запрета на экспорт дизельного топлива, доставляемого в морские порты трубопроводным транспортом.
Как я уже сказал, мера по запрету свою задачу выполнила. Решение принято было для недопущения затоваривания хранилищ и последующего снижения переработки на крупнейших НПЗ, которые производят дизельное топливо 5-го экологического класса и обеспечивают снабжение внутреннего рынка.
При этом в целях гарантированного обеспечения внутреннего рынка не менее половины произведённого дизельного топлива должно быть поставлено на внутренний рынок. Данная мера позволит сохранить загрузку системообразующих НПЗ и даст дополнительный стимул компаниям с исторически более высокой долей экспорта направлять моторные топлива на внутренний рынок.
При этом сохраняется запрет на экспорт автомобильного бензина и экспорт дизельного топлива железнодорожным транспортом, чтобы продолжить наполнение внутреннего рынка и не допустить роста оптовых цен.
И четвёртое решение, принятое Правительством. Чтобы пресечь возможность вывоза нефтепродуктов, которые предназначены для внутреннего рынка (так называемый серый экспорт), введена заградительная пошлина – 50 тыс. рублей за тонну на все виды нефтепродуктов (не только на автомобильный бензин и дизельное топливо). И это касается экспортёров, не являющихся производителями нефтепродуктов. Фактически эта мера начнёт действовать после полного снятия запрета поставок на экспорт.
Заградительная пошлина не коснётся добросовестных производителей – крупных НПЗ с мощностью переработки более 1 млн т в год.
Таким образом, приняты меры, которые позволят пресечь попытки перекупщиков заранее приобретать топливо для последующего экспорта после снятия ограничений. Это также позволит фактически запретить вывоз топлива под видом других нефтепродуктов.
Уважаемый Михаил Владимирович! Хочу поблагодарить Вас за поддержку принятых решений. Они действительно очень важны для отрасли и потребителей. Правительство продолжит в ежедневном режиме мониторинг текущей ситуации на внутреннем рынке топлива, взаимодействие с компаниями в целях сохранения стабильности на внутреннем рынке.
М.Мишустин: Спасибо, Александр Валентинович! Очень важно и Вам лично, и Министерству энергетики контролировать ситуацию. Особенно то, что касается ценообразования. Здесь абсолютно очевидно, что приоритет в наших решениях должен оставаться прежним – это обеспечение российских потребителей. Все дальнейшие шаги надо принимать в зависимости от насыщения нашего внутреннего рынка по разумным ценам.
Теперь, уважаемые коллеги, к другой теме. Правительство продолжает выполнять поручения Президента по развитию высокотехнологичных направлений, которые имеют важное значение для устойчивости российской экономики.
В текущем году на приоритетные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы дополнительно выделим порядка 4 млрд рублей. Из них свыше 2 млрд рублей – на изыскания в интересах космической отрасли. Их всё более активно проводит в том числе бизнес. Речь идёт прежде всего о создании спутников дистанционного зондирования Земли сверхвысокого разрешения. Мы подробно обсуждали эти вопросы на специальной стратегической сессии. И сейчас одна из главных задач – это качественное улучшение нашей орбитальной группировки.
Другая часть – почти 1,7 млрд рублей – это средства на развитие технологий накопления электроэнергии. Они необходимы для налаживания выпуска аккумуляторных ячеек и материалов для производства современных батарей, которые обладают высоким потенциалом применения во многих отраслях и сферах жизни людей.
Субсидии на реализацию инновационных проектов будут предоставляться по линии Министерства науки и высшего образования и Фонда Национальной технологической инициативы. И на условиях обязательного софинансирования со стороны частных инвесторов.
Учитывая санкционные ограничения, требуется скорейшее создание отечественных наукоёмких решений. И крайне важно привлекать к работе наших предпринимателей.
Следующее направление, которому Правительство уделяет повышенное внимание, это искусственный интеллект. Как отмечал Президент, от результатов в этой сфере зависит место России в мире, суверенитет, безопасность и состоятельность страны, наши возможности на новом уровне решать задачи экономического, промышленного, социального развития, создавать условия для самореализации граждан, для запуска общественных инициатив.
На поддержку этой индустрии в текущем году мы дополнительно выделим почти 1,2 млрд рублей. И большая часть, около 800 млн рублей, предусмотрена именно на гранты малым предприятиям – разработчикам продуктов и сервисов на базе искусственного интеллекта.
Средства они смогут использовать на внедрение своих решений. В этом году помощь должны получить не менее 16 компаний.
Четверть миллиарда пойдёт на формирование и актуализацию наборов данных, востребованных в коммерческом обороте, из государственных систем. А также – инфраструктуры доступа к ним. Такие дата-сеты способны стать основой машинного обучения для организаций ключевых отраслей экономики и способствовать их цифровой трансформации. Потому что этим организациям надо опираться на качественные и доступные данные.
Запланировано и финансирование второй волны исследовательских центров в области искусственного интеллекта.
Всё это создаёт дополнительные возможности для запуска новых перспективных отечественных решений в столь значимом секторе, что особенно важно в условиях внешнего давления и для достижения технологической независимости.
Коллеги! Прошу вас внимательно отслеживать, как идёт работа по развитию высокотехнологичных направлений, о которых я сказал, в рамках курируемых вами сфер. И просьба держать эти вопросы на личном контроле.
<…>