В Санкт-Петербурге с 24 по 27 августа проходит Международный железнодорожный салон «PRO//Движение.Экспо», в котором принимают участие более 700 предприятий и 7000 специалистов отрасли. В рамках салона на пленарном заседании «ИЦК “Железнодорожный транспорт и логистика”: результаты, опыт, подходы и перспективы» обсудили результаты работы индустриального центра компетенций, возглавляемого генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым, а также пути дальнейшего развития этого эффективного инструмента импортозамещения.
Приветственное слово участникам направил Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко.
«Ключевая тема салона 2023 года – актуальный для всей страны вызов – обеспечение технологического суверенитета. Именно такую задачу поставил перед нами Президент Владимир Путин. Развитие отечественного ПО, объектов критической информационной инфраструктуры, свои технологические исследования и разработки – всё вместе это гарантирует устойчивость экономики России. Железнодорожный транспорт – ядро российской логистической отрасли, которое призвано стать локомотивом импортозамещения», – отметил вице-премьер.
Он напомнил, что по инициативе Председателя Правительства Михаила Мишустина в прошлом году был запущен масштабный проект по импортозамещению промышленного ПО.
«С уверенностью можно сказать: он уже принёс свои плоды – отраслевые компании-лидеры активно включились в процесс и дали старт 10 перспективным инициативам в рамках ИЦК “Железнодорожное машиностроение” и “Железнодорожный транспорт и логистика”. Это позволит переходить на отечественные технологии в ключевых видах ПО и обеспечивать технологическую независимость страны в ближайшие годы», – подчеркнул Дмитрий Чернышенко.
«Механизм ИЦК на деле доказал свою эффективность. Мы стали свидетелями того, что решения, разрабатываемые на замену иностранного программного обеспечения, обеспечивают бесперебойную работу всей отрасли. “РЖД” является лидером по числу проектов, один из них – перевод системы железнодорожного электронного документооборота (ЭТРАН) на импортонезависимый стек. У системы десятки тысяч пользователей. Важно, что проект развивается. Уже совсем скоро начнётся пилот по стыковке ЭТРАН с системой электронных перевозочных документов – ГИС ЭПД», – отметил заместитель Министра транспорта Дмитрий Баканов.
За прошедший год во всех ИЦК, в том числе в транспортном, накоплен большой опыт. На примере «РЖД» видно, что это может дать неожиданный результат и востребованность проектов в разных отраслях. В ходе сессии участники обсудили пути дальнейшего развития данного механизма, а также какие идеи и успехи можно использовать в других – транспортных и нетранспортных ИЦК.
«Наш ИЦК не только чемпион среди транспортных центров компетенций по числу проектов, но и уникален по разнообразию участников. Именно это позволило найти необычные точки соприкосновения и синергетические эффекты. Например, выяснилось, что система моделирования пассажирских потоков в “РЖД” может быть интересна администрациям метрополитенов и муниципальным службам для транспортного планирования. Уверен, что эта тенденция сохранится и дальше. В ближайшее время мы планируем реализацию функциональности на основе искусственного интеллекта и больших данных в наших проектах, в том числе для создания прогностических моделей в системах управления инфраструктурой. Эти решения могут пригодиться не только транспортному сектору, но и широкому кругу компаний из других отраслей», – прокомментировал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.
По словам генерального директора АНО «Цифровая экономика» Сергея Плуготаренко, демодни позволяют ИЦК взаимодействовать в более тесном формате и совместно работать над улучшением продуктов и решений.
«В процессе кросс-отраслевого взаимодействия мы консолидируем наши общие усилия, масштабируем и продвигаем проекты и инициативы. Демодни – это эффективный формат, когда одни ИЦК могут посмотреть на решения другого индустриального центра компетенций, сделать выводы, совместно подумать над определёнными продуктами, выработать единую позицию. С апреля 2023 года на набсовете АНО “ЦЭ” была утверждена необходимость создания Центра технологического лидерства, который включит в себя лучшие решения и позволит не просто достичь технологического суверенитета, но и добиться технологического лидерства. “Техлид” поможет отметить те отрасли, тех игроков, те классы софта, в которых у России уже есть или возможно лидерство. Необходимо начать собирать эти данные на единой информационной платформе, чтобы дальше мы могли заняться консалтингом и способствовать экспорту решений», – сказал Сергей Плуготаренко.
Механизм индустриальных центров компетенций (ИЦК), созданный больше года назад по поручению Михаила Мишустина, доказал свою эффективность по переходу на использование отечественного программного обеспечения для бесперебойной работы отрасли. В комитете «Транспорт» четыре ИЦК: «Железнодорожный транспорт и логистика», «Авиационный транспорт», «Аэропорты» и «Морской и речной транспорт». Их возглавили представители крупнейших транспортных компаний: ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», АО «Международный аэропорт Шереметьево», ФГУП «Росморпорт».