Тема выступления – о реализации государственной социальной политики в условиях новых вызовов.
Заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова выступила в рамках правительственного часа на 548-м заседании Совета Федерации. Тема правительственного часа – «О реализации государственной социальной политики в условиях новых вызовов».
Из стенограммы:
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы, добрый день! В целях достижения к 2030 году национальных целей, объявленных Президентом страны, перед Правительством и регионами поставлены задачи по обеспечению народосбережения, защите материнства и детства, поддержке семей, имеющих детей, опережающему развитию социальной инфраструктуры, повышению благосостояния граждан и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации. На мерах по достижению этих задач я сегодня остановлюсь в своём выступлении. Начну с народосбережения как основы роста численности населения страны.
Демографические особенности 1990-х годов, приведшие к существенному сокращению (на 39%, или на 4,6 миллиона человек) количества женщин, находящихся в репродуктивном возрасте, сказались на воспроизводстве населения в последние годы.
В то же время сохраняются регионы, где уровень рождаемости высок и позволяет обеспечить естественный прирост населения. Это Чеченская Республика, республики Тыва, Ингушетия, Дагестан, Алтай, Саха (Якутия), Бурятия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Забайкальский край и Тюменская область.
Но есть регионы с крайне низким уровнем рождаемости, где нужно, в том числе силами регионов, разрабатывать дополнительные меры поддержки. Особенно это касается Ленинградской, Смоленской, Рязанской, Тульской, Владимирской, Пензенской, Орловской, Саратовской, Тамбовской областей и Республики Мордовия.
Чтобы оценить данные регионы и их потенциал по росту рождений, мы провели сплошное исследование, использовав данные Росстата, в том числе по вопросу репродуктивных установок граждан, переписи населения, и разделили все регионы страны на восемь кластеров с условными названиями, которые мы им дали. Использовали критерии для этого: уровень рождаемости, доля женщин фертильного возраста, возрастная структура населения, возраст первых рождений, структура семей по количеству детей и прерывание беременности. По каждому кластеру проанализировали как демографический, так и социально-экономический потенциал, оценили репродуктивные установки.
По результатам анализа установлено, что для увеличения рождаемости при наличии потенциала наиболее сложными являются кластеры с наименьшим суммарным коэффициентом рождаемости, и они условно называются «Демографическая зима», «Юг России» и «Поволжье».
Чтобы понять, что ограничивает граждан в этих регионах в рождениях, сформировали портреты женщин в каждой возрастной группе. По данным переписи, установлено наличие категорий женщин, среди которых возможно обеспечить рост рождаемости. Это 4,5 миллиона женщин, которые на сегодняшний день не имеют детей, и почти столько же женщин, которые имеют только одного ребёнка. То есть максимально это почти 9 миллионов потенциальных рождений на ближайшие три года. Что им мешает? Для молодых женщин – до 24 лет – это отсутствие семьи, жилья и постоянного дохода. Для женщин в возрасте 25–34 лет основными ограничениями, даже при наличии семьи, являются отсутствие собственного жилья и вопросы доходов, о чём я скажу позже. Также женщины начиная с 30-летнего возраста не принимают решения о рождении ребёнка, так как боятся ухудшения своего здоровья. При этом мы провели анализ данных Федерального фонда обязательного медицинского страхования и установили, что только 6% женщин от 18 до 39 лет проходят диспансеризацию. Конечно, этого недостаточно для своевременного выявления причин, которые могут отрицательно сказаться на репродуктивном здоровье женщины.
Несмотря на существенное – почти на 40% – снижение количества абортов в 2021 году по сравнению с 2015-м (данных за 2022 год ещё нет) ежегодно решение о прерывании беременности происходит почти в 500 тыс. случаев. При этом трети таких прерываний можно было бы избежать, если проводить прицельную, адресную работу с женщинами, выявлять причины, побуждающие к прерыванию беременности, и воздействовать на них.
С 2020 года на федеральном уровне введён талон родового сертификата стоимостью 1 тыс. рублей, чтобы регионы имели возможность задействовать в штате центров доабортного консультирования психологов и социальных работников.
Но не всё, к сожалению, пока получается, не все регионы надлежащим образом организовали эту работу, и только каждая четвёртая женщина, прерывающая беременность по собственному желанию, принимала решение сохранить беременность. Самые высокие показатели абортов на 1 тысячу женщин фертильного возраста отмечены в Якутии, Сахалинской, Свердловской, Псковской, Иркутской областях, в Красноярском крае, Республике Марий Эл и ряде других регионов.
Чтобы решить обозначенные задачи и повысить рождаемость, по поручению Президента и Правительства регионы при непосредственном содействии федеральных органов исполнительной власти разрабатывают и утверждают региональные программы по стимулированию рождаемости. Таких регионов, которые завершили эту работу, уже 82. Но конечный срок завершения работы – 10 июля.
По поручению Президента страны мы планируем запустить комплексный пилотный проект с целью отработки механизмов и мероприятий, которые смогут дать наилучший эффект. Сейчас мы выбрали три региона, которые представляют три наиболее сложных по демографической ситуации кластера. Цель проекта – создание благоприятной среды для проживания.
Задача увеличения рождаемости требует межведомственного подхода и взаимодействия основных участников, включая здравоохранение, образование, социальную защиту, культуру, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и дороги, чтобы добраться до социальной организации, строительство жилья для семей с детьми.
Создание благоприятной среды для жизни невозможно без инфраструктурных изменений. Ежегодно в рамках национальных проектов только по моей части мы тратим на эти цели свыше 220 млрд рублей. И в 2023 году по поручению Президента нам необходимо качественно изменить работу с целью приближения сроков ввода объектов в эксплуатацию. В сфере образования уже сейчас создано свыше 10 тыс. объектов, из них только за прошлый год введено более 490 детских садов и школ, ещё столько же мы ожидаем в этом году и планируем, что часть школ и детских садов введём досрочно.
В то же время хочу обратить внимание сенаторов на то, что по итогам 2022 года не введёнными остаются девять объектов образования на более чем 4,4 тыс. мест в Нижегородской, Архангельской, Астраханской, Смоленской, Кировской, Новгородской и Иркутской областях. Хочу просить вас тоже обратить на это внимание.
Активно создаём социальные объекты и объекты культуры. Всего только в сфере культуры инфраструктура обновлена более чем на 1,3 тыс. объектов. При этом мы планируем, что 60 объектов культуры в этом году будут введены досрочно.
Благодаря программам модернизации первичного звена здравоохранения активно развивается система здравоохранения сельских и отдалённых районов. В этом году почти по 500 объектам ожидается досрочный ввод. И здесь также прошу вас обратить внимание на это в части контроля за соблюдением сроков.
Как я уже говорила выше, для народосбережения важным остаётся повышение благосостояния граждан. У нас есть определённые успехи в этой сфере. Я напомню, что уровень бедности по итогам 2022 года составил 9,8%, что на 1,2 процентного пункта ниже прошлогоднего значения и лучше целевого значения. Только за 2022 год из-под черты бедности выведены 1,7 миллиона наших граждан.
Территориальный анализ структуры малоимущего населения показывает, что сохраняются существенные различия в уровне бедности между регионами. По итогам 2022 года 76 регионов смогли обеспечить снижение уровня бедности в соответствии с планируемыми значениями, девять, к сожалению, не смогли добиться результатов и решить эту проблему. Это республики Хакасия, Ингушетия, Адыгея, Северная Осетия – Алания, Коми, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Оренбургская область, Ненецкий автономный округ. В этом году мы ожидаем дальнейшее снижение бедности, в том числе за счёт введения единого пособия, направленного на поддержку семей, которым уже охвачены почти 255 тысяч беременных женщин и 8 миллионов детей. Это 82,5% от того, что мы прогнозировали на 2023 год.
Благодаря развитию социального казначейства в последние два года удалось существенно повысить эффективность мер, направленных на снижение бедности. Данным механизмом уже охвачены 35 миллионов человек. Более 60% всех пенсий назначено в беззаявительном порядке. Выплачено 22 млн пособий. Обеспечен адресный подход в предоставлении мер поддержки.
Для дальнейшего снижения бедности, конечно, нужно глубже анализировать жизненные ситуации граждан, точечно оценивать дефицит их дохода и причины такого дефицита. Для этого создаётся реестр нуждающихся граждан, который должен заработать с 1 января 2024 года. Запуск реестра приведёт к сокращению сроков рассмотрения обращений, к росту эффективности работы с разными группами граждан по профилактике бедности и позволит нам настроить систему поддержки индивидуально для нуждающегося гражданина.
Кроме того, на снижение бедности будут влиять дополнительные решения, принятые Президентом и объявленные на Петербургском международном экономическом форуме. Среди них, как вы хорошо уже знаете, повышение минимального размера оплаты труда на 18,5%, получение пособий на детей до полутора лет вне зависимости от занятости матери, сохранение получения выплат на детей-инвалидов при частичной занятости мамы.
На снижение бедности направлены меры по вовлечению граждан и в трудовую деятельность и снижению так называемой теневой занятости. Так, только за 2022 год как самозанятые встали на учёт 1,3 миллиона человек. Всего же с 2019 года из тени вышли и показали доходы свыше 3 миллионов наших граждан.
Правительство во исполнение поручения Президента ставит своей задачей создание высококвалифицированных рабочих мест, необходимых для реализации амбициозных мегапроектов в различных отраслях. Их перечень вы видите на слайде. И если сопоставить текущее состояние с напряжённостью на рынке труда в отраслях экономики с планами по подготовке кадров и по реализации мегапроектов, то мы увидим, к сожалению, расхождения.
Мы провели анализ рынка труда в сегодняшних условиях и выявили определённый профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения по некоторым отраслям и специальностям. На слайде вы можете увидеть, что наряду с увеличением более чем на миллион работников, в которых мы нуждаемся до 2030 года, должна быть изменена и структура этой потребности в разрезе профессий.
По поручению Президента страны до 2028 года включительно мы должны обеспечить выпуск 1 миллиона ребят по стандартам обучения в «Профессионалитете» по 15 наиболее востребованным специальностям. Вы знаете, что стандарт «Профессионалитет» предполагает сокращение обучения, практико-ориентированность уже на первом годе обучения, плотное взаимодействие с работодателем и как результат – 85-процентное трудоустройство (сейчас это порядка 60%).
Подход к контрольным цифрам приёма в системе высшего профессионального образования также должен быть изменён с ориентиром на отрасли – лидеры технологического суверенитета.
В работе по изменению подготовки кадров мы также надеемся на вашу поддержку, так как наибольшие изменения планируем провести в профессиональной подготовке на уровне регионов – это наша с вами система среднего профессионального образования и колледжи. Для этого мы будем готовить пятилетний прогноз потребности в кадрах, чтобы ликвидировать дисбаланс между фактическим обучением и потребностями экономики.
Следующая задача, без которой невозможно устойчивое развитие социальной сферы, – это технологический суверенитет, в том числе в таких отраслях, как фармацевтика и медицинская промышленность. По итогам 2022 года российская фармацевтическая промышленность показала существенный прирост по отношению к прошлому году – это 10,6%. Объём отечественного производства лекарственных средств составил почти 608 млрд рублей. Сейчас количество российских и иностранных производителей на рынке Российской Федерации примерно одинаковое – 471 и 431 соответственно. И отечественные компании оказывают всё большее влияние на конечную структуру потребления. Это стало следствием проводимой работы по поддержке производителей, упрощению процедур регистрации и вывода лекарств на рынок.
За прошлый год мы также серьёзно продвинулись, но ещё сохраняется зависимость страны от поставок ряда лекарственных препаратов, пока не замещённых нашей продукцией. 20% всех лекарств, входящих в перечень жизненно важных, хотя и производятся на территории России, имеют иностранные субстанции.
Для своевременного реагирования на эти вызовы ещё в 2022 году утверждена «дорожная карта» по локализации производства лекарственных препаратов, в которую включены 189 наименований. В рамках «дорожной карты» в 2022 году и за истекший период 2023 года отечественными производителями уже зарегистрированы 18 лекарственных препаратов – это лечение онкологических заболеваний, инфекционных, ВИЧ-инфекции, снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.
Нами также разработана постоянно обновляющаяся в режиме реального времени «витрина данных», где сконцентрированы сведения по ввозу, производству, вводу в гражданский оборот, продажам и имеющимся остаткам лекарственных препаратов. В перечне жизненно важных – более 800 наименований. «Витрина» позволяет регионам и организациям в режиме реального времени оценивать обеспеченность препаратами, в том числе по каждой медицинской организации, правильно планировать закупочные процедуры, чтобы не допускать дефицита.
Санкционные меры также подтолкнули нашу медицинскую промышленность к созданию современных медицинских изделий и оборудования по своим характеристикам лучше иностранных аналогов. Стартовали в непростых условиях при высоком уровне зависимости от импорта, оказали поддержку производителям, помогли с производством сырья, сократили сроки регистрации медизделий. Так же как и по лекарствам, создали специальную «витрину данных», что было намного сложнее из-за отсутствия маркировки медизделий.
По итогам 2022 года объём производства изделий превысил 107 млрд рублей. Начали регистрировать изделия, которые ранее в стране не производились (например, реагенты для основных видов иностранного лабораторного оборудования, ранее поставлявшегося в нашу страну), что делает нас независимыми от недружественных стран. То есть закупленное ранее оборудование будет и дальше работать в России. В прошлом году вывели на рынок 21 собственное эндоскопическое и 147 видов хирургического оборудования и отечественные лучевые ускорители. Данная работа будет продолжена в рамках утверждённой «дорожной карты» по постепенной локализации производства 66 наиболее востребованных медицинских изделий. Это часть работы, которую мы проводим в целях достижения поставленных Президентом страны задач.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Учитывая, что темы, которые сегодня подняты в рамках правительственного часа, это не только темы Правительства, но и, безусловно, темы регионов, мы надеемся на плотное взаимодействие и сотрудничество в рамках реализации задач, которые поставлены Президентом страны. Спасибо за внимание.