В рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры» состоялся запуск доставки грузов беспилотными тягачами «КамАЗ» по федеральной трассе М-11 «Нева». Старт движению беспилотников дал Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов. В мероприятии приняли участие Министр транспорта Виталий Савельев, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, глава Республики Татарстан Рустам Минниханов, председатель правления государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко, генеральный директор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин.
Движение высокоавтоматизированных транспортных средств на трассе М-11 запущено в рамках экспериментального правового режима (ЭПР). Формирование программы ЭПР проходило при поддержке Минтранса на площадке ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». Первыми свои грузы в беспилотном режиме повезли крупнейшие перевозчики: ПЭК, Globaltruck, «Газпромнефть-Снабжение».
В рамках эксперимента будет апробирована вся цепочка процессов беспилотной перевозки в коммерческом режиме с участием цифровой инфраструктуры, что в итоге позволит масштабировать проект на другие трассы.
В данном ЭПР участвуют производители беспилотного транспорта (ПАО «КамАЗ»), крупнейшие перевозчики (ООО «Глобалтрак Лоджистик», ПАО «Магнит»), государственная компания «Автодор», которая предоставляет дорожную инфраструктуру.
«Сегодня важный, знаменательный день. Мы шли к нему два года. Сегодня кульминация в реализации правительственной инициативы “Беспилотные логистические коридоры”. В этой связи хотел выделить три момента. Первое – создать беспилотный автомобиль, насыщенный искусственным интеллектом, в условиях санкций – это действительно колоссальная работа. Хочу поздравить Сергея Анатольевича Когогина с коллегами, что удалось это сделать. Второе – это пока ещё, конечно, пилотные проекты, опытные образцы, тем не менее это уже коммерческий груз. В этом году должны перевезти более 50 тыс. т коммерческих грузов. На следующий год эта цифра возрастёт в четыре раза. С самого начала отрабатывалась привлекательность бизнес-модели, финансовой модели для грузоотправителей. Сегодня участниками этого мероприятия являются также и грузоотправители. Третье – нужно понимать, что основная, даже самая главная, часть этой работы остаётся невидимой, потому что дело не только в этих автомобилях. Дело в том, что это, по сути, часть единой системы “автомобиль – дорога”. Это единое цифровое пространство, единая цифровая платформа. Автомобиль постоянно взаимодействует с цифровым двойником дороги. Здесь очень большую роль сыграла (хочу сказать огромное спасибо) компания «Автодор», которая в достаточно сжатые сроки сделала так, чтобы сегодня это мероприятие могло состояться. Хочу поздравить Министра транспорта Виталия Геннадьевича Савельева, который является руководителем этого проекта», – отметил Андрей Белоусов.
«Безусловно, для экономического развития России это очень важный шаг. Мы с вами начинаем строить модель беспилотного грузового движения в нашей стране. Эти новые компетенции позволят нам на уровне передовых стандартов заниматься развитием беспилотных транспортных систем, – заявил Виталий Савельев. – Мы стартуем с трёх грузовых автомобилей “КамАЗ”, в начале июля добавится три автомобиля, а со следующего года – ещё 12. Тем самым проект будет расширяться».
«Госкомпания “Автодор” предоставила возможность для взаимодействия высокоавтоматизированного транспортного средства с дорожной инфраструктурой. Оно осуществляется через программно-аппаратный комплекс АСУДД М-11 “Нева”, который насчитывает почти 2 тыс. единиц оборудования. После завершения строительства обхода Твери в следующем году будет обеспечено сквозное движение по всей трассе. С учётом завершения строительства трассы М-12 такие грузовики смогут проехать от Казани до Санкт-Петербурга через Центральную кольцевую автомобильную дорогу уже в 2024 году. Участок ЦКАД на их маршруте оборудован DSRC-приёмниками для движения подключённого транспорта», – сказал Вячеслав Петушенко.
Беспилотные автомобили созданы на базе магистрального тягача «КамАЗ-54901». Модель оснащена системами связи, навигации, технического зрения, обработки входящей информации. Машины будут работать между логистическими терминалами Москвы и Санкт-Петербурга с использованием хабов, где будет осуществляться перецепка с обычного тягача на тягач, способный двигаться в беспилотном режиме.
«Развитие беспилотного транспорта – один из актуальных трендов автомобильной отрасли. КамАЗ занимает лидирующие позиции в этой области. Компанией разработана линейка грузового беспилотного транспорта различного применения. Часть этой техники уже прошла испытания в реальных условиях эксплуатации на закрытых территориях. Введение экспериментально-правового режима на трассе М-11 “Нева” и состоявшийся запуск беспилотных магистральных тягачей “КамАЗ” даёт возможность протестировать наши разработки в области беспилотного грузового транспорта на дорогах общего пользования, а также позволит на практике, в условиях реального движения апробировать коммерческое использование технологии беспилотных грузовиков», – прокомментировал Сергей Когогин.
Проект «Беспилотные логистические коридоры» является частью стратегических инициатив Минтранса России. Они разработаны в рамках исполнения поручений Президента России Владимира Путина и Правительства по подготовке Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли. Технологические, организационные и бизнес-решения, которые будут отработаны в рамках экспериментально-правового режима на М-11, лягут в основу и будущих транспортно-логистических коридоров. К 2030 году беспилотные перевозки планируется организовать на 19,5 тыс. км федеральных дорог.