В Государственной Думе прошел правительственный час с участием Заместителя Председателя Правительства Алексея Оверчука на тему «Об актуальных вопросах деятельности Российской Федерации в рамках евразийского сотрудничества».
Из стенограммы:
А.Оверчук: Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемые коллеги!
Разрешите поблагодарить за возможность выступить на пленарном заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и представить доклад об актуальных вопросах деятельности Российской Федерации на евразийском пространстве.
В условиях глобальных изменений в мировой экономике значение интеграционной работы на евразийском направлении приобрело особую актуальность.
От её результатов зависит формирование экономического базиса для независимого устойчивого развития нашей страны и её ближайших соседей. Интеграция создаёт потребность в развитии общего культурно-цивилизационного пространства, условия для сохранения нашего общего языка и исторической общности населяющих наши страны народов. Развитие экономических и культурных связей с ближайшими соседями способствует формированию пояса безопасности вокруг нашей страны.
Смещение центра глобальной экономики с Запада в сторону глобального Юга произошло более десяти лет назад, и наш разрыв торгово-экономических связей с Западом ускоряет процессы переориентации нашего экспорта в направлении нового экономического центра мира.
Естественно, это требует выстраивания новых международных транспортных коридоров, которые, в силу географического положения России на севере Евразийского континента, должны проходить через территории наших южных соседей, что также предопределяет экономическую интеграцию с этими странами.
Выход нашего экспорта на растущие рынки глобального Юга зависит от нормальных добрососедских отношений с нашими южными соседями. В первую очередь это Казахстан и Киргизия. Эта же логика движет нами на переговорах о разблокировании экономических и транспортных связей в регионе Южного Кавказа, между государством – членом ЕАЭС и СНГ Арменией и государством – членом СНГ Азербайджаном. Кроме этого, при формировании международных транспортно-логистических коридоров, для нас имеют важное значение такие страны как Грузия, Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан, а также Иран, Монголия и Китай. Это те страны, без взаимодействия с которыми невозможно выстроить диверсифицированные безопасные транспортно-логистические маршруты и обеспечить условия для устойчивого развития нашей экономики.
Интеграционная работа на пространстве бывшего СССР была фактически начата с момента развала нашей большой страны. К настоящему моменту на постсоветском пространстве сложилось три основных интеграционных контура – Содружество Независимых Государств, Союзное государство России и Белоруссии, и Евразийский экономический союз, в который входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия.
Каждое из этих объединений характеризуется различной сферой компетенций, собственным порядком принятия решений и разным уровнем глубины интеграционного взаимодействия.
Наиболее глубокая интеграция у нас сложилась в Союзном государстве. Именно оно приняло основной удар от санкционного экономического давления в прошлом году. Это подтолкнуло наши страны к дальнейшему развитию кооперации, сближению и взаимной поддержке друг друга.
Работу и решения, принимаемые в рамках Союзного государства России и Белоруссии, мы рассматриваем как источник инициатив для двух других интеграционных контуров – Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств.
Следует подчеркнуть, что Содружество Независимых Государств – это самая широкая по составу участников организация, в которую, помимо стран ЕАЭС, входят Азербайджан, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан и Украина. Уникальность СНГ заключается в том, что участники Содружества взаимодействуют во всех отраслях жизнедеятельности, включая гуманитарную повестку, которая не включается в повестку ЕАЭС.
Говоря о работе в рамках ЕАЭС, нужно отметить, что этот Союз действительно состоялся. Это экономическое интеграционное объединение, в рамках которого государства – участники осуществляют реализацию четырёх свобод – свободы перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Союз успешно прошёл серьёзную проверку на прочность пандемией и необоснованными санкциями. Достигнутые Евразийским союзом результаты позволяют говорить о том, что у этого интеграционного объединения есть потенциал для превращения в один из макрорегионов формирующегося многополярного мира.
Евразийскому союзу удалось набрать хорошую динамику ВВП на душу населения. В особенности это заметно в сравнении с теми странами СНГ, которые близки к нам, но не присоединились к ЕАЭС.
В странах ЕАЭС отмечается реальный рост промышленности и сельскохозяйственного производства.
В
2022 году Российская Федерация выступила с инициативой, нацеленной на развитие
промышленной кооперации между экономоператорами государств – членов ЕАЭС. В
результате пятью странами достигнута договорённость о субсидировании процентных
ставок по выдаваемым национальными и международными финансовыми институтами кредитам
и займам на реализацию приоритетных интеграционных проектов. На начальном этапе
речь идёт о сумме порядка
1,7 млрд рублей, ключевое условие – участие в проекте организаций из трёх
и более стран ЕАЭС. Таким образом мы обеспечиваем зарождение и формирование
максимального числа кооперационных цепочек между нашими экономиками. Соответствующий
протокол с поправками к основному договору о Союзе был подписан в Москве
главами государств – членов
ЕАЭС 25 мая 2023 года в ходе заседания Высшего Евразийского экономического
совета. В 2024 году этот механизм должен начать работать.
В 2022 году государства – члены ЕАЭС достигли 14% роста взаимной торговли, которая выросла до 83,3 млрд долларов. Но что более важно, с 2015 года рост взаимной торговли внутри ЕАЭС составил 87,2%. В то же время увеличение объёмов торговли с внешними партнёрами выросло на 46,1%.
Это убедительно говорит о том, производители внутри ЕАЭС признают, что та работа, которую мы ведём по снижению торговых барьеров, отсутствие таможенных границ между нашими странами, создают лучшие условия для ведения хозяйства, для ведения бизнеса, для торговли на пространстве ЕАЭС.
Использование традиционных резервных валют в качестве оружия, нацеленного против нашей экономики, продемонстрировало, насколько важно иметь самостоятельную финансовую систему, опирающуюся на расчёты в национальных валютах, а также собственную систему подтверждения финансовых сообщений.
В первом квартале 2023 года 89% взаимных расчётов за торговлю товарами внутри ЕАЭС осуществлялось в национальных валютах. Причём в марте текущего года этот показатель достигал 90%.
То есть мы фактически внутри ЕАЭС перешли на торговлю в наших национальных валютах. Понятно, что доминанта в этих валютах – российский рубль – в экспорте и импорте товаров и услуг на его долю в расчётах между странами ЕАЭС сегодня приходится 77,5%.
При этом абсолютное большинство банков на пространстве СНГ сегодня имеют возможность использовать Систему подтверждения финансовых сообщений, созданную Банком России.
Прошлый год показал важность достижения финансового суверенитета. Сегодня в нашей повестке стоят задачи развития независимой наднациональной финансовой инфраструктуры. Мы серьёзно продвинулись в этом направлении, согласовав с партнерами по ЕАЭС создание Евразийской перестраховочной компании. В результате её создания на союзном рынке появится дополнительная страховая ёмкость в размере около 120 млрд рублей. Это позволит поддержать объём взаимной и внешней торговли Союза на сумму более 361 млрд рублей и обеспечить единые условия страхования для совместно произведённой продукции.
В контексте развития общего финансового рынка наша страна выступает с инициативой создания Евразийского рейтингового агентства. Его функционирование будет способствовать увеличению взаимных инвестиций и торговли. Сейчас одной из ключевых задач интеграционной работы является отбор и оценка кооперационных интеграционных проектов, при рассмотрении которых необходимо будет понимать региональную специфику и иметь возможность проведения необходимых исследований и оценок компаний-контрагентов «на земле».
Государства – члены ЕАЭС имеют энергетическую безопасность и устойчивый доступ к энергии, обеспечивающий им конкурентные преимущества на фоне других регионов мира. Наши энергетические рынки демонстрируют рост взаимной торговли.
На фоне резких скачков цен на энергоресурсы в Европе становится понятно, что стабильные цены, определяемые в рамках долгосрочных контрактов – особенность ЕАЭС, которая его выгодно отличает от других стран и объединений.
ЕАЭС также обладает существенной привлекательностью с точки зрения продовольственной безопасности. Мы достигли или превысили уровень самообеспеченности по зерну, растительному маслу, баранине и свинине. По основным видам сельскохозяйственной продукции государства – члены ЕАЭС в 2023 году либо превысят полную самообеспеченность, либо будут находиться на уровне выше 95%.
Многое сделано для сохранения стабильности внутреннего рынка. Чтобы избежать дефицита критически важных продовольственных товаров в отдельных странах, вместе другими странами евразийской пятерки скоординировали работу по экспорту и утвердили индикативные балансы спроса и предложения по наиболее чувствительным сельскохозяйственным товарам.
Это положительно повлияло на общую социальную динамику в государствах – членах ЕАЭС.
Преимущества ЕАЭС наглядно продемонстрировали свою эффективность в очень сложном для экономик России и Белоруссии 2022 году. Такие экономики как Армения, Киргизия и Казахстан смогли реализовать преимущества безбарьерной торговли внутри ЕАЭС и увеличить свой ВВП на соответственно 12,1, 7 и 3,2%. Это очень серьёзные темпы роста, которые были обеспечены только благодаря членству этих государств в Евразийском экономическом союзе.
Торговля между государствами – членами ЕАЭС смогла оперативно адаптироваться к изменившимся условиям, что позволило ряду стран существенно увеличить свой экспорт в Российскую Федерацию.
В связи с беспрецедентным санкционным давлением на Россию и Белоруссию показательно выглядят такие экономические индикаторы как инфляция и безработица. Государства постсоветского пространства, проводившие в отношении наших стран недружественную политику, характеризовались в 2022 году существенно более высокими уровнями инфляции.
Показатель безработицы в государствах – членах ЕАЭС опустился до 4%, что существенно отличается от показателя инфляции в государствах – членах СНГ, которые присоединились к ЕАЭС. Причем, по отдельным методикам расчетов, уровень безработицы в ЕАЭС к декабрю 2022 года сократился до 1%.
Всё это позволяет говорить о том, что ЕАЭС, опирающийся на взаимное уважение и учёт интересов всех его государств – членов, обретает черты безопасной гавани в бурно формирующемся многополярном мире. У нас есть собственные сырьевые ресурсы, дешёвая энергия, мы достигли самообеспеченности по основным видам сельскохозяйственной продукции, у нас лучше возможности для занятости населения, мы имеем собственную платёжную систему и ведём большинство расчётов в национальных валютах. У нас есть такое неоспоримое преимущество как русский язык – общий язык нашего межнационального общения. Мы опираемся на собственную структуру безопасности – ОДКБ.
Все эти факторы позволили сделать вывод, прозвучавший в обращении Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина к главам государств – членов ЕАЭС по случаю вступления России в председательство в органах ЕАЭС в 2023 году: «Очевидно, что у Союза есть все возможности для того, чтобы стать одним из мощных самостоятельных самодостаточных полюсов формирующегося многополярного мира, быть центром притяжения для всех разделяющих наши ценности и стремящихся к сотрудничеству с ЕАЭС независимых государств».
ЕАЭС может стать центром притяжения и для всех остальных стран региона. Уровень безбарьерности движения товаров и глубина экономической интеграции, которые уже достигнуты в ЕАЭС, позволяют об этом говорить. Многие страны сегодня более внимательно начинают смотреть в сторону ЕАЭС.
Примером такого внимания к Евразийскому экономическому союзу стал саммит глав его государств, прошедший 24–25 мая в Москве. В нём приняли участие не только члены Высшего Евразийского экономического совета, но и главы государств – наблюдателей и приглашённых к участию в саммите стран – Узбекистана и Кубы. Очень важно отметить, что впервые в заседании ВЕЭС приняли участие Президент Азербайджанской Республики Ильхам Гейдарович Алиев и Президент Республики Таджикистан Эмомали Шарипович Рахмон.
Мы видим живой интерес к Союзу со стороны научных, экспертных и деловых сообществ таких стран как Азербайджан, Туркменистан, Турция и Иран. Появляются предложения о сближении ЕАЭС и Организации тюркских государств.
Сегодня ни одно из государств – членов ЕАЭС не обладает размерами рынков и собственного населения, достаточными для обеспечения самостоятельного конкурентного технологического развития. Как считают учёные, для этого требуется рынок с объёмом потребления более 300 миллионов человек.
Сформировать такой рынок можно только на основе экономической интеграции многих экономик региона. Для этого требуется сформировать привлекательный интеграционный контур, к которому захотят присоединится другие страны. ЕАЭС в силу решённости многих задач экономической интеграции, равноправности государств – членов, относительно высокого, по сравнению с другими странами региона, уровня социального развития, действительно может стать центром экономического притяжения в Евразии.
Отсюда вытекают определённые Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным приоритеты российского председательства в органах ЕАЭС. Это развитие технологического потенциала и достижение подлинной самодостаточности; цифровая трансформация; продовольственная безопасность; энергетическая безопасность; финансовая безопасность; выстраивание конкурентных условий; формирование транспортно-логистической инфраструктуры; выстраивание взаимовыгодного и равноправного сотрудничества Союза с внешним миром; сохранение и укрепление социальной и культурной общности.
Именно эти направления кладутся нами в основу стратегического видения развития ЕАЭС до 2030 и до 2045 годов. Правительство готовит соответствующие предложения, которые уже обсуждаются с нашим партнёрами по Евразийскому экономическому союзу.
Особо хочу остановится на вопросах переориентации нашей транспортно-логистической инфраструктуры в направлении глобального Юга. Здесь особое значение имеет транспортно-логистический коридор Север – Юг, по созданию которого Правительство ведёт активную работу с партнёрами в Азербайджане, Казахстане, Туркменистане и Иране. Но это только один из элементов создания транспортного каркаса Евразии, над формированием которого работает Правительство.
Особое значение имеет и выстраивание отношений с дружественными странами и международными объединениями. Мы активизировали работу по заключению соглашений о свободной торговле. До конца года ожидаем подписание ССТ с Исламской Республикой Иран. Одновременно продвигаются переговоры с Египтом, ОАЭ, Индией. Начинаем переговоры с Индонезией и думаем о переговорах с Марокко и Тунисом.
Особое значение придаём развитию отношений между ЕАЭС и КНР. В феврале Евразийская экономическая комиссия и Китайская Народная Республика подписали План по развитию торгово-экономического сотрудничества, включающий вопросы цифровизации транспортных коридоров, установление диалога по вопросам внешнеторговой политики ЕАЭС и КНР и совместного исследования об эффектах различных сценариев углубления торгово-экономического сотрудничества, включая либерализацию торговли.
То есть работа по сопряжению Евразийского экономического союза и китайской Инициативы пояса и пути вышла в практическую плоскость.
В завершение своего доклада хотел бы сказать о самом важном. О сохранении и укреплении нашей социальной и культурной общности.
Здесь основное внимание мы отводим русскому языку. Реализуем программу «Русский учитель за рубежом» и наращиваем количественное присутствие учителей русского языка в зарубежных странах, а также расширяем географию этого присутствия. За 3 года увеличили количество учителей русского языка за рубежом в 5,8 раза.
Завершаем подготовительные работы по учреждению Международной организации русского языка, которая создается по инициативе Президента Казахстана Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. Рассчитываем, что соответствующий договор и устав новой международной организации будет подписан в ходе саммита глав государств СНГ в октябре 2023 года. Эта организация не будет ограничиваться рамками СНГ, и к ней в дальнейшем смогут присоединяться все заинтересованные в поддержке и продвижении русского языка государства мира.
Мы увеличиваем и количество квотных мест для иностранных студентов в наших вузах. Сегодня по квотам и самостоятельно в российских вузах обучается 351 тысяча иностранных студентов. Также расширяем филиальную сеть наших вузов за рубежом. Особым спросом пользуется наше математическое и техническое образование, особенно в Казахстане. Президент Казахстана выступал с такими инициативами, и мы вместе с Казахстаном над этим работаем.
Самое важное направление нашей работы – это строительство российских школ за рубежом. 1 сентября 2022 года в Таджикистане начали работу 5 российских школ. Каждая школа имеет площадь около 25 тыс кв м, рассчитана более чем на 1220 учеников, в каждой школе есть два бассейна, два спортзала, актовый зал на 600 мест, который по своей оснащённости может соперничать с некоторыми театрами, а также полноразмерное футбольное поле для детей и иные спортивные сооружения. Школы сертифицированы Рособрнадзором, и обучение ведётся в соответствии с российскими стандартами. Вплоть до того, что утро в школах начинается с подъёма двух флагов и исполнения детьми двух гимнов.
В марте 2023 года подписали соглашение о строительстве 9 школ в Киргизии.
Ведём переговоры с Арменией, Азербайджаном, Вьетнамом, Сирией. Начали на полях заседания Высшего Евразийского экономического совета разговор о строительстве школ в Казахстане, там также первичный интерес есть. Смотрим вместе с коллегами из Минпросвещения и на африканские страны, которые дружественно к нам настроены.
Фактически делаем всё для того, чтобы у детей в нашем ближнем зарубежье было спокойное нормальное детство. Они вырастут и будут нам благодарны, а это залог мирного развития России.
Спасибо большое.