В рамках рабочей поездки в Республику Калмыкия Дмитрий Чернышенко посетил Калмыцкий государственный университет им. Б.Б.Городовикова. Он осмотрел вузовские лаборатории, выставку сельскохозяйственных животных, оценил продукцию и технологии Регионального научно-производственного центра.
«В Калмыцком государственном университете учится более 7,5 тысячи студентов, где каждый пятый учащийся – иностранный. За пять лет число зарубежных студентов в вузе увеличилось на 30%. Это стратегически важный аспект международного сотрудничества, который позволяет экспортировать наши технологии за рубеж. География студентов впечатляет: Китай, Куба, Иран, Сирия, страны Африки и СНГ. В вузе обучают по востребованным специальностям в сфере АПК и здравоохранения, важность которых не раз подчёркивал Президент России Владимир Путин. С 2023 года КалмГУ стал получателем базовой части гранта программы “Приоритет-2030”. Сегодня мы оценили работу его лабораторий, в том числе созданных благодаря нацпроекту “Наука и университеты”», – отметил Дмитрий Чернышенко.
Глава Республики Калмыкия Бату Хасиков подчеркнул, что результаты исследований учёных КалмГУ внесут значимый вклад в разработку новейших технологий в сфере АПК не только Калмыкии, но и России.
«Наш опорный вуз – КалмГУ стал участником самой масштабной программы трансформации высшей школы – “Приоритет-2030”. Это большой успех нашего университета, получившего 100 млн рублей на проведение мероприятий, которые подразумевают экспорт российского образования в страны Азии и Африки, обеспечение кадровых потребностей региона, ежегодное увеличение числа иностранных студентов, работу новых медицинских направлений, расширение научной инфраструктуры. Это очень важно для региона», – прокомментировал Бату Хасиков.
В Калмыкии агропромышленный комплекс – ключевой драйвер развития экономики, а мясное овцеводство является приоритетным направлением для местных фермеров. Вуз работает в тесной связке с предприятиями Калмыкии. К примеру, здесь работает первая в России лаборатория по пересадке эмбрионов крупного и мелкого рогатого скота и искусственному осеменению. Её продукция, как подчёркивают учёные, имеет высокий экспортный потенциал, у вуза уже есть крупные заказы из Монголии и Казахстана.
Для усиления данной работы Дмитрий Чернышенко дал поручение Минобрнауки России и НИЦ «Курчатовский институт» проработать вопросы развития селекционно-генетических исследований и разработок для АПК на базе КалмГУ.
Далее Заместителю Председателя Правительства представили инновационные разработки вуза, которые направлены на решение стоящих перед регионом задач и уже проходят апробацию. К примеру, в республике есть проблема дефицита питьевого водоснабжения и загрязнения воды. Разработка учёных КалмГУ позволяет очищать воду, загрязнённую органическими веществами. Технология уже применяется в трёх хозяйствах Яшкульского района Калмыкии.
На решение актуальной для региона задачи направлена и работа студентки КалмГУ Айсы Авшеевой, победительницы конкурса «Студенческий стартап», проводимого в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Её исследовательская работа позволит улучшить качественные характеристики мяса у крупного рогатого скота калмыцкой породы с использованием генетических маркеров.
По словам ректора КалмГУ Бадмы Салаева, сегодня вуз реализует более 200 инновационных разработок, а совокупный оборот созданных малых инновационных предприятий составил более 7 млн рублей. Так, прибыль университету приносит продукция Регионального научно-производственного центра по воспроизводству сельскохозяйственных животных.
Студенты
также рассказали вице-премьеру о волонтёрских и спортивных мероприятиях вуза.
Дмитрий Чернышенко в свою очередь пригласил ребят к участию в качестве волонтёров
в Играх будущего. Это международный мультиспортивный турнир, для
проведения которого
планируется привлечь 1,5 тысячи волонтёров из всех регионов России и других
стран.
Большое внимание Дмитрий Чернышенко уделил общению с иностранными студентами и выпускниками Калмыцкого государственного университета. Ребята из Республики Бенин, Уганды, Кот-д`Ивуара, Узбекистана, Туркмении, Китая, Сирии и других стран поделились с вице-премьером мотивацией получения российского образования и планами на будущее. Большинство студентов остаются в России, отмечая, что здесь большие возможности для самореализации и развития.
Ансельм Хундайи в 2011 году приехал в Калмыкию из Республики Бенин. Он окончил здесь бакалавриат, магистратуру и аспирантуру, а теперь работает в КалмГУ начальником отдела по международным связям. Среди его задач – экспорт образования и налаживание взаимодействия с вузами стран-партнёров: «В 2011 году в нашем вузе обучалось около 50 иностранных студентов из шести стран мира, а сегодня – уже более 1,5 тысячи ребят из более 50 государств. С каждым годом число желающих получить образование в стенах нашего университета растёт. По мере сил стараюсь развивать международную работу нашего вуза, планирую работать дальше. Вся моя жизнь связана с Россией».
По словам Лаванда Сухейла из Сирии, для него решающим фактором переезда в Россию стали предлагаемые комфортные условия для работы и жизни: «Я выбрал российский университет за дружелюбную атмосферу и хорошее семейное общежитие, так как я приехал сюда с супругой и маленьким ребёнком. Я отучился здесь на гуманитарном факультете, сейчас работаю в археологическом центре, готовлюсь к защите кандидатской диссертации. Планов много, и все они связаны с Россией».
Ашуров Давлат Абдулло Угли из Узбекистана учится на медицинском факультете. После обучения планирует вернуться домой и налаживать в Узбекистане сотрудничество с российскими фармацевтическими компаниями: «Мой пример – это пример экспорта российского образования. Хочется применить полученные знания на родине, усилив сотрудничество наших стран в медицинской сфере».
Большие возможности для иностранцев в России отметил студент третьего курса Удэмин из Китая: «Многие мои знакомые мечтают учиться в вашей стране, так как Россия и Китай – братья. Поэтому лучше не упускать возможность приехать в дружественную страну и получить здесь качественное образование».