Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Анзор Ахмедович!
Ведомство, которым Вы руководите, проводит очень важную работу. Создаёт стандарты и регламентирует деятельность всех образовательных и научных организаций.
В Послании Федеральному Собранию Президент сказал о тех изменениях, которые коснутся подготовки специалистов высшей школы. Подчеркнул при этом, что необходимо изменить большое количество нормативных, регулирующих документов.
Расскажите, как вы строите работу непосредственно по поручениям, которые прозвучали в послании Президента.
А.Музаев: Действительно, это наш главный приоритет, в ближайшей перспективе предстоит сделать много, в первую очередь в нормотворческой деятельности. Мы будем активно сотрудничать в этом плане с двумя министерствами.
У нас есть потенциал, связанный с контрольно-надзорной деятельностью, есть потенциал, связанный с тем, что мы являемся операторами двух реестров – лицензии и государственной аккредитации. Именно в эти реестры будут поступать от вузов новые программы.
При этом важно, и Президент об этом говорил, чтобы мы не создали проблем для студентов, преподавателей высших учебных заведений. Переход (и это было подчёркнуто) будет поэтапным, и мы будем контролировать этот процесс.
Все жалобы от студентов, если они будут, мы будем персонально рассматривать. Новые программы, которые появятся, мы будем видеть в реестрах, эксперты тоже будут отслеживать эту работу. Таким образом мы сможем мониторить ситуацию и будем готовить аналитические справки в Правительство.
М.Мишустин: Ещё один вопрос касается интеграции образовательных, научных учреждений новых территорий, которые присоединились к Российской Федерации, в российское правовое пространство. Очень многое предстоит сделать в сфере подготовки и нормативных актов, и законодательных изменений, вопросов, связанных с лицензированием, государственной аккредитацией, признанием дипломов, аттестатов. Как здесь сегодня обстоят дела?
А.Музаев: Михаил Владимирович, труднее всего было летом прошлого года, когда в одночасье тысячи сейчас уже граждан Российской Федерации были брошены фактически на произвол судьбы украинским режимом, были уничтожены все базы данных, журналы всех учащихся – неважно, где они учились – в вузах, техникумах или школах.
Сотрудники Рособрнадзора выезжали экстренно в июле на эти территории. И здесь тоже Правительство большую поддержку оказало. Быстро были изданы соответствующие распоряжения. Мы смогли выдать более 3,5 тыс. дипломов разных уровней российского образца, и все желающие их получили.
Это была экстренная мера. Государственная Дума 17 февраля приняла закон для новых субъектов Российской Федерации. И все те предложения, которые выдвигали мы, Министерство просвещения, были одобрены. Мы благодарим Правительство, что эти предложения поддержаны.
У нас был опыт Крыма и города Севастополя. Там тоже был подобный переход. С учётом проблем, которые тогда возникали, мы пришли к такой новой форме – временная лицензия, временная аккредитация для образовательных организаций этих территорий. Это позволит им постепенно войти в наше образовательное пространство, в период до 2026 года поднять уровень образования до общероссийских стандартов. И после 2026 года они уже получат эти документы на бессрочной основе.
Весь этот период мы будем формировать органы, которые будут осуществлять переданные полномочия в четырёх новых субъектах Российской Федерации. Мы уже проводим большую работу – обучение, постоянно направляем специалистов в командировки в эти субъекты.
М.Мишустин: Нужно очень внимательно следить, чтобы все процедуры, связанные с интеграцией в правовое пространство Российской Федерации научных, учебных заведений из новых регионов, проходили безболезненно для них, комфортно. Это непросто, но это достижимо. Продолжайте эту работу и регулярно докладывайте об этом.
Хотел бы обсудить с Вами ещё одну тему. Об этом неоднократно говорил Президент. Это вопросы лицензирования образовательной деятельности. Зачастую из-за длительности процедур лицензирования ввод в эксплуатацию школ, детских садиков затягивался. Жаловались на это.
За последние два года, знаю, ситуация серьёзно изменилась. Лицензирование стало осуществляться быстрее, комфортнее. Как дела обстоят в этой области?
А.Музаев: Этот процесс начался фактически уже почти три года назад. Работа была очень кропотливая.
Мы одна из организаций, участвующих в эксперименте по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности. И нам очень сильно эта работа помогла.
В первую очередь нам нужно было научиться, перестроиться самим. Действительно, мы сняли огромный пласт ненужной бюрократии при получении разрешительных документов, всего того, что касается лицензирования и аккредитации.
Были приняты поправки в закон. Чтобы получить лицензию – срок рассмотрения с 45 дней уменьшен до 5 рабочих дней, заявиться можно через сайт единого портала государственных услуг, вместо восьми документов теперь только два документа организация предоставляет. Один из документов – заявление, а второй – это образовательная программа, которую мы сверяем на соответствие стандартам.
Аккредитация стала бессрочной для всех образовательных учреждений. Раньше вузы раз в 6 лет проходили аккредитацию, школы – раз в 12 лет. И зачастую целых полгода образовательное учреждение готовилось к этой процедуре вместо того, чтобы заниматься основным видом деятельности.
Сейчас эта процедура бессрочная. Тоже в электронном формате можно подавать необходимые документы. Мы убрали все утяжеляющие вещи, в частности, срок рассмотрения сократили со 105 до 25 дней, перечень документов – с 20 до 3 документов.
Конечно же, мы должны были без фанатизма к этому подходить, чтобы не испортить, чтобы качество образования у нас не просело. Для каждого уровня Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения совместно с нами были определены аккредитационные показатели, которым образовательное учреждение должно соответствовать. Например, для школ это семь показателей, для вузов – шесть показателей, для организаций среднего профессионального образования, техникумов – четыре показателя.
И второй момент. Строятся тысячи детских садов и школ, и здесь важно, чтобы объекты – новостройки (во многих населённых пунктах их ждут ещё с советских времён) после получения акта о вводе в эксплуатацию от строителей быстро получали лицензию и детишки уже начинали учиться там.
Все эти изменения позволили нам в кратчайшие сроки при необходимых документах выдавать лицензию в течение пяти дней, как я уже сказал.
Если у нас в прошлые годы образовывались задолженности: объект стоит, а лицензии нет – обидно видеть современную школу или детсад, в которых учиться ещё нельзя, – то теперь отставаний нет никаких. Объекты 2022 года на 70% у нас в принципе лицензированы. Как только строители вводят объект в эксплуатацию – передают акты, мы в течение пяти дней выдаём эти лицензии. И вот работа, которая началась ещё три года назад, тоже здесь очень положительно повлияла на эти процессы.
М.Мишустин: Анзор Ахмедович, этот год у нас особенный. Он объявлен Президентом – Годом педагога и наставника. Чтобы привлечь большее внимание общества к труду людей, которые занимаются молодёжью, детьми, то есть фактически занимаются нашим будущим.
Кроме того, что мы должны улучшать все условия для учителей, необходимо снижать бюрократические административные нагрузки.
Об этом Президент говорил на встрече с участниками конкурса «Учитель года».
Нагрузка, связанная с отчётностью, очень непростая. Многие учителя жалуются. Мы слышим это. Возможно, это будет всем понятно, когда те же самые чиновники вместе с учителями смогут посмотреть на эту отчётность. Потому что время, которое учитель тратит на заполнение той или иной отчётности, это касается также и университетских преподавателей, наверное, было бы эффективнее потратить на воспитание детей и обучение. Очень важные элементы.
Cкажите, пожалуйста, как с этим обстоят дела?
А.Музаев: Абсолютно с Вами согласен, вопрос действительно очень сложный. Последние годы излишняя нагрузка, не связанная с непосредственной деятельностью педагогов, снежным комом нарастала. Два года назад прошёл очередной Госсовет, где этот вопрос тоже поднимался. И Президент в очередной раз дал поручение по поводу снижения нагрузки. Рособрнадзор до этого этим не занимался, но мы с удовольствием взялись за эту работу. В пяти субъектах Российской Федерации мы создали пилотные проекты, где вплоть до каждой школы отслеживали, какая почта и откуда заходит и какие запросы, из каких организаций поступают в каждую школу.
Все кому не лень пишут в школу. Если бы это было только Министерство просвещения или Рособрнадзор, Министерство науки и высшего образования, это была бы одна история. Но пишут все.
Мы после этого вышли с предложением внести поправки в Федеральный закон №273. Это предложение Правительство поддержало. Впервые у нас появилась в законе поправка, которая говорит о том, что регулятор, в данном случае Министерство просвещения, оговаривает тот перечень документов, которые должен заполнять учитель. Впервые появился ограничитель, законное право учителя ссылаться на этот приказ. Раньше этого не было.
Мы провели социологический опрос, деперсонифицированный, по всей стране, несколько тысяч преподавателей ответили. И мы уже почувствовали, что закон и соответствующий приказ Министерства просвещения исполняются. Приказ говорит лишь о пяти документах, а если учитель не классный руководитель, то только три документа, которые он обязан заполнять.
Но анализ ситуации, в том числе и в пяти пилотных субъектах, анализ обращений на горячую линию (у нас она постоянно работает) говорит о том, что не до всех дошло это. Так что мы в этом году продолжаем эту работу, выводим её в публичную плоскость. В июне планируем сделать карту не только субъектов, но и муниципалитетов, где школы забюрократизированы, так скажем. И здесь основным маркером будет то, как и в случае с опросом, что говорят учителя. Если они недовольны, значит это недовольство обоснованно.
Будем работать с иными ведомствами, которые тоже пишут в школы, там есть необходимость. Но и они, как и Министерство просвещения, должны ужаться в своих аппетитах и запросах.
М.Мишустин: Надо делать независимую экспертизу этой истории, уверен в этом. Помогать вам. Я за то, чтобы сообщество учителей могло высказаться по этому поводу.
И ещё не забудьте про университеты, институты. Преподаватели высочайшего класса говорят о непонятной для них отчётности, занимающей у них, ещё раз повторю, огромное время, которое они могли бы тратить на работу с учениками.
Этот вопрос у Правительства на особом контроле. Давайте через месяц после анализа этой ситуации Вы мне лично доложите.
А.Музаев: Будет исполнено.
М.Мишустин: Наука и образование в России всегда были на особом счету. Важно, чтобы наши ребята, дети, молодёжь получали по самым высоким стандартам качественное образование, которое позволяло бы им делать всё для своей страны, чтобы мы достигли экономического, технологического суверенитета. Достигли национальных целей развития, которые перед нами ставит наш Президент.