Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Иван Васильевич!
Вы руководите Федеральным агентством лесного хозяйства чуть более двух лет, но занимаетесь этими вопросами достаточно давно.
Это один из важнейших секторов, и не только в экономическом плане, это и наш экологический щит, и природное достояние. Деятельность Рослесхоза направлена на рациональное использование лесов, на обеспечение их сохранности, приумножение, в том числе и за счёт повышения уровня пожарной, санитарной безопасности.
Для выполнения этих задач действует федеральный проект по сохранению лесов. Расскажите, как идёт работа по его реализации и в целом об итогах работы агентства за год.
И.Советников: Михаил Владимирович, мы работаем в рамках двух системных инструментов – это государственная программа и федеральный проект «Сохранение лесов».
Презентация
-
PDF
2Mb
Об отдельных вопросах лесного хозяйства
Начать я хотел бы с реализации поставок техники и оборудования регионам. За последние четыре года в регионы поставлено более 6,1 тыс. единиц тяжёлой и лесопожарной техники, более 39,7 тыс. единиц лесопожарного оборудования, 1 тыс. – тяжёлой лесокультурной техники и 12 тыс. – лесохозяйственного оборудования. Подчеркну, что всё это отечественная техника и оборудование. Показатели обеспеченности – это 93,4% по лесопожарной и 93,1% по лесохозяйственной технике – мы выполнили.
Второй важный аспект в этом плане – это, конечно, борьба с пожарами. По итогам совещания в Южно-Сахалинске Вы приняли решение о выделении дополнительных 8,2 млрд рублей на охрану лесов от пожаров. Эти деньги ушли в субъекты. Но это не просто дополнительное финансирование, с помощью этих средств мы смогли увеличить количество парашютистов до 5,3 тысячи человек, увеличить налёт авиапатрулирования до 52 тыс. часов и увеличить количество сотрудников наземных пожарно-химических станций до 27 тысяч человек. Сегодня весь бюджет охраны лесов от пожаров составляет 14,2 млрд рублей – это отдельная строка в федеральном бюджете.
Кроме того, в прошлом году мы завершили формирование федерального лесопожарного центра «Север». Впервые за 15 лет Рослесхоз получил шесть новых вертолётов Ми-8, оборудованных техникой и оборудованием для тушения лесных пожаров. Также создали наземную инфраструктуру. Центр «Север» базируется в аэропорту Черемшанка города Красноярска. Но, естественно, во время сезона будем перебазировать машины в те субъекты, где будет самая большая необходимость.
В том году Президентом принято принципиальное решение о двукратном сокращении площади лесных пожаров к 2030 году. Это закреплено в указе Президента. Постановлением Правительства эта цифра доведена до каждого региона, и каждый губернатор знает свои предельные цифры, которые уменьшаются каждый год.
Эти меры уже дали свои результаты. В прошлом году площадь лесных пожаров сократилась в три раза – с 10,1 млн до 3,3 млн га, притом что количество пожаров уменьшилось не так сильно. Отдельно хотел бы подчеркнуть, что все площади пожаров у нас верифицированные. Мы смотрим за ними с помощью спутниковой группировки, а по спорным пожарам перепроверяем наземным или авиационным методом.
В декабре совместно с Министром природных ресурсов, Министром МЧС, Генпрокуратурой в Улан-Удэ собрали представителей всех регионов Сибири и Дальнего Востока – это у нас самые горимые территории по площадям – и прошлись поэтапно, по каждому шагу подготовки к лесным пожарам.
Мы контролируем всё, начиная от доведения госзаданий и заканчивая наймом сотрудников, прохождением ими медкомиссий, их экипировкой и прививками от клещевого энцефалита.
В том году мы цифровизовали видеопотоки с камер, которые в регионах у нас мониторят лесные пожары. В этом году оцифруем сводные планы тушения лесных пожаров.
Конечно, мы сделали выводы из прошлогоднего пожара в Рязани. В первую очередь это необходимость более жёсткого контроля за противопожарным обустройством лесов. Во-вторых, это своевременность эскалирования пожара на более высокий уровень. Мы у Виктории Валериевны Абрамченко и Дмитрия Юрьевича Григоренко договорились, что с этого года в первый день пожаром занимается лесничество и муниципалитет, второй-третий день – подключается губернатор, с третьих суток – уже федеральный штаб Рослесхоза.
И конечно, важна быстрота и своевременность реагирования федеральными силами «Авиалесоохраны». Законопроект о реагировании в федеральном резерве «Авиалесоохраны» внесён в Государственную Думу, рассчитываем на его принятие уже этой весной.
И после пожаров, естественно, мы занимаемся лесовосстановлением. Два года мы уже выходим на уровни, когда лесовосстановление превышает площадь погибших и вырубленных лесов. Например, в том году превышение составило 18%, в абсолютных цифрах это 1,3 млн га площадей, где мы выполнили работы по лесовосстановлению. Учитывая результаты реализации федерального проекта, Президентом Российской Федерации поддержано предложение о его продлении до 2030 года. Мы очень благодарны за это решение и уже начали готовить соответствующие материалы.
М.Мишустин: В борьбе с пожарами первостепенное значение имеет предупреждение ситуации. Любые экстренные действия необходимо заранее готовить. Здесь очень важна и система мониторинга, для того чтобы наблюдаемая площадь была под контролем с точки зрения реакции, а потом и необходимые действия соответствующих ваших структур, регионов, МЧС и прочих служб.
Огонь наносит самый серьёзный ущерб и экологии, и социальной сфере, и экономике страны. Надо делать всё необходимое, чтобы не допускать очагов возгорания.
Следующий мой вопрос – по предотвращению неправомерных действий в отрасли. Знаю, что этому вопросу вы уделяете серьёзное внимание. И глава государства об этом неоднократно говорил. Активное использование современных цифровых технологий в этой области, запуск федеральной информационной системы лесного комплекса, которая включает государственный реестр, чтобы она по общим правилам работала для всех российских субъектов, – это очень важное направление.
Скажите, что в этом направлении сделано, в том числе по предотвращению неправомерных действий?
И.Советников: С 1 января прошлого года действует принципиальное решение о запрете вывоза круглого леса с территории Российской Федерации и углублении переработки древесины внутри России. Задача Рослесхоза – в обеспечении реализации данного решения. Мы действуем в соответствии с планом декриминализации лесной отрасли, утверждённым Правительством. Здесь три основных направления: во-первых, это нормотворчество, во-вторых – надзор, в-третьих – связанная с этим цифровизация.
В плане нормотворчества в 2021 году вышел 3-й Федеральный закон. Он поправил все те нормы, которые требовалось привести в соответствие.
В плане надзора такая задача невозможна без современных методов надзора. И Рослесхоз развивает дистанционный мониторинг незаконных рубок. Мы с помощью космоснимков выявляем лесонарушения, сравниваем их с законными рубками и фиксируем незаконные рубки. Соответственно, в прошлом году мы выявили 300 тыс. куб. м древесины незаконной рубки.
Кроме того, 3-й Федеральный закон ввёл совершенно новый вид федерального надзора за оборотом древесины. Если раньше мы ловили нарушителей в лесу, то сейчас отслеживаем всю цепочку от лесосеки к складу, к производству, дальше к конкретному потребителю или вывозу за рубеж.
И конечно, такой вид надзора не может существовать без соответствующей цифровой платформы, цифровой основы. С 1 июня 2021 года в нашей ведомственной системе ЛесЕГАИС регистрируются лесные склады и лесные производства. На сегодня это уже 481 тыс. лесных складов, включая временные, и 50 тыс. лесных производств. До этого времени даже никто не знал, сколько у нас таких объектов и где они расположены.
С 1 января 2022 года в России действует система электронных сопроводительных документов. До этого водитель лесовоза просто брал бланк, заполненный от руки, держал его в кабине и ждал, остановят его на дороге или нет. С одним бланком можно было пять раз проехать, а можно и десять раз проехать. С 1 января любой рейс автомобильного, железнодорожного или речного транспорта, который перевозит круглый лес, у нас фиксируется в ЛесЕГАИС.
За этот период – чуть больше года – в системе 8,5 млн сопроводительных документов на общий объём древесины более 550 млн куб. м. Ежедневно мы получаем 30 тыс. электронных сопроводительных документов больше чем на 1 млн куб. м древесины.
Такой объём древесины и электронные сопроводительные документы нужно, конечно, контролировать. В августе в Перми провели эксперимент. Поставили видеокамеры с искусственным интеллектом и в режиме реального времени в потоке выявляли гружёные лесовозы и сравнивали с системой: есть электронные сопроводительные документы или нет. Эксперимент показал себя хорошо, удался, и мы планируем этот способ контроля, а при необходимости и привлечения к ответственности сделать основным. И осуществлять это не силами сотрудников, которые могут быть субъективны или могут что-то не заметить, а с помощью объективных средств контроля.
Занимаясь всей этой работой, мы, конечно, не забываем про граждан, про государственные услуги. Мы в 2021-м – начале 2022 года на портал госуслуг вывели десять самых массовых государственных услуг. Это декларации, отчёты. За этот период 420 тыс. заявителей воспользовались электронной формой подачи документов. Но что мы осознали? Базой во всех этих госуслугах является государственный лесной реестр, который сегодня ведёт каждый регион самостоятельно с помощью планшетов, и к нему прилагается такое традиционное описание. И, конечно, на такой базе, разделённой по регионам, невозможно выстроить современную модель лесоуправления.
М.Мишустин: Насколько она совместима с Единым государственным реестром недвижимости?
И.Советников: Это параллельная работа, которую мы ведём.
М.Мишустин: Лес в этом смысле – это характеристика земельного участка. Согласны с этим?
И.Советников: Да, совершенно верно.
М.Мишустин: Но если это так, тогда первичные границы земельных участков, а потом уже лес, должны быть совмещены. Этим занимаетесь?
И.Советников: Мы этим тоже занимаемся. Совместно с Росреестром. Мы как раз в этом году завершаем оцифровку всех границ лесничеств.
М.Мишустин: Да, это очень важно. Что сначала? Ортофотоплан, дальше земельный участок. Дальше на него все характеристики: категории земель, виды разрешённого использования. И потом соединение с объектами собственности.
И.Советников: Совершенно верно. И вот даже на планшете… Мы сейчас совмещаем их параллельно на бумаге и...
М.Мишустин: Этим надо очень серьёзно заниматься. Это очень важно. Оборот земель, категории...
И.Советников: Особенно в густонаселённых регионах.
М.Мишустин: Особенно для территориального планирования. Когда потом планируются те или иные мероприятия, новые экономические объекты, туризм. Всё это начинается с соответствующего территориального планирования земельных участков.
И.Советников: Конечно. И кроме этой работы, о которой Вы говорите (про отработку со смежниками нашими), мы ещё отрабатываем проблемы внутри. То есть мы всю эту модель оцифровываем. У нас 45 млн выделов, по каждому из которых мы по 23 критериям имеем данные. И чтобы это вести в современном электронном виде, на основе данных на федеральном уровне, мы как раз по Вашему поручению разработали в том году, а сейчас уже завершаем первый этап создания ФГИС ЛК.
Это будет федеральный государственный лесной реестр, полностью цифровой. С лета этого года планируем пилот уже в трёх регионах, когда полностью регион будет во ФГИС работать.
М.Мишустин: В каком сейчас состоянии инвентаризация? Сколько внесено в электронный реестр? Вы только начали его?
И.Советников: Мы на сегодня завершаем приёмку первого этапа.
М.Мишустин: То есть пока, в настоящий момент, это планы – ФГИС ЛК?
И.Советников: Совершенно верно, это первый этап.
Мы базу планируем набирать в этом году. У нас три субъекта в пилоте.
М.Мишустин: Это очень важно. Продолжайте эту работу. Я дам поручения, чтобы и Виктория Валериевна Абрамченко, и Марат Шакирзянович Хуснуллин сопрягали эти системы. И чтобы была соответствующая программа, чтобы было взаимное абсолютно точное соответствие границ земельного участка, его характеристик: виды разрешённого использования, категории земель – это всё очень важные характеристики.
И.Советников: Как мы видим задачу? В этом году три субъекта полностью отпилотируем. Причём у нас два субъекта уже более или менее цифровые, а один субъект специально взяли такой, где очень мало оцифрованных данных.
Кроме того, в этом году завершаем второй этап создания ФГИС ЛК, и с начала 2024 года уже внедряем в каждом регионе. Закон от нас требует, чтобы с 1 января 2025 года ФГИС ЛК полноценно заработал по всей стране, по всем регионам был единый федеральный цифровой государственный лесной реестр. Мы эту задачу выполним.
М.Мишустин: Я все ваши планы зафиксирую. И конечно, посмотрим по результатам.
Иван Васильевич, нужно и дальше продолжать работу по модернизации лесного комплекса, формированию для предприятий условий для развития, расширения, создания новых рабочих мест по всей стране. И конечно, осуществить все необходимые мероприятия для охраны, защиты и восстановления лесного фонда. Все эти задачи одинаково важны как для экономики, так и для наших людей, в том числе будущих поколений.