Руководитель Роструда проинформировал Председателя Правительства о работе ведомства по предотвращению проблем с занятостью в условиях санкционного давления, обеспечению предприятий квалифицированными кадрами, цифровизации работы органов занятости, а также по защите прав мобилизованных.
М.Мишустин: Уважаемый Михаил Юрьевич, рынок труда – это очень важный элемент, связанный с экономикой страны, и, естественно, мы ему уделяем самое пристальное внимание. Президент говорил, что ситуация на рынке труда должна быть стабильной. Вы знаете, он внимательно следит за этой ситуацией.
В период санкционного давления недружественных стран активно работала в том числе и ваша служба. Велась подготовка и переподготовка специалистов. Но самое главное, нам удалось избежать массовой безработицы.
Более того, на сегодняшний день занятость демонстрирует рекордные показатели.
Прошу Вас рассказать об этой работе. Какова ситуация сегодня?
М.Иванков: Уважаемый Михаил Владимирович, действительно, в условиях беспрецедентного санкционного давления, когда значительное количество компаний с зарубежным участием объявило о возможной приостановке своей деятельности, мы сосредоточились на превентивных, проактивных мерах с целью предотвращения возможных нарушений прав работников, поддержки тех работников, которые работали на этих предприятиях. И органы занятости, и инспекции труда мы ориентировали именно в этом направлении.
Самым главным было выявить все те предприятия, где есть хоть малейший риск возникновения проблем с занятостью. Это прежде всего предприятия с зарубежным участием, предприятия, которые попали под санкции, предприятия, участвовавшие в кооперационных цепочках. Все они были выявлены, и за каждым из них был закреплён персональный куратор. Это принципиально новое в нашей работе, то, что мы в этом году начали реализовывать. Всего было 9,4 тысячи человек закреплено именно в качестве кураторов, которые помогали предприятиям справляться с этой ситуацией.
Какие меры мы реализовывали? Это организация временных работ на предприятии за счёт федерального финансирования, организация дополнительного обучения, помощь работникам, которые по тем или иным причинам могли потерять свою занятость на этом предприятии. То есть если предприятие пересматривает свои технологические процессы, меняет логистические цепочки, то наша задача состоит в том, чтобы поддержать работников, помочь предприятию сохранить занятость.
Это также обучение работников уже в более широком плане, формирование персонифицированных вакансий. То есть для конкретного человека мы заблаговременно подбирали вакансии, на которые он мог быть трудоустроен, если ему грозило увольнение. Было создано свыше 8,5 тысячи консультационных пунктов, где шла работа конкретно с этими работниками. Проводилось их профилирование, определение возможных путей их дальнейшего трудоустройства либо сохранения занятости на этом предприятии при условии переобучения.
Достаточно востребованы оказались эти меры. Свыше 217 тысяч работников приняли участие во временных общественных работах, 166 тысяч человек пошли по треку обучения, и в целом нам удалось, я считаю, сохранить стабильность на рынке труда.
Вот данные с нашего мониторинга, который мы ведём через портал «Работа России». Например, только за последние три месяца у нас уменьшилось количество работников, находящихся в состоянии простоя, на 32%. Уменьшилось на 39% количество работников, находящихся в режимах неполной занятости. На 34% уменьшилось количество работников, которые находятся в режиме неоплачиваемых отпусков. И более того, мы сейчас фиксируем не только минимальные значения безработицы, но и максимальные значения количества вакансий на портале «Работа России». Сейчас у нас порядка 2,3–2,4 млн вакансий, это примерно 4 вакансии на одного зарегистрированного безработного.
И второй трек. Всё-таки Роструд – это в первую очередь надзорный орган, наша главная задача – это защита прав работников. Здесь также мы сделали акцент на превентивных мерах, потому что более важно не допустить нарушения, чем потом заниматься его устранением.
Учитывая линию, которая сейчас проводится под Вашим руководством, на снижение давления на бизнес, мы сделали акцент именно на профилактические, превентивные мероприятия. Очень важны в этом плане профилактические визиты. Свыше 70 тысяч профвизитов сделали наши инспектора, в ходе которых вникали в ситуацию на предприятиях, помогали выявить риски, о которых даже зачастую работодатели и сами не подозревали, разрабатывали планы мероприятий по их недопущению. И что здесь важно, эту практику мы активно начали в этом году применять, но уже сейчас порядка 10% таких профвизитов проводится по инициативе самих работодателей. То есть они поверили в эту форму работы.
В целом же свыше 500 тыс. профилактических мероприятий мы провели в этом году. Это в том числе выдача предостережений, которых было свыше 360 тыс., а также индивидуальные консультации.
И один важный момент, который я хочу отдельно отметить. Мы с марта перевели наши горячие линии – и федеральную горячую линию, и линию инспекции труда – на особый режим работы. Федеральная линия работает 24 часа в сутки семь дней в неделю. Без выходных также работают горячие линии в инспекциях труда. При этом мы рассматриваем ситуацию с горячей линией как некий барометр социального самочувствия. Туда обращаются люди, когда их что-то тревожит. Когда они хотят что-то понять, задать вопросы, когда у них есть какая-то неуверенность. Максимум, что мы фиксировали, это порядка 650–700 звонков в день, притом что в наиболее острые стадии ковида, то есть в 2020 году, количество звонков доходило до 6 тыс. Поэтому мы считаем, что в настоящее время ситуация в целом стабильная и контролируемая.
М.Мишустин: Спасибо, Михаил Юрьевич. Могу сказать, что, на наш взгляд, меры, которые принимала ваша служба, эффективны.
Хотел бы ещё затронуть один чувствительный вопрос, о котором говорят мне руководители предприятий в регионах, где я часто бываю.
В первую очередь речь идёт о нехватке квалифицированных кадров, особенно для производства высокотехнологичной, сложной продукции. Для обеспечения технологического суверенитета России эти предприятия нуждаются в квалифицированных кадрах.
Вы этим занимаетесь, Минпросвещения этим занимается, Министерство науки и высшего образования. Это достаточно непростой комплекс взаимоотношений, который позволяет переориентировать тех, кто имеет те или иные навыки, на нужные предприятиям специальности.
Что здесь можно сказать?
М.Иванков: Мы сейчас активным образом выявляем потребности этих предприятий. И не просто путём анализа вакансий, размещённых на портале «Работа России», а именно предметно, адресно. Мы начали разработку индивидуальных планов для предприятий по обеспечению их квалифицированными кадрами. При этом мы смотрим не только на те кадры, которые есть в распоряжении органов занятости, – это безработные, это те работники предприятий, которые остаются до сих пор под риском высвобождения, – но и на более широкий круг людей: это работники смежных профессий, это работники, которым, для того чтобы соответствовать сегодняшним требованиям предприятий, необходимо дополнительное обучение. И здесь мы уже начинаем корректировать наши программы обучения, то есть те программы, оператором которых является Роструд, программы по профессиональному обучению работников промпредприятий, обучению отдельных категорий работников, которое проводят наши федеральные операторы. Мы подстраиваем эти программы дополнительного обучения под потребности конкретных работодателей.
Организовано плотное повсеместное взаимодействие с организациями среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, для того чтобы корректировать и их образовательные программы, в том числе контрольные цифры приёма. И сейчас уже разворачивается активная работа с целью сокращения адаптационного периода после окончания вуза на предприятиях – студенты старших курсов и среднего профессионального образования, и высшего уже начинают непосредственно работать на предприятиях. Таким образом удаётся достаточно оперативно закрывать сегодняшние потребности предприятий и формировать устойчивый базис для того, чтобы эти потребности были обеспечены и в дальнейшем.
М.Мишустин: Очень важно, чтобы людям возможности получения информации по трудоустройству либо по поиску соответствующей профессии были доступны в электронном виде. Мне кажется, сейчас, при нынешнем развитии средств коммуникации, электронных платформ, очень важна такая часть этой работы, чтобы человек мог всё спокойно найти. И особенно это важно, когда навыки того или иного работника востребованы в соседнем регионе, когда рядом можно найти соответствующую работу и поддержать занятость и не надо далеко переезжать. Всё это связано ещё и с мобильностью людей.
Что вы делаете по цифровой трансформации в этой сфере и по организации таких электронных услуг?
М.Иванков: Михаил Владимирович, мы в соответствии с поручением Президента, Вашими поручениями ведём достаточно серьёзную работу по кардинальной модернизации органов занятости именно на основе цифровизации, на основе нашего портала «Работа России».
По сути, за последнее время портал «Работа России» превратился из работной базы, из средства, с помощью которого работник и работодатель могли найти друг друга, в единую цифровую платформу в области занятости.
Мы уже завершили первый этап цифровизации и реформирования в этом направлении органов занятости. С начала этого года услуга по поиску работы для гражданина, а для работодателя – услуга по поиску работника – переведены в цифровой вид. Это означает, что и гражданин, и работодатель могут подать заявление на оказание этой услуги онлайн. Им не надо собирать большое количество справок.
С 30 сентября этого года мы уже приступили ко второму этапу цифровой трансформации органов занятости. Первые 10 регионов перешли на оказание абсолютно всех федеральных услуг в области занятости в цифровом формате. То есть гражданин может не только обратиться дистанционно за услугой по содействию в поиске работы, но может уже получить услугу по содействию самозанятости, по открытию собственного дела, по профилированию. Инвалиды могут также дистанционно обратиться за услугой по сопровождению занятости. При этом человек может не только обращаться за услугой, но и полностью отслеживать ход её реализации.
К концу года мы планируем практически все регионы перевести именно на этот формат оказания всех услуг в области занятости.
В следующем году мы идём дальше. Мы уже ставим задачу перейти от оказания услуг к решению проблем. У нас, по сути, будут построены некие конструкторы из отдельных сервисов, которые находятся в рамках отдельных услуг, для того чтобы решать проблемы персонально в отношении каждого гражданина или работодателя.
В целом мы ставим задачу, чтобы орган занятости для гражданина был помощником не только в трудной жизненной ситуации, но и помощником в развитии человека, в построении его карьеры, его жизненного пути. Надеюсь, всё это нам удастся.
М.Мишустин: Есть ещё одна очень важная тема – это защита прав мобилизованных. По поручению Президента у нас достаточно оперативно вышло постановление Правительства, которое гарантирует за всеми, кто был мобилизован с 21 сентября, сохранение рабочих мест. Нужно обеспечить особый контроль за исполнением этого решения, для того чтобы люди могли получить любую необходимую информацию. И соответственно, необходимо, чтобы работники чётко знали и понимали, куда им обратиться за разъяснениями, чтобы служба всё это делала.
М.Иванков: Михаил Владимирович, специальная горячая линия для мобилизованных запущена. Уже свыше 3 тыс. звонков поступило. Преимущественно пока обращаются работодатели, чтобы понять, как правильно всё делать.
В то же время поступило свыше 60 обращений от работников о нарушениях прав…
М.Мишустин: Михаил Юрьевич, жёстко реагируйте. Надо обеспечить их права по всем решениям.
М.Иванков: На сегодняшний день по всем обращениям проблемы решены. Будем дальше держать это на контроле и докладывать.