Руководитель Росморречфлота проинформировал Председателя Правительства о текущей работе агентства, в том числе по развитию новых маршрутов, наращиванию мощностей портовой инфраструктуры, строительству флота. Обсуждались также вопросы доставки грузов в Калининградскую область.
М.Мишустин: Уважаемый Захарий Тенгизович! В первую очередь хочу Вас поздравить с назначением на пост руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта. Вы – профессионал, много лет работаете в этой структуре, хорошо знаете своё дело.
Судоходство у нас исторически играет очень важную роль в стране. Перед нами сейчас Президент ставит серьёзные задачи, связанные с созданием новых логистических коридоров, маршрутов, – вообще переосмыслением того, какова должна быть логистика с учётом возможностей наших морских и речных путей. Важно, чтобы мы на постоянной основе занимались созданием современной эффективной инфраструктуры. Здесь есть целый ряд проблем, которые сдерживают наши перевозки, стоит также вопрос и о системах автоматизированного управления перевозками, навигации. Над чем вы сейчас работаете, какие основные направления в деятельности агентства?
З.Джиоев: Уважаемый Михаил Владимирович!
Несмотря на негативный эффект, связанный с пандемией и нынешней ситуацией, морской транспорт показывает хорошие результаты. По итогам 2021 года у нас увеличение грузооборота морских портов составило 835 млн т. Сейчас мы видим, что, несмотря на все негативные прогнозы и ожидания наших недоброжелателей, грузооборот морских портов остался практически на том же уровне, что говорит о высокой надёжности и стабильности морских перевозок.
Конечно, внутри по номенклатуре и бассейнам динамика разнонаправленная, тем не менее есть номенклатурные позиции, которые растут, например нефть и нефтепродукты. И это происходит прежде всего за счёт выстраивания новых маршрутов и увеличения поставок, которые уже были в страны Азии.
Второй момент – по инфраструктуре. У нас работа ведётся в рамках транспортной стратегии и национального проекта КПМИ (Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры). У нас есть специализированный федеральный проект «Развитие морских портов». Стержневой показатель – это прирост мощностей. В прошлом году мы обеспечили прирост порядка 19 млн т, и это в том числе терминалы, которые сейчас очень востребованы, например по перевалке минеральных удобрений, продукции агропромышленного комплекса. В этом году прирост мощностей мы ожидаем порядка 50 млн т. При этом половина, даже чуть больше, уже введена в эксплуатацию.
Федеральный проект «Развитие морских портов» реализуется вместе с частными инвесторами. Доля федерального финансирования – порядка 15%, остальное – это частные инвесторы. Мы с ними в постоянном контакте, видим, что у них настроение рабочее. Практически все они подтверждают свои обязательства по строительству инфраструктуры.
Кроме того, обеспечиваем и строительство флота. Это в первую очередь ледоколы – у нас широкая линейка неатомных ледоколов от 6 до 18 МВт. Конечно, сейчас есть определённые сложности, но необходимую работу мы ведём.
То, о чём Вы сказали, об изменении логистических цепочек, – это действительно так. Мы видим, что сейчас смещаются грузопотоки с северо-запада на юг и Дальний Восток. Совместно с Минтрансом ведём большую работу по развитию международных транспортных коридоров. Например, у нас сейчас международный транспортный коридор «Север – Юг» очень востребован, его потенциал высокий. В частности, Транскаспийский маршрут. Для развития этого коридора мы со своей стороны ведём активную работу по улучшению инфраструктуры Волго-Каспийского канала – это 180-километровый канал, и мы в следующем году обеспечим проходную осадку судов 4,5 м. Это как раз то, что нужно для того, чтобы максимально эффективно обеспечить загрузку судов, которые там работают. За два года мы эту работу завершим.
Кроме МТК «Север – Юг» ещё развиваются коридоры в Азово-Черноморском бассейне и на Дальний Восток.
М.Мишустин: Видя те вызовы, риски, с которыми столкнулась в этом году морская отрасль, мы понимаем что нужно перестраивать, перекраивать соответствующие стратегии. Вы сказали о ряде проектов, которые на сегодняшний день реализуются, но кризис всегда открывает и новые возможности. Я знаю, что вы активно работаете также над целым рядом новых направлений, мне докладывал Министр транспорта о 30 вариативных маршрутах. Как идёт процесс трансформации глобальных стратегий и планов под новые масштабные задачи в целом?
З.Джиоев: Михаил Владимирович, в транспортной стратегии – она была утверждена в декабре прошлого года, – уже пересматриваются отдельные планы по развитию мощностей на Дальнем Востоке, в первую очередь для того, чтобы переориентировать их под более востребованные грузы. Я имею в виду в первую очередь контейнеры, минеральные удобрения, генеральные грузы. Мы видим, что на Дальнем Востоке сейчас резкое увеличение импорта контейнеров, и наша задача – обеспечить инфраструктуру, чтобы она, соответственно, не сдерживала рост грузопотоков.
Конечно, уход международных судоходных контейнерных компаний стал для логистического сообщества определённым вызовом, но сейчас мы видим, что для российских судоходных компаний это и окно возможностей. Они им пользуются, они развивают новые маршруты, и сейчас у нас, в том числе на Дальнем Востоке, новые линии регистрируются.
М.Мишустин: На межправсовете ЕАЭС было принято решение о создании перестраховочной компании в рамках ЕАЭС. Думаю, что это тоже может быть хорошим подспорьем – страхование судов и вообще всех услуг, которыми занимается в том числе ваше агентство и о которых Вы говорите.
З.Джиоев: Это именно так, это действительно подспорье, потому что иностранные страховщики стали отказываться от страхования судов, и это приводило к резкому, троекратному росту ставок и, соответственно, падению конкурентоспособности российских грузов. Поэтому такая мера очень поможет.
М.Мишустин: Ещё одна тема, которую я хочу затронуть. Вы знаете, Президент посещал Калининградскую область, дал целый ряд поручений. Калининградская область столкнулась с запретом на транзит целого ряда грузов, товаров. И в связи с этим стоит очень важная задача – обеспечить бесперебойное снабжение нашего региона всеми необходимыми видами грузов. Как идёт эта работа по линии вашего агентства.
З.Джиоев: Уважаемый Михаил Владимирович, работу ведём системно под руководством Андрея Рэмовича Белоусова. Все грузы, которые необходимо доставить в Калининградскую область, мы обеспечиваем. Морская паромная и обычная морская переправы работают бесперебойно.
Мы, как только возникли эти сложности, оперативно нарастили количество судов. Это суда для перевозки обычных, контейнерных, генеральных грузов. И в том числе мы поставили к существующим паромам в марте этого года новый совершенно, только что построенный, инновационный 200-метровый паром «Маршал Рокоссовский» – 4 марта в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на нём был поднят государственный флаг, – и он сейчас работает.
Безусловно, все суда востребованы. Калининградской областью создан оперативный штаб, который непосредственно координирует эту работу.
М.Мишустин: Спасибо, Захарий Тенгизович. Прошу на личном контроле держать ситуацию по Калининградской области. Жители и бизнес этого российского региона должны быть обеспечены всеми необходимыми товарами, продуктами, грузами.
Спасибо и удачи Вам.