Первый вопрос повестки: о Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Марата Хуснуллина.о Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства
Из стенограммы:
Принятые решения
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы рассмотрим Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года. Этот вопрос подробно обсуждали на заседании Государственного совета, где Президент поручил её утвердить. Документ детально описывает этапы достижения национальных целей, поставленных главой государства. В первую очередь – обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни, а также выполнение задач по повышению доступности жилья, улучшению качества городской среды, модернизации жилищно-коммунального хозяйства и ряда других.
В рамках мероприятий стратегии предполагается провести системную трансформацию строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе внедрить цифровые инструменты на базе отечественных технологий и для большей прозрачности перевести в электронный вид основные процедуры, сократить продолжительность инвестиционно-строительного цикла, число избыточных требований. Всё это позволит снизить нагрузку на бизнес, упростить взаимодействие компаний с органами власти и в целом повысить эффективность строительства жилых домов, транспортной, социальной инфраструктуры, поможет загружать и мощности смежников, привлекать инвестиции, создавать высокотехнологичные и конкурентоспособные производства, а самое главное – это новые рабочие места в регионах нашей страны.
Участники заседания
-
PDF
131Kb
Список участников заседания Правительства, 26 октября 2022 года
Подробнее о Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства позже расскажет Марат Шакирзянович Хуснуллин.
Повестка заседания
Ещё один вопрос повестки – это благоустройство территорий в российских городах и поселениях. Глава государства уделяет этой теме большое внимание, особо подчёркивая, что работа должна проводиться с учётом мнения местных жителей и так, как им действительно нужно.
Сегодня обсудим предоставление Тамбовской области 500 млн рублей. Средства пойдут на благоустройство 26 общественных пространств в городских округах этого российского субъекта, в том числе на создание детских и спортивных площадок, парковок для автомобилей, озеленение дворов. Об этом подробно говорили с руководством региона в ходе рабочей поездки. Все объекты определялись при активном участии самих жителей, я сам в этом убедился. Именно их пожелания учитывались, где лучше организовать место для прогулок с детьми, для занятий физкультурой, сделать сквер, парк.
Чистый и уютный двор, обустроенные улицы не менее важны для комфортной жизни. Поэтому ежегодно приводим в порядок сотни общественных пространств во всех регионах страны. И такая работа будет продолжена.
Теперь о мерах по поддержке сотрудников нашей системы здравоохранения. Один из приоритетов деятельности Правительства – это обеспечение достойной оплаты труда людей, которые спасают жизни и здоровье.
В соответствии с майским указом главы государства заработная плата фельдшеров и медсестёр не может быть ниже средней по региону. А врачи должны получать как минимум в два раза больше этого показателя.
По прогнозу Министерства экономического развития, в течение года среднемесячная зарплата в России увеличится более чем на 11,5%.
Чтобы и у медицинских работников она росла такими же темпами и соответствовала уровню, который определён Президентом, Правительство дополнительно направит регионам почти 59 млрд рублей.
Важно, чтобы нашим врачам и другому персоналу больниц, поликлиник вовремя и в полном объёме перечисляли положенные средства. Прошу за этим внимательно следить в каждом российском субъекте.
Перейдём к обсуждению. Слово для доклада о Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства – Марату Шакирзяновичу Хуснуллину. Пожалуйста.
М.Хуснуллин: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Презентация
-
PDF
3Mb
Презентация Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на период до 2030 года и с прогнозом до 2035 года
Во исполнение поручения Президента совместно с заинтересованными ведомствами и комиссией Государственного совета стратегия была доработана и сегодня выносится на утверждение. Её необходимо утвердить до 15 ноября. Отмечу, что это первый подобный стратегический документ в сфере строительства. Стратегия представляет собой комплекс мер, которые охватывают все виды строительства, включая жилищное, транспортное, инфраструктурное и промышленное.
Задача стратегии – взаимно увязать планы по строительству, предусмотренные также иными стратегическими документами, обеспечив опережающее инфраструктурное развитие и создание комфортных условий проживания и жизнедеятельности.
Стратегия предусматривает два сценария: базовый и рисковый.
В настоящее время имеется большое количество рисков, связанных с внешними ограничениями и иными факторами. Но нами будут приложены максимальные усилия для реализации именно базового сценария. И могу сказать, что, несмотря на все сложности, в этом году показатели, предусмотренные национальными проектами и указами Президента по вводу жилья и ремонту дорог, будут, безусловно, выполнены. Мы видим это по сегодняшней динамике.
Также хочу отметить, что вклад строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства в ВВП страны вместе со смежными отраслями по итогам прошлого года составил 11%. Это 14,4 трлн рублей. В этой сфере занято 11 миллионов человек. Как Вы уже сказали, Михаил Владимирович, строительная отрасль взаимоувязана со многими другими отраслями экономики.
В состав стратегии входит семь основных направлений.
Первое направление – это новая градостроительная политика. Она направлена на сбалансированное инфраструктурное развитие и раскрытие потенциала регионов. Нам предстоит определить точки роста, обеспечить связанность территорий и выстроить единую градостроительную, инженерную, экологическую, тарифную и транспортную политику в регионах, предусмотрев гибкое управление как градостроительным развитием населённых пунктов, так и развитием в целом.
В сфере жилищного строительства стоит задача обеспечить доступность жилья не менее чем для двух третей граждан и для этого построить 1 млрд кв. м жилья к 2030 году. У нас пока получается эти планы реализовывать.
На сегодняшний день у нас ввод жилья – 79 млн кв. м, это на 27% больше к прошлому году. Общий ввод жилья и зданий нежилого назначения – это почти 116 млн кв. м, и это 18% к прошлому году.
В стратегии предусмотрены мероприятия по вовлечению в оборот новых земельных участков, обеспечению необходимой инфраструктурой территорий под жилищное строительство, развитию механизмов комплексной застройке территорий и индивидуального жилищного строительства.
Хочу также отметить, что градпотенциал территорий (это возможность строить жильё) у нас тоже значительно прирос по сравнению с прошлым годом.
Особая роль отводится развитию рынка ипотеки, в том числе рынку программ с государственным участием. Сложившаяся непростая экономическая ситуация повлияла на рынок: зафиксировано снижение прироста ипотечного портфеля и количества полученных гражданами ипотечных кредитов. Тем не менее мы принимаем меры для донастройки и стабилизации рынка.
Одним из ключевых решений стало снижение летом ставки льготной ипотеки до 7%. При этом хочу отметить несколько цифр. Прирост ипотечного портфеля составляет 1,294 трлн рублей, и это на 672 млрд меньше, чем за девять месяцев 2021 года. Выдано 896 тыс. кредитов – на 36% меньше, чем за девять месяцев 2021 года. Объём выдачи – 3,2 трлн, что на 21% меньше, чем за девять месяцев 2021 года.
При этом хочу отметить, что благодаря мерам поддержки Правительства по новому строительству на новостройки выдано 295 тыс. кредитов, это всего лишь на 13% меньше, чем за девять месяцев 2021 года, а объём – 1,5 трлн, и это на 11% больше, чем за девять месяцев 2021 года.
Наибольшей популярностью пользуются субсидируемые государством программы, в первую очередь семейная ипотека. Именно она даёт сейчас существенный прирост по количеству выданных кредитов.
Могу сказать, что по сравнению с 2021 годом мы выдали на 57% больше кредитов, это почти 126 тыс. кредитов, а в деньгах – на 586 млрд, и это на 125% больше, чем за девять месяцев 2021 года.
Также мы предлагаем ввести адресные меры поддержки жилищного строительства в регионах, исходя из деления на региональные кластеры в зависимости от структуры спроса и предложения.
Инфраструктура для человека – это главный приоритет строительной отрасли. Жилищное строительство необходимо взаимно увязывать с обновлением городов, населённых пунктов в целом. Для этого запущена новая программа расселения аварийного и ветхого жилья, реализуется программа формирования комфортной городской среды, предусмотрено совершенствование подходов к капитальному ремонту жилых помещений.
В целях повышения качества услуг ЖКХ, обновления коммунальной инфраструктуры и снижения её аварийности по поручению Президента стратегией предусмотрена реализация комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры. В бюджете на ближайшие три года эти деньги предусмотрены. В частности, мы планируем как выделять средства бюджета, так и привлекать частные инвестиции с учётом сбалансированной тарифной политики.
Для обеспечения высоких темпов строительства жилья и инфраструктуры в рамках мероприятий «Нового ритма строительства» планируется сократить не менее чем в два раза к 2030 году количество документов, сведений, материалов и согласований строительства, чтобы от выбора земельного участка до начала эксплуатации построенного объекта было не более 100 действий. Мы активно эту работу ведём и будем дальше продолжать.
Для повышения прозрачности отрасли предлагается создать единую цифровую среду, описывающую весь жизненный цикл объекта капитального строительства, а также удобные цифровые сервисы для граждан, бизнеса и государства. При Вашей личной поддержке IT-отрасли, Михаил Владимирович, нам фактически удалось полностью перейти на отечественное ПО в области строительства, и мы дальше эту работу продолжаем. Безусловно, это не будет влиять на замедление темпов. То есть мы фактически уже перестроились на отечественный программный продукт, спасибо Вам огромное.
Также у нас есть возможность повысить конкуренцию и профессионализм участников строительного рынка, обеспечить кадровое и научное обновление отрасли.
В целях реализации масштабных планов по строительству в стратегии предусмотрена взаимная увязка её мероприятий с развитием промышленности стройматериалов и технологий, в том числе формированием заказа на промышленную продукцию. Главная задача – обеспечить строительную отрасль необходимыми ресурсами, не допускать неконтролируемого роста их стоимости.
По поручению Президента будут разработаны меры по поддержке и развитию промышленности стройматериалов, направленные в первую очередь на обеспечение опережающего создания конкурентных технологий и товаров, совместно с Минпромом.
В целях увеличения объёмов строительства объектов современной инфраструктуры и обеспечения долгосрочной адресной программы подготовлена пятилетняя программа по строительству с объёмом финансирования 4,7 трлн до 2027 года. Её основными задачами являются, при наличии необходимого финансирования, увеличение объёма ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства и сокращение количества незавершённых объектов.
Хочу отметить, что пятилетняя программа дорожного строительства у нас полностью утверждена в увязке со всеми региональными программами, дорожными фондами и внебюджетными источниками. Её суммарный объём – порядка 13 трлн на пять лет.
Для реализации программы строительства предлагается консолидировать по согласованию с курирующими вице-премьерами новые объекты на публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и объекты транспортной инфраструктуры – на заказчике Минтранса – «Ространсмодернизации».
Для того чтобы жители регионов получали новую и качественную инфраструктуру, продолжим реализацию инструментов инфраструктурного меню, что является новым продуктом в рамках социально-экономических инициатив Правительства. Наиболее востребованными из них оказались инфраструктурные бюджетные кредиты. Ими воспользовались уже 83 субъекта. Распределён 1 трлн рублей на более чем 900 объектов. Это очень востребованный инструмент. Регионы активно им пользуются. И надеемся, что мы и дальше будем с ним работать в ближайшие годы.
Общая стоимость реализации стратегии до 2030 года ориентировочно составляет 150 трлн рублей, основная часть из которых – внебюджетные источники, при этом за тот же период бюджет получит более 30 трлн рублей налогов и иных поступлений.
В завершение хочу поблагодарить Вас, Михаил Владимирович, Аппарат Правительства, комиссию Государственного совета, Минстрой, Минфин, всех вице-премьеров и всех министров, кто принимал активное участие в подготовке проекта стратегии.
Все раздаточные материалы мы передали в виде презентации, они будут опубликованы на наших информационных ресурсах.
Считаю, что стратегия подготовлена, согласована со всеми. Прошу её поддержать.
М.Мишустин: Спасибо, Марат Шакирзянович, Вам, Иреку Энваровичу (Файзуллину), коллегам, которые системно и настойчиво работали над этой программой. Стратегия получилась амбициозная и долгосрочная, она позволит в первую очередь расширить горизонт планирования, что нам очень важно, в строительной отрасли – важнейшей отрасли.
Предлагаю утвердить её и взять на контроль Вам лично её реализацию.