Обсуждался, в частности, ход реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», а также план выполнения Росавтодором пятилетней программы дорожного строительства.
М.Мишустин: Уважаемый Роман Витальевич! Ваше ведомство влияет на очень большое количество секторов российской экономики. Дороги – это очень важный показатель, в том числе и качества жизни наших людей. И конечно, формирование современной, качественной дорожной сети – это одно из самых значимых условий для достижения национальных целей развития, которые перед нами поставил Президент.
Объём бюджетных ассигнований на финансирование деятельности агентства в текущем году увеличен на 100 млрд рублей. Это важно, и это в том числе показатель качества работы агентства, его эффективности. Уже четыре года вы реализуете национальный проект «Безопасные качественные дороги». Расскажите, как идёт работа, в частности, над этим проектом.
Р.Новиков: Уважаемый Михаил Владимирович!
Отрасль сегодня работает достаточно интенсивно. Мы ощущаем постоянно поддержку Президента. И понимаем, что все те решения, которые принимает Правительство Российской Федерации, касающиеся дорожной сети, направлены на то, чтобы наша деятельность приводила к ещё более значимым результатам в рамках исполнения национального проекта «Безопасные качественные дороги» и всех остальных федеральных проектов, которые реализует Федеральное дорожное агентство.
Для нас основная задача – это достижение установленных показателей: приведение 50% региональной сети к 2024 году в нормативное состояние, приведение 85% автомобильных дорог в нормативное состояние в 105 агломерациях, определённых указом Президента.
И уже сегодня эти все показатели исполняются. Если в 2017 году динамика была 41,5%, то сегодня – 47,7% на региональной сети, и это паспортные показатели. То есть мы находимся в той динамике, которая установлена графиками паспортов национальных проектов каждого из субъектов Российской Федерации.
В целом по стране весь паспортный показатель будет, безусловно, выполнен. Мы построим и приведём в нормативное состояние более 600 дорог к медицинским учреждениям и важным социальным объектам. 800 дорог будет построено к образовательным учреждениям. Порядка 350 дорог – к туристическим объектам, свыше 140 дорог – к спортивным объектам и другим объектам досуга.
Теперь о промежуточных результатах этого года. Благодаря поддержке Правительства Российской Федерации и увеличению бюджета мы на сегодняшний день идём с опережением тех заданий, которые нам ставятся на этот год, на 50 млрд, или на 20%. И эти 50 млрд распространяются так: 34 млрд идут на выполнение работ ускоренными темпами, 4 млрд из этих средств мы направили на погашение расходов, связанных с удорожанием материалов, и 12 млрд направили на то, чтобы выплатить авансы тем подрядным организациям, которые готовы работать с опережением графика строительства.
Важный показатель для нас – это снижение смертности на дорогах. И на сегодняшний день показатели этой работы тоже говорят о том, что она у нас получается. Она зависит от многих факторов. Например, автомобилизация с 2017 года выросла ни много ни мало на 4 млн автомобилей по всей стране – с 56,5 млн до 60 млн в 2021 году. И когда мы посчитали такую усреднённую интенсивность движения по стране (то есть не приведённую, как она технически считается, а именно общую по стране), то сделали вывод, что трафик вырос в 1,5 раза, то есть с 71 тыс. в среднем в 2018 году до 109 тыс. в 2021 году. В то же время снижение показателя смертности по итогам истекшего полугодия у нас составило 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Работу эту продолжаем, очень активно работаем с МВД, с региональными комиссиями по безопасности движения, потому что понимаем, что только совместные усилия могут привести к снижению смертности на дорогах.
М.Мишустин: Роман Витальевич, в июне Правительство утвердило пятилетнюю программу дорожного строительства, и практически все основные показатели, которые были установлены Президентом, должны быть выполнены с опережающим эффектом. Эта программа является, наверное, одной из важнейших стратегических программ стройкомплекса Российской Федерации по развитию инфраструктуры. Как вы планируете делать эту работу?
Р.Новиков: Это абсолютно стратегический для отрасли документ. Мы там решаем несколько задач, в том числе и те, которые связаны с опережающим исполнением указанных показателей. Но у нас там появляются и новые показатели.
Президент поручил, и мы подготовили всю основу, для того чтобы принять решение в пятилетнем плане вместе с субъектами Российской Федерации – собрать страну, если так можно сказать, в опорную сеть. Мы разработали опорную сеть, собрали в неё 138 тыс. км автомобильных дорог, из которых 64 – это все федеральные автомобильные дороги и 74 тыс. км – это автомобильные дороги субъектов. Они обеспечивают полноценным автомобильным движением все точки транспортного спроса Российской Федерации, закрывают все нужды экономики, а также обеспечивают все социальные запросы, связанные с передвижением граждан по территории нашей страны.
Нам поставлена задача – и она предусмотрена при реализации пятилетнего плана – привести до конца 2027 года в нормативное состояние 85% этих 138 тыс. км автомобильных дорог.
Кроме того, в рамках пятилетнего плана планируется реализовывать два транспортных коридора. Это «Запад – Восток» протяжённостью более 9 тыс. км и «Север – Юг» протяжённостью более 4 тыс. км, которые открывают новые возможности при изменяющихся на сегодняшний день транспортно-логистических тенденциях. 13,2 трлн рублей – это большой объём. 5,4 трлн рублей – это средства федерального бюджета, и более 7 трлн рублей – средства, которые будут предусмотрены в бюджетах субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний день всё, что касается федеральной части, нами спланировано. Более 50% объектов, которые планируются к реализации, уже имеют проектную документацию либо находятся в проектировании. Остальное всё как раз заложено в том числе и в пятилетнем плане. Ну и по той части, которая касается региональных объектов: на сегодняшний день имеем поручение от президиума Правительственной комиссии по региональному развитию об утверждении, или согласовании и разработке до сентября пятилетних планов субъектов Российской Федерации по дорожному строительству с поимённой перечнёвкой. И мы эту задачу выполним.
Задачи, которые поставлены в этом плане, конечно же, полностью укладываются в стратегию развития транспорта, которую Минтранс разработал, и Вы её осенью прошлого года утвердили.
В рамках этого пятилетнего плана мы практически 2 км дорог будем строить в день и 60 км дорог в день ремонтировать.
М.Мишустин: Я совсем недавно был в командировке во Владимирской области и облетал часть трассы М-12, видел, как работают там строители: быстро, чётко, системно. Во всяком случае, все планы, которые были заявлены, надеюсь, будут выполнены.
Мы серьёзный объём средств тратим на капитальный ремонт дорог. Вы сейчас сказали, что в этой пятилетке 60 км в день будет ремонтироваться дорог. Это, конечно, позволяет не только сокращать наши логистические издержки, но и создавать новые рабочие места и повышать внутренний спрос на сырьё, материалы.
Сейчас очень важно в условиях внешнего давления формировать именно резервы, связанные с услугами, со стройматериалами, с ресурсами на территории Российской Федерации. Это дополнительная поддержка всей экономики страны.
Как с учётом внешних ограничений Вы выстраиваете работу, в частности, по обеспечению техникой, материалами, ресурсами?
Р.Новиков: Михаил Владимирович, я, если позволите, остановлюсь сперва на капремонтах, потому что, Вы абсолютно справедливо обратили внимание, это большой пласт работы, которую мы делаем. И он в том числе связан со снятием ограничений, таких как обеспечение повышения пропускной способности, и с безопасностью дорожного движения.
В рамках капитальных ремонтов кроме наших процессных мероприятий, которые по нормативу составляют 6 тыс. км в год, мы выполняем работы по переводу автомобильных дорог из двухполосного в четырёхполосное исполнение с разделением потоков, что исключает полностью лобовые столкновения, а лобовые столкновения – это самые смертельные ДТП на сегодняшний день.
В рамках этой программы предусмотрено 3 тыс. км автомобильных дорог капремонтом перевести из двух в четыре полосы. То есть у нас было 1,2 тыс., станет 3 тыс., это очень значимо для сети федеральных автомобильных дорог. Вы упомянули М-12, это наши коллеги из госкомпании «Автодор» реализуют этот проект, а мы во взаимодействии с ними обеспечиваем четырёхполосный подъезд к М-12 от крупных населённых пунктов – Иваново, Кострома, Сызрань, Казань и так далее – на протяжении 450 км за эти же четыре года. То есть к 2024 году это тоже всё будет в четырёхполосном исполнении.
М.Мишустин: Синхронизация полная.
Р.Новиков: Да. Что касается нашей деятельности, она наименее зависима на сегодняшний день от импорта, особенно это относится к строительным материалам. Мы давно так поставили дело, ещё с тех пор, как строили Крымский мост: там нет ни одного импортного болта. Мы тогда и задумались о том, что надо над этим работать системно. Есть люди, которые производят асфальтобетонные заводы, есть люди, которые производят асфальтоукладчики. Я сейчас называю две основные единицы, которые важны для реализации. Всё остальное тоже важно, вся цепочка важна, но мы начали с этого. Нашли в Колокше, нашли в Марий Эл производства, нашли в Брянске производства, которые производят технику, и начали раскладывать всю их продукцию.
И на сегодняшний день складывается такая цепочка интеграции: действует межведомственная группа Министерства транспорта и Минпромторга, мы туда выходим с предложениями, и мы рассчитываем на то, что на трёхлетку сегодняшняя ситуация не повлияет. Мы точно обеспечены техникой, точно обеспечены запасными частями, в том числе за счёт параллельного импорта. И мы рассчитываем, что совместными усилиями под руководством Минтранса, при поддержке Минпромторга мы выйдем на такие результаты, что наше производство станет конкурентоспособным. Это видно на примере наших производителей асфальтобетонных заводов – они сегодня 25 штук производят в год, а могут выйти на производство до 105 асфальтобетонных заводов в год. 15 асфальтоукладчиков в год коллеги из Брянска производят, до 300 могут выйти в год.
И здесь я ещё хотел бы сказать, Михаил Владимирович, о нашем кадровом потенциале. Мы в этом отношении очень основательная отрасль. Мы в пандемию работали, не останавливались ни на день, и на сегодняшний день достаточно плотно мы обеспечены кадрами.
М.Мишустин: Спасибо, Роман Витальевич. Необходимо продолжать действовать в том же ключе. Надеюсь, что все задачи, которые поставлены перед Вашим ведомством, будут выполнены качественно и в срок.