Обсуждалась реализация комплекса мер по поддержке предпринимателей, в том числе в условиях санкций, инвестиционная активность в социальной сфере, а также реализация туристических проектов в дальневосточных и арктических регионах.
М.Мишустин: Уважаемый Николай Олегович! Корпорацию развития Дальнего Востока и Арктики Вы возглавили в этом году. Но я знаю, что Вы много лет в ней работаете и хорошо погружены во все вопросы и задачи, которые стоят перед корпорацией.
Дальневосточные регионы, Арктическая зона – это территории, которые требуют особого внимания из-за своего геополитического положения. Президент определил стратегию их ускоренного развития. Она включает в себя целый комплекс мероприятий поддержки бизнеса, создания новых рабочих мест, комфортных условий для жизни людей, увеличения их доходов.
Ваша организация принимает непосредственное участие в выполнении этих задач. В первую очередь речь идёт о привлечении бизнеса во все отрасли экономики этого региона – от машиностроения до туризма, формировании для инвесторов благоприятных финансовых, административных условий. Недавно было подписано постановление Правительства о расширении границ территорий опережающего развития в трёх дальневосточных субъектах – это Амурская область, Камчатский край и Хабаровский край – для строительства там важных промышленных предприятий, модернизации морского порта.
По инициативе Президента был принят закон о предоставлении налоговых льгот и преференций для компаний, которые работают на Курильских островах. В прошлом году во время моей рабочей поездки на Курилы я говорил об этом очень подробно с представителями целого ряда этих организаций, и они подтверждали, что это будет очень хорошая поддержка для предпринимателей, которые ведут там своё дело.
В ближайшее время я вновь собираюсь на Дальний Восток, буду в ряде регионов, чтобы на местах обсудить наиболее актуальные вопросы для жителей и бизнеса.
Расскажите об инвестиционной деятельности как в макрорегионе, так и на островах. Как там идёт работа, по каким направлениям реализуются проекты, а также о том, какие меры поддержки оказываются местным предпринимателям в условиях санкций.
Н.Запрягаев: Уважаемый Михаил Владимирович! Как Вы уже сказали, на Дальнем Востоке по поручению Президента и при полной поддержке Правительства реализуется целый комплекс мер поддержки бизнеса, главными из которых являются преференциальные режимы Дальнего Востока и Арктики – это территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, Арктическая зона. Корпорация как раз является управляющей компанией, которая привлекает и сопровождает инвесторов на всех стадиях реализации проектов. На Дальнем Востоке нами сформирован портфель из 2,7 тыс. инвестиционных проектов на 6 трлн рублей с созданием более 200 тыс. новых рабочих мест. Вместе с Арктикой это уже 6,6 трлн рублей и более 3,1 тыс. инвестиционных проектов. Хочу отметить, что это всё – обязывающие инвестиционные соглашения между корпорацией и каждым инвестором. Введено уже более полутысячи новых предприятий, вложено резидентами в экономику 2,1 трлн рублей инвестиций, создано 93 тыс. новых рабочих мест.
Если говорить об отраслевой структуре, то у нас есть практически всё: от рыбы и сельского хозяйства до судостроения и газохимии. Причём 75% вложенных инвестиций пришли преимущественно в перерабатывающие отрасли. Более того, на текущий момент резиденты ТОР уже начинают работать над вторыми очередями своих проектов: например, «Удоканская медь» в Забайкальском крае, Малмыжское месторождение в Хабаровском крае, компания «Арника» – это всё удвоение инвестиций и удвоение экономического эффекта. Только эти проекты принесут нам дополнительно 400 млрд рублей инвестиций. Курильский режим только начинает набирать обороты, хотя за полгода 2022 года уже зарегистрировано шесть участников этого режима…
М.Мишустин: Мало! Николай Олегович, мало!
Н.Запрягаев: Да, пока мало! Преимущественно это проекты в сфере туризма, переработки отходов и изучения недр. Однако нами ведётся работа с пятнадцатью инвесторами, которые уже полностью структурировали свои проекты, мы в этом году подпишем с ними соглашения. И более 30 подпишем до конца 2023 года. Просто по сравнению с ТОР «Курилы»: она работает у нас с 2018 года, четыре года, там зарегистрировано восемь резидентов.
Всего на текущий момент на островах реализуются 14 проектов на 12 млрд рублей. И вот эта синергия между курильским налоговым режимом и ТОР «Курилы» – мы уверены – принесёт действительно серьёзный эффект. Дополнительно 35 предприятий различной направленности до конца 2023 года там будет работать.
Что касается санкций, то здесь в постоянном режиме с каждым из резидентов работаем. Более 700 компаний заявили о наличии рисков при новых условиях. Риски стандартные: это рост цен на сырьё, оборудование, проблемы с импортом критического оборудования, сложности во взаиморасчётах и, конечно, это рост стоимости капитала. Для поддержки этих инвесторов Правительством утверждена программа субсидирования процентных ставок для проектов именно на инвестиционной фазе для Дальнего Востока и Арктики. И уже первые 10 проектов получают эту поддержку (недавно были внесены поправки, которые меняют критерии), и ещё 15 у нас получат эту поддержку до конца года – суммарно в объёме около 10 млрд рублей.
Сами инвесторы тоже не стоят на месте: компания «Газпром гелий сервис», это ТОР «Надеждинская», установила оборудование Linde и провела пуско-наладку без самого лицензиата, полагаясь на профессионализм своих сотрудников, которые работают на предприятии.
М.Мишустин: Николай Олегович, здесь очень важно обращать внимание на потребности каждого инвестора.
Государство делает всё возможное, чтобы оказать большую поддержку местным жителям, в первую очередь я имею в виду социальную сферу. Реализуется программа льготного кредитования на приобретение собственного жилья – имею в виду «Дальневосточную ипотеку». В рамках «Дальневосточного квартала» инвесторы будут строить дома для граждан и всю необходимую инфраструктуру – это и садики, и школы.
Принято также ещё одно решение о расширении границ территории опережающего развития «Забайкалье» для строительства в Чите жилого микрорайона. Я как раз собираюсь посетить Забайкальский край. Надо продолжать формировать условия, чтобы люди оставались в родном краю, работали, создавали там семьи.
Насколько инвесторы готовы участвовать в этой работе?
Н.Запрягаев: Если говорить про «Дальневосточный квартал», то уже расширены границы ТОР на шесть площадок. Последним был Забайкальский край, по Хабаровску это сделаем в IV квартале. По всем регионам уже есть потенциальные инвесторы – это как федеральные застройщики, так и региональные, но победитель будет определяться на конкурсной основе. Тот, кто предложит больший объём жилья по ценам Минстроя для социальных нужд региона, тот и будет реализовывать проект. Потенциал программы оцениваем в 2,5 млн кв. м жилья, а инвесторы должны будут вложить порядка 200 млрд рублей частных инвестиций, построить социальную инфраструктуру (детские сады, школы), а взамен получить серьёзную поддержку – это земельные участки, инфраструктурное обеспечение и стандартные льготы и преференции резидентов территории опережающего развития.
В этом году, я думаю, мы успеем провести первые конкурсы, и в следующем году инвесторы начнут работу уже по строительству жилых кварталов. Первые кварталы должны открыть свои двери для жителей в 2026 году.
Кроме того, крупные дальневосточные и арктические инвесторы сами осознанно реализуют свои социальные программы. Например, компания «Амурский ГХК» на ТОР «Свободный» реализует много инициатив по реновации, строительству социальной инфраструктуры, строит кванториум для детей.
Много проектов жилищных реализует судостроительный комплекс «Звезда» и угледобывающая компания «Колмар». «Удоканская медь», опять же в Забайкальском крае, вложила более 2 млрд рублей в развитие территорий, социальные проекты – это закупка медицинского оборудования, строительство ФОКов и многие другие проекты.
У нас также реализуется в рамках свободного порта Владивосток порядка ста активных инвестиционных проектов, преимущественно в жилищной сфере. В 28 из них за последние три года ввели 400 тыс. кв. м жилья. Преимущественно эти проекты строятся как раз, как Вы говорили, для дальневосточной ипотеки. В целом за 2021 год темпы роста ввода жилья на Дальнем Востоке вдвое превысили среднероссийский показатель, достигли 25% – это 3,1 млн кв. м жилья.
В свою очередь, мы помогаем инвесторам с помощью ипотеки, «Дальневосточного квартала» и «Гектара», собственно, где жители и берут участки как для сельского хозяйства, так и для строительства домов.
М.Мишустин: Сейчас перспективным направлением для развития территорий Дальнего Востока и Арктики стал туризм. Там ведь уникальная природа. Наши граждане стремятся туда. Надо создавать для этих путешествий нормальную инфраструктуру, комфортную среду, отели, возможности добраться до места.
Собираюсь провести совещание перед поездкой на Дальний Восток о том, каким образом мы осуществляем в том числе национальный проект «Туризм». Какие проекты реализуются в этой сфере на Дальнем Востоке и в Арктике?
Н.Запрягаев: Туризм действительно для Дальнего Востока – один из локомотивов, который тянет за собой и сферу услуг, и многие другие проекты.
Ключевые туристические точки на Дальнем Востоке – это Приморский край, Камчатка, Сахалинская область и Курильские острова. У нас в префрежимах сейчас реализуется порядка 300 проектов в сфере туризма и рекреации на 124 млрд рублей и около 10 тыс. рабочих мест создаётся. Работают уже 20 компаний, около 21 млрд вложено и 2 тыс. рабочих мест создано.
На ТОР «Камчатка» уже можно отдохнуть на базах и в гостиницах «Лагуна», вместе с командой сходить в поход на вулкан либо порыбачить в ближайших реках. Там реализуется действительно очень интересный проект мотопарка, проектировал мирового уровня проектировщик Грег Аткинс. Откроет свои двери 13 сентября, сейчас пока работает в тестовом режиме.
В Сахалинской области на ТОР «Горный воздух» можно покататься на одноимённом горнолыжном курорте. Это действительно курорт мирового уровня, хотя склонов пока ещё там 35 км, но будет 90. На склонах уже есть рестораны, туристическая инфраструктура, а в самом Южно-Сахалинске уже построено четыре гостиницы в режиме ТОР «Горный воздух» уровня 3–4 звезды, в которых можно жить.
Отмечу несколько проектов, которые только начинают реализовываться. Парк «Три вулкана» на ТОР «Камчатка» – это комплексный туристический проект, который по уровню должен быть как «Красная Поляна» или «Роза Хутор» в Краснодарском крае, со склонами, горными деревнями, экологическими маршрутами. Инвестор будет вкладывать туда порядка 30 млрд рублей, мы же ему помогаем землёй, инфраструктурой. В этом году он уже выходит на стройку, заканчивает проектирование первых объектов, и в 2024 году они будут введены.
Также проект «Архипелаг Онекотан» на Курильских островах: семь островов северной гряды, тот же инвестор сконцентрирован здесь на экологическом туризме, на острове Парамушир уже начинает строить гостиницу «Эбеко» на три звезды, на 121 номер.
В Арктике 20% проектов из 500, которые уже реализуются, – это проекты в сфере туризма. Это действительно основной двигатель развития арктических регионов. Среди реализующихся проектов можно отметить, например, «Валла Тунтури» – это комплексный проект на полуостровах Средний и Рыбачий, резидент вкладывает порядка 30 млрд рублей и уже один глэмпинг открыл.
М.Мишустин: Я хотел спросить как раз о глэмпингах.
Н.Запрягаев: Да, один глэмпинг уже открыли. Также много таких баз отдыха, глэмпингов завершается на Териберке. Довольно много инвестиционных проектов.
В целом в этом году планируем привлечь 1 трлн рублей инвестиций по обязывающим соглашениям. Около 100 предприятий должны быть введены и около 600 млрд все резиденты должны будут вложить в экономику Дальнего Востока. Это самое главное.
М.Мишустин: Николай Олегович, очевидно, что нужно продолжать реализацию всех намеченных мероприятий. Привлечение инвесторов туда очень важно. Если будет хорошая инфраструктура, возможности для того же туризма, работы, бизнеса – естественно, социально-экономическая обстановка там будет другой. Мультипликативный эффект от такого рода проектов очень большой. Желаю вам удачи в этом!
Н.Запрягаев: Спасибо!