Д.Медведев: «Оборот торговый растёт, яркий пример тому – это подписанное только что соглашение, генеральный контракт на строительство атомной станции в Беларуси. Это масштабнейший проект, общая стоимость оценивается в 10 млрд долларов. Надеюсь, что он даст необходимый мультипликативный эффект и будет флагманом российско-белорусского взаимодействия. Но на атомном проекте мы не должны замыкаться, у нас есть целый набор других очень важных и серьёзных проектов, которые в настоящий момент проходят апробацию, и надеюсь, что будут реализованы».
Встреча Дмитрия Медведева с Премьер-министром Республики Беларусь Михаилом Мясниковичем
Заседание Совета Министров Союзного государства
Переговоры с Премьер-министром Республики Беларусь Михаилом Мясниковичем в расширенном составе
Пресс-конференция Дмитрия Медведева и Михаила Мясниковича
Встреча Дмитрия Медведева с Премьер-министром Республики Беларусь Михаилом Мясниковичем
Стенограмма начала встречи:
М.В.Мясникович: Мы ещё раз рады приветствовать Вас, Дмитрий Анатольевич. Я думаю, что и повестка дня Совета Министров Союзного государства, и вопросы двусторонних отношений уже в определённой степени проговорены на встрече с Президентом нашей страны, но вместе с тем ещё остались некоторые детали, нюансы, которые мы, безусловно, обсудим.
Мы довольны тем, что у нас сформирована достаточно хорошая договорно-правовая база, растёт товарооборот, я думаю, что он будет дополнен и инвестиционными, и инновационными проектами. В развитие тех договорённостей, которые были в Санкт-Петербурге 15 июня, мы подготовили ряд предложений. Я думаю, что мы обсудим их и примем соответствующие решения. Добро пожаловать!
Д.А.Медведев: Спасибо большое, Михаил Владимирович. Мы действительно уже начали переговоры (и они были не только, так сказать, общеполитического плана, но и вполне конкретные) во время беседы с Президентом Александром Григорьевичем Лукашенко.
У Правительства всегда есть своя повестка дня, по отдельным экономическим проблемам двусторонних отношений пройдёмся. Ну и, конечно, важным элементом общей программы сегодняшней является заседание Совета Министров Союзного государства. Оно полностью подготовлено, состоит из большого количества вопросов. Надеюсь, что их решение принесёт пользу народам наших стран.
М.В.Мясникович: Я Вас поздравляю с высоким назначением, Вы Председатель Совета Министров Союзного государства.
Д.А.Медведев: Да, спасибо большое. Это, естественно, создаёт для меня особую ответственность, особые условия для труда. Приложу все силы для того, чтобы наше Союзное государство развивалось и процветало. Спасибо ещё раз за приглашение посетить Беларусь.
<…>
Заседание Совета Министров Союзного государства
Стенограмма начала заседания:
Д.А.Медведев: Уважаемый Михаил Владимирович (М.В.Мясникович), уважаемые участники заседания, уважаемые коллеги! Я хочу поблагодарить наших белорусских гостей за радушный приём, за гостеприимство, которое оказано российской делегации в Минске.
Это первое заседание Совета Министров Союзного государства, которое я провожу в качестве председателя Совета Министров. Меня уже и поздравили, и предупредили об ответственности. Я, естественно, с пониманием всё это воспринимаю. Также хочу сказать, что это первое заседание, в котором участвует генеральный секретарь Союзного государства – Григорий Алексеевич Рапота. Я хочу пожелать Григорию Алексеевичу успеха в работе на этом ответственном посту.
Повестка дня насыщенная, два десятка вопросов, нам действительно есть что обсудить. Я только что сказал Михаилу Владимировичу и Григорию Алексеевичу, что сама атмосфера в Союзном государстве и, соответственно, на заседаниях Совмина зависит от атмосферы в российско-белорусских отношениях. У нас сейчас период концентрации наших усилий, укрепления нашего стратегического партнёрства, поэтому и в рамках Союзного государства, и в рамках Таможенного союза, и в рамках единого экономического пространства происходит углубление интеграционных процессов. И хотел бы сказать, что для России интеграция с Беларусью остаётся нашим ключевым приоритетом.
Мы за последние полтора месяца с Михаилом Владимировичем проводим уже, по сути, третью встречу – и в Петербурге, и на международных мероприятиях, в ходе которых обсуждаем самые разные аспекты сотрудничества.
Оборот торговый растёт, я об этом только что говорил на переговорах двусторонних. Яркий пример тому – это подписанное только что соглашение, генеральный контракт на строительство атомной станции в Беларуси. Это масштабнейший проект, общая стоимость оценивается в 10 млрд долларов. Надеюсь, что он даст необходимый мультипликативный эффект и будет, конечно, флагманом российско-белорусского взаимодействия. Но на атомном проекте мы не должны замыкаться, у нас есть целый набор других очень важных и серьёзных проектов, которые в настоящий момент проходят апробацию, и надеюсь, что будут реализованы.
Мы обсудим темы, которые имеют практическое значение – это и балансы топливно-энергетических ресурсов, и балансы спроса и предложения по ключевым видам продукции Союзного государства. Эти вопросы подготовлены, и, надеюсь, никаких дискуссий не вызовут. Детально проанализируем, как продвигается формирование транспортной системы, так же этот вопрос подготовлен. Ну и, конечно, очень важно, чтобы мы приняли план мероприятий по реализации концепции социального развития Союзного государства на 2012 год – это безусловный приоритет, и от него зависит и решение многих повседневных вопросов жизни граждан России и Беларуси, граждан Союзного государства.
В повестке дня – инновационные вопросы, кооперация в области космоса, внедрение композиционных материалов, новых технологий в сельском хозяйстве. Всё это потенциал нашего Союзного государства. В полной мере, я уверен, эта повестка дня отвечает задачам наших стран. Нам предстоит рассмотреть вопросы, которые связаны с выполнением ранее принятых решений по союзному строительству, заслушать отчёты об исполнении бюджета Союзного государства за 2011 год. Кроме того, у нас есть необходимость рассмотреть ещё один вопрос. Он касается образования группы высокого уровня, этот вопрос также согласован. Я просил бы Григория Алексеевича, соответственно, этот вопрос доложить, если не будет предложений других каких-то, я также предлагаю его включить в повестку дня заседания нашего Совета Министров Союзного государства.
Ну и прежде чем передать слово Михаилу Владимировичу, хотел бы также сказать, что мы очень рассчитываем на активную работу постоянного комитета и на то, что в ходе работы постоянного комитета будет в полной мере востребован потенциал этого органа, будут использованы его контрольные функции в лучшей степени, для того чтобы те решения, которые мы принимаем, выполнялись реальным образом, контролировались более содержательно, чтобы соответствующая структура занималась не почтовыми функциями, а занималась содержательной работой. Я надеюсь, что Григорий Алексеевич именно такую работу сможет наладить в рамках деятельности постоянного комитета. Вот всё, что мне хотелось сказать в начале нашей встречи. Я передаю слово Михаилу Владимировичу, для того чтобы он какие-то замечания сделал. Пожалуйста, Михаил Владимирович.
М.В.Мясникович: Спасибо. Добрый день, уважаемые члены Совета Министров Союзного государства. Коллеги, давайте мы поздравим уважаемого Дмитрия Анатольевича с высоким назначением – Председателем Совета Министров Союзного государства, и пожелаем ему успехов в работе.
Д.А.Медведев: Спасибо.
М.В.Мясникович: Знаете, мне иногда задают вопрос, и где-то, может быть, и сам… Не утрачивает ли актуальность тематика обсуждения вопросов в рамках Союзного государства и вообще деятельности всех интеграционных структур Союзного государства в связи с созданием Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана? И предлагаю ещё раз обдумать этот вопрос – действительно, это взаимодополняющие вещи. Мы имеем в Союзном государстве то, чего у нас пока нет ещё в ЕЭП – единый у нас бюджет, у нас очень много интересных и прорывных, я должен сказать, программ, которые обеспечивают дальнейшее инновационное развитие экономик наших стран, и здесь же решаются достаточно успешно вопросы гуманитарного, военно-технического сотрудничества. То есть, есть такие вещи, которые пока не являются предметом работы нашей тройки – Таможенного союза. И в этом, я думаю, хороший залог успеха. И те проекты и программы, которые будем обсуждать сегодня, действительно реальный механизм инвестирования в будущее – это наши программы.
Конечно, хотелось бы иметь больше инвестиционных, инновационных проектов, прорывных проектов. И я очень благодарен Дмитрию Анатольевичу, что мы договорились, есть полное взаимопонимание: мы фактически уже приступили к формированию такой вот группы учёных и специалистов, которые будут работать над перспективными направлениями инновационного развития экономик наших государств. Соответствующее предложение белорусская сторона передала Правительству Российской Федерации. Я думаю, что в течение III квартала или, может быть, в начале IV мы можем выйти на конкретное рассмотрение соответствующих предложений.
Есть целый ряд проектов в области квантовых, информационных технологий, биотехнологий – это, безусловно, то, что определяет развитие не только экономик, но и обеспечивает национальную безопасность наших государств. Поэтому полагаю, что наработанный в Союзном государстве опыт будет очень полезен и для Евразийского союза, становление которого, я думаю, будет обеспечиваться в поступательном темпе. Мы очень заинтересованно рассмотрели инициативы Григория Алексеевича Рапоты о совершенствовании стиля и методов работы посткома. Полагаем, что они конструктивные и актуальные. Я поддерживаю предложения Дмитрия Анатольевича включить этот вопрос дополнительно в повестку дня и заслушать соответствующую информацию для принятия решения.
Я думаю, что с учётом того, уважаемый Дмитрий Анатольевич, что наши страны работают уже по формированию горизонта не только, допустим, на очередной финансовый год, а трёхлетка просматривается, может быть, нам надо посмотреть, и в рамках постоянного комитета Союзного государства тоже делать такой горизонт планирования на трёхлетний период. Это позволит более конкретно рассматривать перспективные проекты на среднесрочную перспективу развития. Спасибо за внимание!
Д.А.Медведев: Спасибо большое, Михаил Владимирович. Давайте начнём рассматривать вопросы повестки дня.
<…>
Переговоры с Премьер-министром Республики Беларусь Михаилом Мясниковичем в расширенном составе
Стенограмма начала переговоров:
М.В.Мясникович: Ещё раз добрый день, уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Мы очень рады приветствовать всех вас в Минске, и у нас очень много актуальных вопросов для совместного обсуждения. Это, я считаю, хороший признак, когда есть вопросы для обсуждения, – значит, наша интеграция, наши отношения развиваются, и хорошо, что они развиваются по многим направлениям.
Многие из вопросов, которые я уже приготовил, для того чтобы обсуждать сегодня в рамках двусторонней встречи, уже были предметом обсуждения на встрече у Александра Григорьевича Лукашенко и один на один мы обсуждали. Но я ещё раз хотел бы подчеркнуть, что у нас главная цель – это равные права и равные условия для наших компаний. Поэтому с созданием единого экономического пространства серьёзно продвинулись вперёд, но пока ещё общего, единого рынка нет. И вот эти досадные вещи, которые присутствуют, – различного рода изъятия или особые какие-то условия торговли – надо сближать позиции и устранять, для того чтобы действительно работал общий рынок, тем более что Российская Федерация уже член ВТО, и мы вас поздравляем с этим.
Я думаю, что будет согласованная позиция и в дальнейшем. Полагаю, что вот эти позиции, которые у нас там есть по транспортному обслуживанию, по другим вопросам, могут быть предметом работы Евразийской экономической комиссии, где сконцентрировано достаточно много профессиональных людей и которые под руководством заместителей премьер-министров могли бы решать эти вопросы.
Что касается ВТО, я думаю, мы это достаточно подробно обсудили, и с учётом того, что в ближайшее время совет Евразийской экономической комиссии будет рассматривать эти все вопросы, будет согласованное решение и приняты все необходимые условия, для того чтобы не допустить каких-то там потерь применительно к экономике Белоруссии. И надо было бы сделать все эти уточнения в течение буквально III квартала.
Спасибо за поддержку о равном доступе наших хозяйствующих субъектов на рынке Российской Федерации. Аналогично я подтверждаю, что все вопросы по доступу российских товаропроизводителей на белорусские рынки будут обеспечены без всяких на то ограничений.
Правительство Белоруссии часто упрекают в отсутствии системных реформ, рыночных преобразований. Есть и здесь определённые недостатки, мы с вами об этом говорили, но сегодня две трети ВВП и половина налогов поступает в бюджет от негосударственного сектора. Поэтому будем рады видеть российских партнёров в качестве действительно и акционеров, и новых собственников на белорусском рынке, и недвижимости, и различных проектов – инфраструктурных, сетевых, конкретных отраслей и так далее. Поэтому добро пожаловать – мы готовы к обсуждению всех вопросов, которые представляют взаимный интерес. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.
Д.А.Медведев: Спасибо, Михаил Владимирович. Уважаемые коллеги! На самом деле я абсолютно с Вами согласен: отсутствие вопросов означает отсутствие жизни. С другой стороны, желательно, чтобы вопросы были решаемые, потому что есть такие вопросы, которые вообще никогда не разрешить, и это означает, что между странами существуют очень непростые экономические взаимоотношения. Слава богу, что это не относится к текущему состоянию дел в российско-белорусских отношениях. Наши отношения на подъёме, свидетельством тому является самый большой за всю историю российско-белорусского экономического сотрудничества торговый оборот – это и результат нашей двусторонней работы, и, конечно, результат создания нового интеграционного объединения: я имею в виду и Таможенный союз, и Единое экономическое пространство. Но наша задача заключается в том, чтобы эти положительные позиции, которые существуют в экономической сфере, нам закрепить. Что для этого нужно? Для этого нужно, чтобы долгосрочные экономические отношения между Россией и Белоруссией основывались не только на поставках из России в Беларусь и наоборот тех или иных товаров, а на совместных проектах, проектах именно интеграционного порядка. И я считаю, что наше Правительство выполнит свою задачу только в том случае, если такие проекты не только появятся, но и будут реализованы.
У нас с вами сегодня очень важный день в смысле реализации одного из таких проектов. Я имею в виду строительство атомной станции. В ближайшее время соответствующие документы будут подписаны и вступят в действие. Это этапное событие, это очень крупный проект, но не единственный проект. И я надеюсь, что в ближайшее время будут реализованы и другие проекты в области совместных предприятий по машиностроению, по автомобилестроению, по некоторым другим направлениям сотрудничества. Если мы сможем продвинуться в этой сфере, это будет означать, что степень интегрированности наших экономик качественно возросла, а это означает, что эти взаимоотношения поставлены на долгосрочную основу и не будут зависеть от международной конъюнктуры – от цен на нефть, на газ, на продукцию машиностроения и какие-то другие позиции. Это будет уже комплексный результат.
Поэтому давайте продвигаться именно в этом направлении. Мы уже начали переговоры, причём абсолютно подробные и конкретные, во время встречи с Александром Григорьевичем Лукашенко. Только что с Вами обсудили целый ряд конкретных направлений сотрудничества. Давайте дадим возможность нашим министрам какие-то слова сказать, для того чтобы сегодняшние переговоры были полноценными, при понимании того, что мы уже значительную часть вопросов обсудили. Спасибо.
<…>
По завершении российско-белорусских переговоров в присутствии глав правительств России и Белоруссии состоялось подписание документов
Были подписаны:
– генеральный контракт на сооружение Белорусской атомной электростанции между государственным учреждением «Дирекция строительства атомной электростанции» (Республика Беларусь) и ЗАО «Атомстройэкспорт» (Российская Федерация);
– генеральное соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности между белорусским республиканским унитарным предприятием экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант» (Республика Беларусь) и ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (Российская Федерация).
Пресс-конференция Дмитрия Медведева и Михаила Мясниковича по завершении заседания
Стенограмма:
Д.А.Медведев: Уважаемые представители средств массовой информации, уважаемые коллеги! Несколько слов о сегодняшней работе. Считаю, что визит в Республику Беларусь российской делегации является абсолютно своевременным. У нас сегодня прошло несколько мероприятий, каждое из которых было весьма и весьма полезным. Я имею в виду и встречу с Президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко, и наши двусторонние переговоры с Михаилом Владимировичем (М.В.Мясникович), и конечно, только что завершившееся заседание Союзного Совмина.
Надо признаться, что за последние годы взаимоотношения между нашими странами были разными: были и проблемы, и напряжения, но, с другой стороны, невозможно отрицать, что в последнее время благодаря согласованной работе атмосфера изменилась: сегодня российско-белорусское взаимодействие по всем направлениям является очень и очень содержательным, откровенным и эффективным. Я имею в виду и контакты в политической сфере, и взаимоотношения в области экономики, и нашу кооперацию по гуманитарным и иным вопросам. Мы сегодня обсуждали, естественно, в большей степени торгово-экономические взаимоотношения, торгово-экономические вопросы, и хотел бы ещё раз повторить то, что уже было сказано: наш торговый оборот составляет 38 млрд долларов. Это беспрецедентная цифра за всю историю российско-белорусских отношений, в том числе в рамках Союзного государства. Почему это произошло? Это следствие нескольких причин.
Во-первых, мы активизировали сотрудничество в целом. Во-вторых, на цифрах, на показателях торгового сотрудничества сказалось создание Таможенного союза. Таможенный союз, что бы о нём ни говорили, что бы о нём ни писали, приносит вполне конкретные дивиденды сторонам, которые в нём участвуют. Это лучшее доказательство того, что интеграция – гораздо более эффективный способ ведения хозяйственной деятельности, нежели ситуация, когда эта деятельность ведётся разобщённо. Поэтому мы удовлетворены тем, как развиваются экономические контакты между нашими странами.
У нас есть целый ряд больших проектов. Одному из них, самому масштабному, самому крупному, только что был дан старт. Я имею в виду строительство атомной электростанции. Общий объём инвестиций составляет 10 млрд долларов – это беспрецедентно большая сумма, и это самый крупный объект инвестиций на территории Республики Беларусь. Мы сегодня с Михаилом Владимировичем говорили, что вот что-то медленнее идёт, что-то быстрее, надо подтолкнуть какие-то проекты, но за этим проектом, надеюсь, как за паровозом, потянутся другие, может быть, менее, скажем, крупные по размеру, но не менее важные по содержанию. И на это и должна быть направлена деятельность двух правительств. У нас была большая содержательная беседа с Президентом Республики Беларусь, мы обсудили самые разные вопросы – и большие, такие крупные, и в общем вполне себе такие частные, что создало благоприятную атмосферу, или, так сказать, дало хороший толчок для двусторонних переговоров и для последующего заседания Совмина Союзного государства.
На заседании Совета министров Союзного государства мы рассмотрели много вопросов – 23 вопроса. Если говорить прямо, представители средств массовой информации могут посчитать, сколько времени это заняло, – совсем немного времени. Это означает только одно: что эти вопросы хорошо проработаны, что у нас нет тем, которые бы вызывали многочасовые дискуссии. А так было! На моей памяти заседания Высшего государственного совета, которые продолжались по 10–12 часов. Степень проработанности и согласованности вопросов вызывает у меня максимальное удовлетворение, за что я поблагодарил наших белорусских друзей - по тому, как они свою лепту внесли. Сказал, что доволен и тем, как начал свою работу секретарь Союзного государства Григорий Алексеевич Рапота. И, в общем, машина, которая должна создавать решения, заработала в полную силу.
Хочу отметить один приятный, на мой взгляд, факт, о котором наши белорусские друзья сказали: впервые за историю деятельности Совета министров Союзного государства решения были подписаны в тот же день, когда и приняты.
Реплика: Все.
Д.А.Медведев: Все. Я сторонник вот такого скрупулёзного отношения к делу. Надеюсь, что и будущие заседания Совета министров будут проходить в том же самом стиле. Хотел бы искренне поблагодарить наших белорусских друзей за атмосферу и содержание переговоров, которые были, за приглашение, которое было сделано российской делегации, и выразить надежду на дальнейшее конструктивное сотрудничество.
М.В.Мясникович: Спасибо. Уважаемые дамы и господа! Что хотелось бы сказать? Действительно были очень конструктивные и насыщенные переговоры, и необходимо отметить, что мы не уходили от каких-то вопросов, которые действительно присутствуют, но и являются непростыми в рассмотрении и принятии решений.
Много различных в средствах массовой информации инсинуаций вокруг вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Зачастую говорят о том, что в этом плане для Беларуси будут не очень комфортные условия созданы. Я должен сказать, что это совершенно не так, мы эти вопросы – непростые вопросы, сложные вопросы – рассматривали и договорились, приняли сразу решения, которые позволяют быть уверенными в том, что дальнейшее торгово-экономическое и инвестиционное наше сотрудничество будет только расширяться. Поэтому здесь нет никаких угроз для торгово-экономических и тем более суверенных функций и действий.
Я очень признателен Дмитрию Анатольевичу, что кроме вопросов торгово-экономического сотрудничества… А кстати, вот в этом году за пять месяцев у нас есть внешнеторговая статистика: к высокой базе прошлого года товарооборот увеличился ещё на четверть, ещё на 25%. Это говорит о том, что основа действительно очень хорошая, что мы обсудили и приняли решение об активизации инвестиционного и, главное, инновационного сотрудничества, которое направлено на перспективу. Это не просто новые какие-то прорывные технологии, это и вопросы укрепления национальной безопасности наших государств. Я думаю, что у нас хорошие перспективы, хорошее будущее, и те решения, которые были приняты в рамках Союзного государства, безусловно, тоже подкрепляются соответствующими ассигнованиями союзного бюджета. Достаточно сказать, что стоимость принятых программ – 0,5 млрд американских долларов, вот этих программ и решений, которые мы сегодня приняли. Поэтому белорусская сторона признательна экспертам, которые тщательно подготовили вопросы Союзного государства и переговорные позиции. И, Дмитрий Анатольевич, большое спасибо Вам за конструктивный разговор и решение вопросов. Спасибо.
Д.А.Медведев: Спасибо.
Вопрос: Михаил Владимирович, в принципе, уже дал ответ на мой вопрос, но всё-таки хочется услышать мнение Дмитрия Анатольевича. Буквально на прошлой неделе Государственная Дума ратифицировала протокол соглашения о вступлении России в ВТО. Мы вас, конечно, с этим поздравляем, но хочется услышать всё же: в приоритете у России останется что? Соблюдение обязательств перед Всемирной торговой организацией или принципы Единого экономического пространства? И что будет дальше со строительством Таможенного союза? Спасибо.
Д.А.Медведев: Спасибо. Совет Федерации тоже ратифицировал соответствующее решение. В приоритете у Российской Федерации будет одно – национальные интересы Российской Федерации. Я думаю, для вас это вполне очевидно. Каждая страна, даже имея самые близкие, самые тесные, братские отношения с другой страной (в данном случае я говорю о Республике Беларусь), должна думать о своих национальных интересах. Что же касается дилеммы или выбора между ВТО и, например, Союзным государством или же Таможенным союзом, то здесь нет никакого противоречия и нет, строго говоря, никакой дилеммы. Мы при вступлении в ВТО таким образом сформулировали свои позиции, чтобы в результате нашего вступления были, во-первых, обеспечены наши экономические интересы и, во-вторых, в максимальной степени были защищены интересы наших ближайших партнёров, в том числе и прежде всего Республики Беларусь. Мы сегодня долго на эту тему говорили, это абсолютная правда, Михаил Владимирович только что об этом сказал. У нас есть такие возможности, которые позволят и в условиях членства в ВТО защищать наши рынки. При этом я исхожу из того, что в будущем и Республика Беларусь, и Казахстан, который сейчас уже практически находится на пути к вступлению ВТО, присоединятся к этой организации. Потому что - что такое ВТО? Если отбросить все политические «фантики», в которые иногда, кстати, играют, - это клуб, в котором соблюдаются определённые экономические правила. А мы все хотим создавать нормальную цивилизованную рыночную экономику, жить по правилам, с тем чтобы наши граждане получали высокие доходы, бизнес развивался, решались социальные задачи. Вот, собственно, только поэтому мы и вступаем в ВТО. Мы будем делать всё, что требуется для защиты, ещё раз подчёркиваю, суверенных экономических интересов Российской Федерации и обеспечения нормальных условий экономического сотрудничества с нашими ближайшими партнёрами по Союзному государству и по Таможенному союзу.
Вопрос: Вы сегодня много говорили об интеграционных процессах в экономике. Первый проект в атомной сфере уже есть, и Вы сказали, что должны за ним последовать следующие. Наверняка обсуждалось сегодня создание других совместных предприятий, например МАЗ-КамАЗ. Как в этом направлении идёт движение? Приняты ли какие-то принципиальные решения? Есть ли понимание, на каких условиях формировать это СП? Какие перспективы у СП «Уралкалий»-«Белкалий», например, и в аграрном машиностроении – у «Гомсельмаш»- «Ростсельмаш»? Может быть, Вы назовёте и другие, которые сегодня в первый раз на повестке оказались?
Д.А.Медведев: Вы немало назвали. И если всё это случится, то это уже абсолютно другой уровень интеграции. Михаил Владимирович, может, Вы сначала?
М.В.Мясникович: Да.
Д.А.Медведев: Пожалуйста.
М.В.Мясникович: В принципе эти вопросы действительно были предметом обсуждения. И я очень доволен, что мы нашли механизм, как двигаться дальше. В ближайшее время приезжает правительственная делегация во главе с министром промышленности Российской Федерации, где ту принципиальную договорённость, которая достигнута у Президента и на нашем уровне, мы постараемся реализовать, материализовать, то есть определены подходы, а детали уже будут отработаны. Таким образом, я полагаю, что это будет действительно реальная продвижка – уже от разговоров мы перейдём к конкретным делам.
Что ещё принципиально важно? Что это уже не просто некие объединительные процессы сверху, это создаются современные транснациональные корпорации, которые не торговать будут между собой, а производить продукцию, которая будет действительно уже в полном смысле товаром Таможенного союза. Вот в этом, мне кажется, золотое зерно интеграции, всех этих процессов.
Д.А.Медведев: Я буквально несколько слов добавлю, чтобы не выглядело так, что мы в общей форме за сотрудничество, а ничего конкретного больше не говорим. Хотя, конечно, в период переговоров не принято раскрывать карты (вы, надеюсь, нас понимаете), но, если обсуждать ситуацию вокруг создания совместного предприятия между КамАЗом и МАЗом, то, я считаю, это предприятие, его создание находится в продвинутой степени, позиции сторон во многом согласованы. Есть, конечно, вопросы, которые подлежат доуточнению, потому что в общем и целом здесь необходимо сочленить интересы нескольких государств и нескольких компаний: с одной стороны, это, естественно, белорусские интересы, с другой стороны – российские интересы и интересы КамАЗа, который, собственно, является российской компанией, но в которой принимает участие и немецкая компания Daimler, поэтому это достаточно сложный переговорный процесс, который, я надеюсь, в относительно короткой перспективе будет завершён.
Что касается проекта, связанного с «Белкалием». Это частный проект, в котором принимает участие одна из российских компаний, она ведёт свои переговоры с белорусской стороной, и, естественно, приоритеты здесь определяются, исходя из национальных приоритетов Белоруссии и исходя из коммерческих предпочтений и соображений российской стороны, российской компании. Насколько я понимаю, там тема состоит из двух элементов. С одной стороны, это совместная продажа и работа на рынке, что на самом деле важно для производителей калийных удобрений и в Беларуси, и в России, а с другой стороны, это возможное участие в приватизационных сделках, если на то будет решение белорусского государства и правительства. Это всецело в компетенции наших белорусских друзей, но, с другой стороны, я бы поступил нечестно, если бы не сказал: я считаю, что нашим белорусским друзьям давно пора принимать соответствующие решения. Всё равно от них никуда не отвертеться. Другое дело, что это, конечно, необходимо делать, сообразуясь с интересами белорусского государства и белорусского народа – это суверенное право каждого государства.
В том, что касается других проектов, мы тоже движемся. Обсуждали и некоторые вопросы сотрудничества в области сельхозмашиностроения. Где-то там есть реальные шансы договориться, где-то не совсем, но разговоры и, соответственно, переговоры будут продолжены.
Вопрос: Дмитрий Анатольевич, я хотела в продолжение темы, которую Вы уже затронули, о создании совместной калийной компании... Вчера Президент Белоруссии Александр Лукашенко сказал о том, что при реализации этого проекта необходимо обязательно соблюдать интересы белорусской калийной компании и сохранить её. Как Вы считаете, Дмитрий Анатольевич, возможна ли реализация этого проекта с соблюдением баланса интересов?
Д.А.Медведев: Я считаю абсолютно так же, как Президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко, потому что это белорусская компания и белорусам определять, как с ней поступить. И, конечно, компетенция в этой сфере находится всецело в руках белорусского, как я уже сказал, государства, Президента Беларуси и Правительства Республики Беларусь. Но при этом не следует забывать, что любая сделка может представлять интерес только в том случае, если она основана на реальных рыночных подходах. Невозможно продать что-то, если никто не желает это покупать. Поэтому при формулировании приватизационных условий, если до этого дойдёт дело (я просто не знаю, каковы окончательные планы Белорусского государства на сей счёт), мне кажется, нужно ориентироваться не только на значимость того или иного актива для Беларуси, что очень важно, но ориентироваться и на реальную рыночную конъюнктуру, на возможность продажи того или иного актива по рыночным ценам, на основе рыночных условий. Если эти два фактора совпадут, то такая сделка, мне кажется, может состояться.
Вопрос: Уважаемые главы правительств, сегодня неоднократно звучало, что существуют трудные, но решаемые проблемы, но мало говорили конкретно о том, какие это проблемы. И в связи с этим поконкретнее: является ли так называемый вопрос о растворителях, то есть о нефтепродуктах, которые наши эксперты считают российскими, а белорусы считают своими, – является ли эта проблема такой сложной?
М.В.Мясникович: Эта тема действительно была предметом обсуждения, и мы договорились о дальнейших шагах, для того чтобы была полная ясность как на сегодняшний день, так и на перспективу. Так что, я думаю, мы разделяем ту обеспокоенность, которая была проявлена российской стороной, и мы за то, чтобы действительно была выработана конструктивная, работоспособная схема.
Д.А.Медведев: Я могу лишь добавить, что мы договорились во всём разобраться досконально и после того, как разберёмся, принять необходимые решения, даже если они будут трудными. И в случае, если будет определено, что были нарушены какие-то правила, лица, которые их нарушали, должны понести ответственность, а экономические интересы должны быть восстановлены. Спасибо.