Главы правительств обсудили актуальные вопросы развития сотрудничества в рамках СНГ в торгово-экономической и научно-технической областях. Особое внимание было уделено реализации совместных проектов в агропромышленном секторе, включая животноводство, и укреплению общего научного пространства государств – участников СНГ.
Список глав делегаций государств – участников СНГ
Главы делегаций государств – участников СНГ:
Премьер-министр Азербайджанской Республики Али Идаят оглу Асадов;
Исполняющий обязанности вице-премьер-министра Республики Армения Мгер Гербертович Григорян;
Премьер-министр Республики Беларусь Роман Александрович Головченко;
Премьер-министр Республики Казахстан,председатель Совета глав правительств СНГ Алихан Асханович Смаилов;
Ретроспектива
Председатель Кабинета Министров - Руководитель Администрации Президента Акылбек Усенбекович Жапаров;
Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Владимирович Мишустин;
Премьер-министр Республики Таджикистан Кохир Расулзода;
Заместитель Председателя Кабинета министров Туркменистана Мухамметгулы Атамухаммедович Мухаммедов;
Премьер-министр Республики Узбекистан Абдулла Нигматович Арипов.
Выступление Михаила Мишустина:
Уважаемый Алихан Асханович (Смаилов), коллеги!
Прежде всего хочу поблагодарить Романа Александровича Головченко и наших белорусских коллег за плодотворный год и пожелать Алихану Асхановичу удачи, эффективных решений на посту председателя Совета глав правительств СНГ.
И ещё раз, пользуясь случаем, хочу сердечно поздравить всех участников заседания с 77-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. Этот священный праздник, память о подвиге ветеранов и тружеников тыла объединяет наши братские народы.
Хочу особо отметить, что Российская Федерация придаёт большое значение дальнейшему развитию Содружества Независимых Государств. Наше интеграционное объединение доказало свою эффективность в качестве оптимальной площадки для принятия совместных решений по укреплению торгово-экономического, научно-технического, социального и гуманитарного сотрудничества в интересах граждан наших стран.
Важно, что по итогам прошлого года, несмотря на сложную ситуацию в мировой экономике, укрепились торговые связи внутри СНГ. Товарооборот России со странами Содружества вырос более чем на 30% и составил 96 млрд долларов. Увеличился и объём внешней торговли стран Содружества – с другими государствами и региональными интеграционными объединениями.
Ярким примером нашего конструктивного взаимодействия стала совместная борьба с коронавирусом и его последствиями. Мы рассчитываем, что будем так же слаженно работать и по другим приоритетным направлениям.
Особую актуальность приобретает координация действий стран – участниц СНГ в нынешних условиях беспрецедентных санкций, введённых в отношении России и Белоруссии. Недружественные государства, развязавшие против нас настоящую экономическую войну, преследуют собственные конъюнктурные интересы. Их цель – ограничить наш национальный суверенитет, разрушить основы государства, любой ценой сохранить иллюзию доминирования Соединённых Штатов Америки и коллективного Запада в глобальной политике и экономике, получить для себя неконкурентные преимущества, ни при каких условиях не допустить установления системы справедливых и равноправных межгосударственных отношений. А главное – подчинить своей воле тех, кто не согласен с такими претензиями на гегемонию.
Недружественные страны не скрывают намерений парализовать внешнеторговые связи с Россией, нанести максимальный ущерб экономическому и социальному развитию. Но специфика глобальной экономики и торговли в том, что санкционные ограничения – с учётом наших ответных мер – бумерангом бьют по Западу.
С точки зрения международного права санкции полностью нелегитимны. Они нарушают торгово-инвестиционные связи, ведут к ухудшению деловой среды, ставят мир на грань масштабного экономического кризиса, чреватого серьёзными последствиями для всех государств.
Очевидно, что санкционное противостояние требует от нас провести определённую настройку векторов сотрудничества, сделать больший упор на внутренние силы, возможности и ресурсы, находить новые пути совместного развития, наращивать производство товаров и услуг, укреплять технологическую и продовольственную безопасность, обеспечивать рост уровня жизни наших граждан, стимулировать деловую активность бизнеса.
В качестве примера приведу положительный опыт взаимодействия в формате ЕАЭС. В марте Евразийская экономическая комиссия утвердила перечень мер по повышению устойчивости экономик стран – членов союза, включая обеспечение макроэкономической стабильности. Они успешно реализуются. Поскольку «пятёрка» ЕАЭС также входит и в СНГ, предлагаю использовать эту антикризисную программу для укрепления торгово-экономического взаимодействия в Содружестве.
В конце апреля состоялось заседание рабочей группы с участием представителей правительств, отраслевых органов СНГ и межгосударственного банка по мониторингу экономической ситуации. Подготовлены конкретные предложения о мерах реагирования на возникающие проблемы. Необходимо продолжить эту содержательную работу.
Россия в свою очередь на национальном уровне сконцентрировала усилия на задачах повышения устойчивости экономики. По поручению Президента Владимира Владимировича Путина Правительство принимает меры, чтобы обеспечить бесперебойную деятельность наших предприятий, помочь наиболее уязвимым отраслям, расширить свободу предпринимательства, поддержать наших граждан, в первую очередь – семьи с детьми.
Есть решения для насыщения рынка товарами, в том числе за счёт импортозамещения, а также создания зелёного коридора для поставок оборудования, сырья и комплектующих.
Предоставляются льготные кредиты инвесторам системообразующих предприятий. Для ряда компаний снижен налог на прибыль и страховые взносы. Увеличен лимит транзакций через систему быстрых платежей до 1 млн рублей.
Мы сохранили льготные ипотечные программы, продлили специальные инвестиционные контракты для предприятий, которые попали под санкции. Сняли антиковидные ограничения для чартерных рейсов, возобновили авиасообщение более чем с 50 странами.
Набор мер по укреплению экономики в период усиления санкционного давления рассчитан и на поддержку строительной индустрии, промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства.
Принимаемые нами решения помогают отраслям быстрее адаптироваться к новым условиям, перестроить логистические цепочки. Будем и в дальнейшем оперативно реагировать на изменения ситуации, усиливать наши объективные конкурентные преимущества. В центре внимания остаётся работа по дедолларизации, укреплению экономического и технологического суверенитета.
В период турбулентности считаем важным сделать всё, чтобы действия недружественных государств не отразились на экономическом сотрудничестве внутри СНГ.
Предлагаем объединить усилия в рамках Содружества и активнее использовать зарекомендовавшие себя многосторонние механизмы. Это касается Договора о зоне свободной торговли, взаимодействия в области транспортно-логистической инфраструктуры, а также расширения использования национальных валют во взаиморасчётах. Что особенно актуально, поскольку доллар и евро всё чаще используются в качестве инструмента политического давления и экономического шантажа.
Для дальнейшего стабильного роста требуется наладить взаимодействие в новых сферах. В их числе – инвестиции и услуги. Нужно завершить переговоры по проекту Соглашения о свободной торговле услугами и выходить на его подписание.
Мы выступаем за формирование новых мультимодальных транспортных коридоров – с опорой на большой транзитный потенциал Евразийского региона.
В области финансовых рынков видим в качестве приоритета подключение банков государств – участников СНГ к системе передачи финансовых сообщений Банка России. А также – организацию межсистемной стыковки платёжной системы «Мир» с национальными платёжными системами, обеспечение раскрытия инфраструктуры для приёма банковских карт.
Что касается отраслевого сотрудничества в Содружестве. Предстоит наладить новые кооперационные связи, для которых сейчас открываются дополнительные возможности.
Мировые экономические отношения переживают этап системной трансформации. Поэтому важно сосредоточиться одновременно и на решении оперативных задач, и на совместных действиях на стратегическую перспективу.
Мы предлагаем сконцентрировать наши усилия на создании благоприятных условий для ведения бизнеса на всём пространстве Содружества, улучшении делового и инвестиционного климата с учётом самых эффективных международных и национальных практик.
Уважаемые коллеги!
Запад пытается изолировать нас от мировой экономики. Но сделать это не удастся. Мы адаптируемся к новым реалиям и обеспечим поступательное развитие экономики. России не привыкать работать в санкционных условиях – они не помешают нам укреплять конструктивное взаимодействие с друзьями и партнёрами.
Мы дорожим доверительными, откровенными отношениями со странами Содружества, чётко исполняем договорённости, уважаем интересы друг друга. Уверен, что это хорошая основа для достижения новых масштабных целей – на благо наших государств и народов.