Тема брифинга: о результатах снижения административной нагрузки на бизнес и новых программах кредитования системообразующих предприятий.
Вопрос: Добрый день! Максим Геннадьевич, ранее были отменены проверки для бизнеса. Есть ли уже какие-то заметные результаты? И есть ли жалобы со стороны бизнеса?
М.Решетников: У нас одним из ключевых направлений было снижение административной нагрузки на бизнес, и здесь самая большая мера, которую все почувствовали, – это объявление моратория на проверки, причём и плановые, и внеплановые проверки, и для малого и среднего бизнеса, и для крупных и крупнейших компаний. И на сегодняшний момент мы контролируем эту ситуацию по числу проверок. У нас есть единая система в стране, куда каждая плановая и внеплановая проверка попадает. И по данным этой системы мы видим, что число проверок снизилось в шесть раз. Понятно, что не до нуля, почему – тоже понятно: потому что социальные, бюджетные учреждения, питание детей – всё это осталось под контролем, и там проверки осуществляются. Но это не касается бизнеса, это касается в первую очередь бюджетной сети.
Что касается бизнеса, мы действительно видим, что мораторий работает. Мы это видим не только по статистике, у нас есть ещё прямая линия, на которую поступают жалобы. За всё время действия этой нормы (уже почти два месяца) поступило 18 жалоб по всей стране. По 11 из них мы уже разобрались и решения приняли: отменены штрафы, отменены итоги проверок и так далее.
Вопрос: 18 жалоб – это много или мало?
М.Решетников: Это число говорит о том, что все нарушения носят единичный характер и связаны скорее с непониманием отдельными инспекторами, отдельными людьми и текущей ситуации, и тех установок, которые идут.
В целом мы видим, что системно все эти требования выполняются. Есть хороший пример птицефабрики в Республике Коми, которая производит большой объём мяса птицы, у них отменено более 100 проверок, в основном это плановые проверки по широкому перечню.
Наверное, важно также сказать, что отмена проверок не означает, что отменены все требования. Бизнес тоже при этом должен понимать, что это сигнал доверия к нему и требования надо соблюдать. Трудовое законодательство, противопожарные мероприятия, санэпидмероприятия – всё это надо соблюдать. Мы доверяем бизнесу и исходим из того, что бизнес, занимаясь перенастройкой производства, не будет пренебрегать требованиями безопасности. Это тоже важно понимать, и мы стараемся эту мысль до предпринимателей донести.
Поэтому в целом мы можем говорить о том, что мораторий работает. Более того, мы ещё учли тот опыт, который у нас был по итогам ковида. Тогда ряд контрольных органов и инспекторов на местах пытались это обойти, без проверок выписывая штрафы, административные предписания. Сейчас это на законодательном уровне запрещено, поэтому такая лазейка закрыта. В целом теперь можно говорить о том, что мораторий соблюдается. Плюс мы проводим дополнительные встречи с бизнесом. Я на этой неделе проводил встречу, обсуждали также и мораторий на проверки, и бизнес подтвердил, что это работает.
Обсуждали в целом снижение административной и регуляторной нагрузки на бизнес, в том числе те меры, которые мы приняли по изменению порядка допуска продукции на рынок, по изменению порядка импорта продукции, по обязательным требованиям. И по этим мерам также бизнес подтверждает, что действительно те решения, которые приняты, реально работают, позволяют перестраивать производства, позволяют быстрее выходить на рынок продукции. И как обычно, прозвучал ряд новых идей – мы их тоже взяли в работу.
Поэтому можно сказать, что этот комплекс мер по снижению административной нагрузки в общем и целом работает, но это не значит, что мы успокоились, мы продолжаем мониторить все эти меры. Плюс мы вместе с бизнесом на основе их предложений, предложений регионов смотрим, какие ещё дополнительные мероприятия здесь можно осуществить, с тем чтобы предприятия максимально могли сосредоточиться на решении своих производственных вопросов, на перестраивании выпуска продукции, на замене комплектующих, на импортозамещении. Поэтому в общем и целом да, это работает.
Вопрос: А как идёт поддержка системообразующих предприятий?
М.Решетников: Это наше второе направление, по которому мы работаем. То есть первая задача, скажем так, – не отвлекать предприятия проверками. А вторая задача – предоставить им дополнительные оборотные средства. И здесь одно из ключевых решений – реализация программы импортозамещения.
Мы изначально планировали на 2 трлн рублей предоставить кредитов системообразующим предприятиям (а у нас таких предприятий более 2400 по всей стране, мы существенно увеличили перечень таких предприятий). Так вот, такие предприятия могут получить кредит в банке по ставке не выше 11%. Изначально мы предполагали, что объём таких кредитов будет 2 трлн. Сейчас, по мере снижения ключевой ставки, этот портфель может быть расширен до 3 трлн.
На сегодняшний момент уже на 916 млрд рублей предприятия промышленности, торговли и АПК заключили соглашений. Выборка по ним составила более 300 млрд рублей, то есть активно уже получают деньги и мы практически наполовину эту программу от первоначального объёма уже реализовали. Понятно, что будем её дальше расширять, потому что спрос большой – 345 предприятий из очень разных отраслей: это и обрабатывающая промышленность, машиностроение в том числе, это торговля, пищевая промышленность, АПК получил эти кредиты, то есть мы видим, что программа развивается. Сейчас у нас на старте ещё пять программ поддержки предприятий энергетики, IT-сферы, стройки, ЖКХ. У нас по некоторым программам завершён уже отбор банков, и буквально со следующей недели, в частности, по энергетике уже появится возможность выдачи таких кредитов. Где-то сейчас отбор банков ещё идёт, на следующей неделе завершится. Везде по этим программам нормативная база принята, поэтому они сейчас – буквально несколько дней рабочих, неделя, чуть больше, может быть, – и будут запущены.
Вопрос: Ранее также был введён пакет мер поддержки инновационных МСП. Как идёт эта программа и какие уже есть результаты?
М.Решетников: Действительно, есть такая отдельная программа, которая направлена на поддержку высокотехнологичных компаний быстрорастущих. Там есть несколько критериев: у них объём выручки должен быть от 100 млн рублей, они должны расти темпом не менее 12% ежегодно последние три года, и у них должны быть именно инвестиции в исследования, в разработки, то есть они должны реально производить ту продукцию, которую сами разработали. Действительно, на сегодняшний момент эту программу реализует Корпорация МСП через МСП Банк, отдельные средства на поддержку выделены. И на прошлой неделе компания завершила отбор первых пяти заявок. Там компании, которые занимаются производством высокотехнологичного оборудования, которое используется в центрах обработки данных, в вычислительных системах. Например, из Москвы получила поддержку компания Подмосковья, которая занимается антикоррозийной защитой. Это такие сложные технологии, которые применяются. И одна компания, сколковский резидент, которая занимается искусственным интеллектом. И таких заявок на сегодняшний день поступило уже более 200.
Нам очень важно сейчас поддержать этот сегмент экономики, потому что в таких структурных сдвигах зачастую компании оптимизируют инвестиционные затраты, оптимизируют вложения в высокотехнологичное оборудование и так далее. И нам очень важно дать этим компаниям возможность сохранить производственный процесс, также переждать эту паузу, чтобы они дальше продолжали разрабатывать и производить. Поэтому мы настраиваем, включаем такие точечные инструменты, то есть это не массовый продукт, но в то же время важная для нас ниша технологических, технологичных растущих компаний. Заявки можно подать до конца года, мы будем смотреть и при необходимости дальше выделять средства на эту программу, если заявок будет много. Мы уже сейчас видим, что спрос большой.