Тема брифинга: о результатах мониторинга исполнения мероприятий плана поддержки экономики в условиях внешнего давления.
М.Решетников: Сегодня хотелось бы рассказать о тех мерах, которые Правительство Российской Федерации принимает для увеличения поставок импортной продукции в страну. Почему это настолько важно? У нас от импорта во многом зависит и потребительский рынок. Несмотря на то что объём внутреннего производства все эти годы рос, тем не менее мы привыкли ряд продуктов получать из других стран. Мы открытая и интегрированная в мировую экономику страна, и, конечно, цепочки добавленной стоимости включают производство каких-то ингредиентов за рубежом. Поэтому сейчас те транспортные ограничения, те блокады, санкции и так далее, которые введены, требуют от бизнеса серьёзной мобилизации, серьёзной перестройки цепочек создания добавленной стоимости, производственных цепочек, логистических. Речь идёт как об импортозамещении в прямом смысле этого слова, когда мы заменяем иностранные ингредиенты российскими аналогами, так и об импортозамещении в плане изменения страны поставки. Плюс зачастую идёт перенастройка логистических цепочек, то есть те же товары из европейских стран в силу транспортной блокады, которая реализуется, начинают попадать в страну через третьи страны.
Всё это требует большой системной работы, и такая системная работа с первых дней ведётся. Ведётся она по нескольким направлениям. Во-первых, в рамках нашего плана первоочередных мероприятий, который на сегодняшний момент включает 235 позиций. Из них 180 мер уже реализуются, то есть приняты законы, нормативные акты, развёрнуты программы и каждое десятое мероприятие так или иначе касается внешнеэкономической деятельности. Как правило, это импорт и логистика.
Были приняты очень серьёзные решения со стороны Федеральной таможенной службы. Теперь, например, быстрее предоставляются отсрочки по импортным пошлинам. Сейчас проблемы с обороткой у всех есть, поэтому можно обратиться, и предоставят отсрочку.
Мы ускорили выдачу подтверждения соответствия, выдачу деклараций о том, что продукт соответствует всем требованиям. Более того, серьёзно упростили порядок, и сейчас мы видим около 100–150 новых видов продукции в неделю, которые заходят на наш рынок. В половине случаев это Китай, но не только: в том числе новая продукция из европейских стран, из азиатских стран, из Турции, например, от наших ближайших партнёров заходит. Это тоже существенно упростило ситуацию: мы видим, что крупные партии одежды въехали. Причём как обстоит дело сейчас? Если раньше нужно было сначала ввезти образцы, всё протестировать и только потом завозить, или это всё будет лежать, пока не будет подтверждено соответствие, то сейчас ввозишь, прикладываешь сертификаты, в том числе других стран, что это проверено, и дальше всё это уже может идти в реализацию, а производитель все процедуры делает параллельно. То есть мы тоже ускоряем тем самым оборот.
Большая работа идёт по пунктам пропуска. Это сейчас наши проблемные зоны. Минтранс этим занимается постоянно. Создан постоянно действующий штаб, по каждому пункту пропуска составлен комплекс мер для расширения пропускной способности. На уровне Правительства этот план утверждён. 13 апреля Совет Федерации утвердил закон, который по инициативе Правительства оперативно рассмотрела Государственная Дума, и у нас появляется возможность, например, снять весовой контроль в пунктах пропуска. Это тоже ускорит оборот. Более того, российская таможня в рамках партнёрства с таможнями других стран пытается избежать двойного контроля. Часть контроля выносим на территории наших стран-партнёров, чтобы в одном месте всё проконтролировать, и уже, доверяя друг другу, возить продукцию.
То есть очень интенсивная и постоянная работа здесь идёт. И мы видим, что постепенно пошли поставки, образуются новые коридоры, бизнес активно в это включился. Мы сейчас, что называется, в активной стадии перезагрузки. И все эти меры поддерживаются и постоянно принимаются дополнительные, для того чтобы максимально этот процесс ускорить.
Вопрос: Кристина Саблина, портал «Объясняем.рф». Если, предположим, предприниматель взял кредит по программе «ФОТ 3.0» в прошлом году, может ли он рассчитывать на кредитные каникулы в этом году? И каким образом он может их получить?
М.Решетников: Программа «ФОТ 3.0» была у нас заключительной ковидной программой в рамках поддержки бизнеса в череде этих программ. И по поручению Президента в конце прошлого года мы дали возможность её продлить, чтобы ещё растянуть бизнесу срок возращения кредитов. Потому что у нас основным требованием этой программы является сохранение занятости, не менее 90% занятости должно сохраняться. И кредит под 3% выдавался, поэтому – «ФОТ 3.0», и эту ставку Правительство субсидировало. Рост ключевой ставки привёл к тому, что объём субсидии из федерального бюджета вырос, а бизнес по-прежнему как платил, так и платит 3%. Понятно, что это были отрасли, которые ощутили на себе влияние ковида, и надо прямо сказать, что какие-то последствия этого проявляются. Эта программа помогала эти последствия нивелировать.
Но сейчас, в текущих условиях бизнес обратился с предложением: дайте, пожалуйста, ещё отсрочку. Этот вопрос рассматривался у Председателя Правительства, у Президента, получил поддержку, и поэтому было принято решение выделить дополнительные деньги: 1 млрд рублей на этот год и порядка 4 млрд надо будет выделять ещё в следующем году. У бизнеса уже появилась возможность – уже 400 заявок в рамках первой недели поступило на 1,4 млрд рублей. Бизнес приходит, просит переоформить, и банк не вправе ему отказать, он должен предоставить кредитные каникулы: так же полгода без уплаты основного тела долга и без уплаты платежей, а дальше, через полгода, это всё возвращается на обычный график. Такая схема применена, поэтому пусть бизнес активно обращается в банки с этим требованием... Я подчеркну, что это право бизнеса и обязанность банков. Если какие-то вопросы будут возникать, всегда можно обратиться в Министерство экономического развития, можно всегда обратиться в региональные организации помощи малому и среднему бизнесу, в наши центры «Мой бизнес», которые в каждом регионе есть. Коллеги тоже отрабатывают эту ситуацию. Если есть какие-то системные вопросы с банками, мы будем решать. У нас порядка 40 тыс. кредитных договоров по всей стране. В то время как мы здесь принимаем программы, далеко не сразу это всё узнают в каждом отделении каждого банка, поэтому что-то придётся вручную вместе с банками отработать. Но у нас этот опыт есть, поэтому уверен, что мы добьёмся нормального исполнения этой программы.
Вопрос: Максим Геннадиевич, может ли рассчитывать на поддержку IT-компания, если является малым предприятием, основной ОКВЭД которого – торговля через интернет, и вторичный ОКВЭД – разработка софта, продажа его, соответственно, и консультирование по вопросам его использования.
М.Решетников: ОКВЭД в данном случае, вторичный или первичный, айтишный не является препятствием. Он просто должен быть. А главное – это попадание в реестр аккредитованных Минцифры организаций. Там есть определённые требования, что организация должна либо разрабатывать, либо внедрять, либо сопровождать отечественное программное обеспечение. Можно на сайте «Госуслуги» подать заявление, приложить все необходимые документы. Минцифры проверит информацию на соответствие требованиям и внесёт организацию в перечень.
На сегодняшний момент в перечень включено 22 тыс. организаций, что говорит о том, что этот процесс носит не штучный, не разовый какой-то характер, а действительно массовый характер. Поэтому включиться туда можно. Призываем компании обратиться и пройти все эти процедуры.