Тема брифинга: о результатах мониторинга реализации мер поддержки МСП в условиях санкций.
М.Решетников: Сегодня хотелось бы чуть подробнее поговорить о мерах поддержки малого и среднего бизнеса: что уже сделано и как это реализуется.
Первый большой блок вопросов – это мораторий на проверки, плановые и внеплановые, и для малого, и для среднего, и для крупного бизнеса. На сегодняшний день у нас уже приостановлено и отменено более 200 тыс. проверок. И мы видим еженедельную динамику проверок, у нас на прошлой неделе в целом по стране прошло 3 тыс. проверок. Много это или мало? Это в восемь раз меньше, чем за тот же период 2021 года. То есть этот мораторий действительно работает.
Что конкретно было отменено? Взять, например, крупную сеть ресторанов в Москве и Московской области: порядка 50 проверок было запланировано Роспотребнадзором – всё из графика проверок ушло. Крупная розничная сеть, которая на территории всей страны представлена, – более 360 проверок МЧС на объектах тоже были отменены. По производителям: один из производителей удобрений в Центральном регионе, у него было запланировано пять проверок – и Роспотребнадзор, и фитосанитарный надзор агрокультур – тоже всё отменили. Это всё реально работает, мы видим, что этот процесс идёт. Поэтому, если к кому-то кто-то ещё приходит или пытается прийти, надо спокойно обращаться в прокуратуру. Генпрокуратура очень жёстко все эти процессы контролирует.
Второй момент, который для нас крайне важен, это кредитование и пополнение оборотных средств малых и средних предприятий. Здесь, мы много говорили, четыре программы, все они запущены. На сегодняшний момент мы, например, видим, что по совместной программе Центрального банка и Корпорации МСП, которая направлена именно на инвестиционный процесс и на реализацию инвестиционных проектов малыми и средними компаниями, 1,5 тыс. договоров, почти 34 млрд рублей, – это то, что буквально за чуть больше двух недель (коллеги активно развернулись) поддержано.
Есть конкретные неплохие примеры. Производственные компании из регионов, которые поставляют машиностроительную продукцию, какие-то компоненты, действительно получили кредиты на оборотные средства. Это позволяет им сейчас поддержать инвестиционный процесс и дальше развиваться. Компания из Челябинской области, которая занимается текстилем, что-то шьёт, производит, продаёт, тоже взяла кредит. Часть ушла на оборотку, часть ушла на приобретение нового оборудования, потому что спрос вырос, все ищут замену импорту. То есть видим на конкретных примерах, что компании из регионов получают эти кредиты.
По программе 1764. Она у нас раскручивается, пока, может быть, не так быстро, как хотелось бы. Но первые кредиты выданы. Программа буквально несколько дней реально работает, потому что пока деньги до банков довели, пока банки ставили свои продукты и так далее.
Конечно, недостаточно активны банки. Мы это тоже понимаем. И если раньше в рамках антикризиса они быстро включались, то сейчас только шесть банков из ста, условно, включились. Это нас не устраивает. Понятно, что по этим программам они оценивают риски, смотрят, то есть пока соблюдают настороженность, и мы их пытаемся из этой кредитной спячки максимально быстро вывести.
Программа Центрального банка работает – там более 300 млрд рублей, уже примерно на 160 млрд переоформлено кредитов. Там не идут, к сожалению, новые, но реструктурируют старые кредиты, особенно по плавающим ставкам, под более низкую ставку. То есть программы развёрнуты, но темпы должны быть выше, поэтому мы вместе с предпринимательским сообществом, банками, организациями, Корпорацией МСП бьёмся над тем, чтобы максимально продвигать все эти проекты. А зонтичная гарантия Корпорации МСП неплохо идёт, потому что она направлена на то, чтобы взять на корпорацию, то есть, по сути, на государство, часть рисков по кредитованию малого и среднего бизнеса. Конечно, мы не с банков риски берём, мы берём риски кредитования конкретных предприятий на себя. Если раньше у нас на 4,5% был предел по портфелю – покрытие, то сейчас 10%, то есть в два раза мы объём риска, который на себя государство берёт, увеличили. Там 200 млрд рублей общий объём, кредитный портфель – сейчас раскручивается… Когда эти программы подойдут к своему потолку, мы будем думать, что делать дальше, будем смотреть варианты, увеличивать эти лимиты. Но сейчас очень важно, чтобы всё это раскрутилось, поэтому будем активно работать с регионами, проведём несколько мероприятий, всё это обсудим. Сейчас это всё запущено и крайне важна «поддержка с земли» и настройка работы с банками. Это было второе направление.
И третье направление. Мы содействуем выстраиванию цепочек «малый – средний бизнес», «средний бизнес – крупный бизнес», госзаказчиков между собой. Корпорацией МСП запущены два сервиса. Первый – это сервис надёжных поставщиков услуг. У корпорации исторически собрана большая база компаний МСП, которые занимаются производством, более 9 тыс. компаний, которые по 10–12 лет этим занимаются, то есть доверенные поставщики. И коллеги сделали сервис, который как раз позволит, с одной стороны, найти этого поставщика, поставщику найти заказчика, то есть эти цепочки сшить.
С другой стороны, они сделали агрегатор всех малых заказов наших крупных компаний – то, что идёт через торговые площадки, поэтому бизнесу проще найти и поучаствовать во всех этих госзаказах по 44-му ФЗ и 223-му ФЗ – то есть то, что и государственные заказчики делают, и крупные корпорации. Тоже для того, чтобы сшить все эти цепочки. Это изначально был элемент плановой работы, но в нынешних условиях он приобретает особую значимость. Раскручиваем программу, постоянно взаимодействуем с бизнесом, готовим новые, дополнительные инициативы, которые точно будут появляться.
Вопрос: Глеб Фёдоров, портал «Объясняем.рф».
IT-компании: какие из них и по каким критериям будут освобождены от проверок? И что делать IT-компании, если к ней всё-таки пришли?
М.Решетников: Действительно, в соответствии с указом Президента установлен жёсткий мораторий, запрет на плановые и внеплановые проверки для айтишников. Это касается IT-компаний, которые аккредитованы Минцифры – иными словами, входят в реестр компаний, которые делают российский софт. Всего это 22 тыс. компаний на сегодня. Это широкий перечень, не какой-нибудь набор избранных. Критерии в последнее время упрощены – проще стало попасть в этот перечень. И относительно них наложен запрет на проведение любых плановых и внеплановых проверок на три года.
В целом, если вдруг к айтишникам пришли с проверкой, можно всегда обратиться в Минцифры, в Минэкономразвития и, конечно, в Генпрокуратуру.
Вопрос: Компании, которые остаются в России, как могут переводить средства за реализованные в России товары, услуги за границу?
М.Решетников: Если иностранная компания здесь имеет дочернее общество, как в большинстве случаев, то эта дочерняя компания является резидентом Российской Федерации и подпадает под общее регулирование.
Общее регулирование следующее. На первом этапе было установлено, что по контрактам по импорту продукции или услуг – максимум 30-процентная предоплата. Но было достаточно много обращений, в первую очередь от компаний, которые связаны с транспортировкой, или от импортёров, которым надо отдельно заказать какие-то экспедиторские услуги, транспортные услуги и так далее. Речь идёт о том, что и компании стали в большем объёме требовать предоплату, и зачастую надо выдать водителям деньги на ГСМ, или это бункеровка топлива для морского транспорта и так далее. Все эти обращения были собраны, мы их проанализировали, направили в Центральный банк, обсудили с коллегами. Коллеги тоже провели работу, и 1 апреля вышло дополнительное решение, которое даёт возможность 100-процентной предоплаты по транспортным, логистическим услугам. По перестрахованию ограничения ослаблены.
А если иностранная компания представлена здесь представительством или филиалом, тогда уже надо смотреть, из какой она страны. Если компания из недружественной страны и перевод в недружественную страну, тогда это запрещено. Если компания из нейтральной страны и перевод в нейтральную страну, тогда можно. То есть здесь чёткая система регулирования, ограничения и запреты выстраиваются. Но в то же время мы постоянно вместе с Центральным банком, Министерством финансов всё это внимательно анализируем, с тем чтобы экономика могла нормально работать: чтобы импортёры могли ввозить продукцию, чтобы потребительские товары были, чтобы производственные товары были. Но в теме валютного контроля, валютных перемещений очень много нюансов, надо все эти нюансы отрабатывать вместе с бизнесом и вносить в нашу регуляторную базу, что сейчас и делается.