Тема брифинга – о мерах по поддержке занятости.
Из стенограммы:
Вопрос: Павлова Дарья, РИА Новости.
Антон Олегович, какова сейчас ситуация на рынке труда в России?
А.Котяков: На сегодняшний день мы видим наличие достаточно большого количества вакансий на портале «Работа России», которым оперируют центры занятости для трудоустройства наших граждан – это 1,6 миллиона человек.
При этом увеличивается число занятых в организациях, которые переходят в режим простоя. Это говорит о том, что на сегодняшний день работники получают заработную плату в зависимости от того, по каким причинам был организован простой на том или ином предприятии: получают либо две трети средней заработной платы, либо две трети тарифной ставки на предприятии. В основном это обусловлено изменением логистических цепочек поставок комплектующих, товаров, необходимых для производства, изменением в каких-то случаях технологических процессов на отдельных предприятиях. Такие изменения требуют времени для переоснащения, изменения формата работы, взаимосвязи между поставщиками, требуют времени на переобучение персонала в каких-то случаях.
Поэтому режим простоя в данном случае является в какой-то степени вынужденной мерой. Но предприятия, которые вводят такой режим, прикладывают все усилия для сохранения своих трудовых коллективов. Плюс ко всему сохраняют договорные отношения по арендным обязательствам, которые у них были сформированы. Эти предприятия после перенастройки своих логистических цепочек смогут продолжить деятельность.
Со своей стороны хотел бы отметить, что Минтруд вместе с Рострудом достаточно активно сейчас осуществляют контроль и внедряют систему мониторинга за соблюдением прав трудящихся на предприятиях. Мы усилили и ввели в круглосуточный режим работы телефонную линию 8-800 по линии Роструда, на которую граждане могут обратиться в том случае, если нарушаются их трудовые права. Мы организовали рабочие группы на уровне субъектов Российской Федерации, которые проводят мониторинг за деятельностью предприятий и чётко отслеживают ситуацию на предприятиях, которые переходят в иной режим организации трудовой деятельности, нежели стандартный. То есть это либо простой, либо уход сотрудников, как я уже говорил, в оплачиваемый отпуск либо в отпуск за свой счёт. Все эти предприятия на сегодняшний день находятся в поле зрения Министерства труда и субъектов Российской Федерации.
На текущий момент положение выглядит именно таким образом.
Вопрос: ТАСС, Софья Полякова. Вы сказали про горячие линии Роструда, а как ещё работники компаний, которые приостановили работу, могут защитить свои трудовые права?
А.Котяков: Помимо горячей линии Роструда, есть также возможность на сайте Роструда подать заявление в случае такого рода нарушений. Кроме всего прочего, есть консультационные центры, которые работают с 9 утра до 9 вечера в каждом субъекте Российской Федерации. И если у сотрудника возникает необходимость консультации либо есть подозрение на нарушение его трудовых прав, он имеет возможность обратиться по этим каналам связи в органы государственной власти, чтобы они помогли ему защитить его трудовые права.
Вопрос (ТАСС, Софья Полякова): Сегодня было объявлено, что государство поддержит компании, которые будут сохранять свои трудовые коллективы. О каких мерах поддержки идёт речь?
А.Котяков: Я бы, наверное, здесь меры поддержки разграничил в зависимости от той ситуации, с которой сталкивается компания. И для начала надо разобраться в причинах простоя в той или иной компании.
Причинами чаще всего, как я уже и говорил, являются изменение схем поставок комплектующих либо на данный момент проблема с пересечением границ того или иного сырья, которое необходимо для производства. В этом случае компания вынуждена либо отправить свой коллектив в простой, либо изменить свою технологическую цепочку. В тех проектах документов, которые сегодня были приняты на заседании Правительства, предусматриваются две дополнительные меры поддержки таких компаний. Это в первую очередь возможность оплачиваемой временной работы для тех сотрудников, которые будут находиться неполный рабочий день в этой организации. То есть в данном случае со стороны государства будет предоставлена субсидия такой организации на компенсацию затрат в рамках Фонда оплаты труда, исходя из одного минимального размера оплаты труда в месяц для этих сотрудников. Это в свою очередь позволит компаниям перенаправить своих сотрудников на другие задачи в своей организации либо позволит работникам этой организации, которые задействованы неполный рабочий день, трудиться в других организациях. Соответственно, государство со своей стороны поможет таким предприятиям организовать и предоставить сотрудникам более полную оплату рабочего времени.
Вторая мера, которая также направлена на поддержку именно таких организаций, – это субсидирование этим организациям процесса переобучения работников. То есть в данном случае, если есть необходимость изменения технологического процесса либо предприятие переходит на иные производственные и технологические процессы, связанные с изменением сырья, которое используется для производства, чаще всего работников необходимо подготовить к такого рода изменениям. И здесь мы предусматриваем субсидирование такому предприятию до 60 тыс. рублей на одного сотрудника для его переподготовки или переквалификации. Мы очень надеемся, что предприятия как раз в период формирования этих чётких цепочек, в период подготовки к новым реалиям смогут воспользоваться этой программой и подготовить свои кадры к новым технологическим процессам, к тем новациям, которые будут введены на том или ином производстве.
Вопрос: Антон Олегович, как государство поможет тем, кто уже потерял работу?
А.Котяков: Безусловно, в пакете, который мы на сегодняшний день сформировали, есть и меры поддержки граждан, которые уже потеряли работу. Это программы повышения квалификации и переобучения, которые организуют центры занятости. Хотел бы ещё отметить, что центры занятости уже сейчас переведены в режим проактивной работы. И даже граждане, которые ещё не получили статус безработного, не потеряли свою работу, а находятся под угрозой риска её потери, уже сейчас смогут воспользоваться всем комплексом услуг, которые предоставляют центры занятости. В том числе и переобучением, если гражданин понимает, что в перспективе ему необходимо будет сменить место работы и адаптировать свои навыки под новое место работы на ином предприятии.
Как я уже говорил, это в первую очередь повышение квалификации, подготовка граждан к новым технологическим процессам на иных предприятиях. То есть уже в процессе простоя или в процессе неполной занятости граждане могут воспользоваться такими программами. Либо, если гражданин уже потерял работу, в центре занятости его направят на подобного рода образовательные программы. А также в случае, если гражданин уже признан безработным, находится на учёте в центре занятости, есть возможность участия в оплачиваемых общественных работах. Это позволит гражданину, помимо пособия по безработице, которое ему будет выплачиваться в центре занятости, также получать дополнительный доход в виде одного минимального размера оплаты труда из расчёта в месяц на тех работах, на которые он будет направлен в центре занятости.
Необходимо отметить, что ситуация на рынке труда меняется постепенно. И меры поддержки, о которых я сегодня рассказывал, в принципе рассчитаны по своему охвату на более широкий круг наших граждан, которые смогут обратиться за поддержкой либо воспользоваться тем, что предлагает государство. На сегодняшний день в рамках принятых решений мы предусмотрели возможность охвата порядка 625 тысяч наших граждан различными мерами поддержки на общую сумму более 39 млрд рублей.
При этом в постановлениях, которые приняты уже сейчас, мы предусмотрели возможность расширения этих программ до охвата более 1 миллиона человек с соответствующим объёмом финансирования.