Обсуждалось участие «Ростелекома» в реализации программы «Цифровая экономика», в частности, вопросы развития портала государственных услуг, создания технологической платформы социального казначейства.
М.Мишустин: Уважаемый Михаил Эдуардович, компания «Ростелеком» активно участвует в формировании цифровой экономики страны, расширяет её технологическую инфраструктуру. И это неслучайно, поскольку одна из основных целей национального развития, которые поставил перед нами Президент, – это цифровая трансформация. Практически вся деятельность «Ростелекома» направлена именно на реализацию этой национальной цели – на цифровую трансформацию.
В этом году вы обновили портал государственных услуг: новая технологическая платформа сделала ещё более удобной возможность для наших граждан пользоваться услугами на этом портале.
Вы активно участвовали в создании всех условий для того, чтобы сделать удобными социальные выплаты. Это и выплаты на школьников, выплаты пенсионерам, осуществляемые по решению Президента. Также сегодня вы активно работаете над созданием технологической платформы социального казначейства.
Всё это очень важные направления развития экономики страны в целом.
Пожалуйста, расскажите, над чем вы работаете сейчас, какие планы у компании.
М.Осеевский: Да, Михаил Владимирович, Вы совершенно справедливо отметили, что портал государственных услуг за последний год превратился в основной канал взаимодействия граждан с государством. Такое поручение было и от Президента, и от Правительства. За последний год почти в 20 раз выросло количество людей, которые ежедневно посещают портал. Вчера был абсолютный рекорд – более 20 млн посещений.
Сегодня около 80% основных сервисов и услуг наши граждане могут получать дистанционно – и подавая заявку, и получая ответ. Я бы выделил здесь несколько значимых проектов.
В первую очередь в условиях пандемии это возможность записи к врачу, записи на вакцинацию. Более 40 миллионов человек получили у нас сертификаты о вакцинации.
Летом была проведена масштабная операция по выплате субсидий семьям с детьми. Более 16 миллионов человек подали такого рода заявки.
Совсем недавно прошла перепись населения, и 22 миллиона человек заполнили информацию на портале.
И конечно, нужно отметить проведение выборов в Государственную Думу, в другие государственные органы. Более 1 миллиона человек имели возможность проголосовать дистанционно с использованием технологий электронного правительства.
Мы ставим довольно серьёзные задачи на следующий год – завершить перевод всех значимых услуг, а их более 220, в электронный режим. Сегодня мы приблизились к цифре 80%, в следующем году завершим. И планируем перейти уже в проактивный режим взаимодействия с гражданами. Например, когда у человека заканчивается срок действия водительского удостоверения или общегражданского паспорта, в его личный кабинет будет приходить уведомление и даже уже предзаполненная форма.
Важной задачей является перевод всех социальных трансфертов в современный вид. И проект социального казначейства предполагает создание новой цифровой платформы, которая охватит все процедуры взаимодействия с Пенсионным фондом России, Фондом социального страхования. Такая работа уже ведётся, и уже в следующем году в первых четырёх регионах соответствующие пилотные проекты будут запущены. Они сделают взаимодействие граждан с этими органами быстрым, безбумажным и тоже проактивным. Например, граждане, у которых будет подходить срок выхода на пенсию, будут получать уведомление и сразу же расчёт о том, какая пенсия в соответствии с законодательством положена. Все остальные социальные трансферты, выплаты тоже будут понятны, и граждане предварительно смогут с ними ознакомиться.
Это масштабные, серьёзные проекты, но мы уверены, что с ними справимся.
М.Мишустин: Михаил Эдуардович. Хотел бы обратить Ваше внимание на три очень важных направления, в которых считал бы необходимым сосредоточить наши усилия.
Первое – это упрощение всех процедур с точки зрения восприятия пользователя. Большое количество пользователей – люди старшего поколения, не совсем привыкшие работать в современной экосистеме, в среде, где молодёжь чувствует себя очень хорошо, с использованием мобильных устройств, приложений, гаджетов. И конечно, портал государственных услуг в этом плане должен быть очень простым. Слово «простой» вовсе не означает отсутствие продуманности алгоритмизации всех процедур, которые необходимы, это означает в первую очередь понятный интерфейс для людей старшего поколения, когда они могли бы это делать просто и удобно.
И здесь очень важным является тестирование таких сервисов или таких технологических предложений на людях старшего поколения, чтобы их клиентский путь был понятен.
Очень рекомендую делать это на близких людях, на родных. Я как-то говорил, что, когда мы вводили определённое количество сложных технологических процедур для людей, я их тестировал, например, на своей маме.
И предлагаю Вам подумать над тем, чтобы, прежде чем вводить новшества или технологически новые сервисы, предназначенные в том числе для людей старшего поколения, спросить у них, то есть провести определённый социальный опрос.
Второе направление, о котором я хотел с Вами поговорить, это импортозамещение, которое, конечно, необходимо проводить при реализации цифровых платформ.
Сейчас многие употребляют эти слова – «цифровая платформа», но вы прекрасно в этом разбираетесь: именно «Ростелеком» – держатель серьёзной государственной цифровой платформы. И нужно, конечно, работая над этим, не забывать о том, что мы должны строить её исходя из возможностей наших производителей. Это и электроника, и программное обеспечение, и многие другие элементы, из которых складывается цифровая платформа. И параллельно с тем, что сейчас работает, – есть, наверное, и какие-то технологические составляющие, которые покупают у производителей других стран, – постоянно тестировать и думать о том, каким образом выстроить эту платформу на российских продуктах. Знаю, что вы этим занимаетесь, просил бы также уделять этому внимание.
И третье. Вы сейчас сказали о сложной, комплексной работе, когда вы, оказывая услуги, практически являетесь системным интегратором для других ведомств. Бесшовное взаимодействие с другими ведомствами очень важно. Мало принять заявку, даже обработать её или сделать простой интерфейс. Дальше идёт технология – через СМЭВ, через другие технологические программы – взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, с Пенсионным фондом, Фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования. Это очень важный элемент, чтобы взаимодействие это было налажено.
Здесь Правительство будет оказывать всяческое содействие. Я знаю, что активно и министр Шадаев занимается этими вопросами. Считал бы эти три аспекта очень важными.
М.Осеевский: Михаил Владимирович, согласен. Они действительно важны с точки зрения удобства пользователей (кстати, моя тёща очень продвинутый пользователь государственных услуг). И конечно, большая, серьёзная работа предстоит по импортозамещению в области микроэлектроники, аппаратной среды. Здесь есть определённые подвижки, но это большая стратегическая среднесрочная задача, которую мы для себя уже поставили.