Заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова провела совещание по вопросу развития киностудии «Ленфильм». Среди основных тем – расширение производственного и творческого ресурса студии, создание современной технологической базы и инфраструктуры, ребрендинг, а также развитие новых направлений деятельности.
Участниками мероприятия стали Министр культуры Ольга Любимова, кинорежиссёр, продюсер, председатель совета директоров акционерного общества «Киностудия “Ленфильм”» Фёдор Бондарчук, генеральный директор акционерного общества «Киностудия “Ленфильм”» Фёдор Щербаков, продюсер, директор кинокомпании «СТВ», председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов, вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский и другие.
«Экскурсия по студии ещё раз показала, насколько для всех нас это эмоциональное, важное место. И сегодняшняя встреча связана с обсуждением вопросов о том, как “Ленфильм” будет возрождаться, каким видим его будущее. Правительство и Министерство культуры ставят перед собой задачу возродить киностудию, возродить наше историческое прошлое», – сказала Татьяна Голикова.
Во вступительной речи она отметила, что сохранение базовых отечественных киностудий – «Мосфильм», «Ленфильм», «Союзмультфильм», Киностудия имени Горького, Свердловская киностудия – является стратегически важным для государства. По словам вице-премьера, у каждой киностудии своя стратегия развития, но в их основе – создание творческих центров с кинопроизводственным, музейным и образовательным направлениями.
«В сентябре “Ленфильм” принял свою стратегию развития до 2025 года. В её составе и инфраструктурная составляющая, и образовательная, и кинопроизводство, и музейно-выставочная деятельность. Но в центре внимания, конечно, поручение Президента России Владимира Владимировича Путина по выводу киностудии из того финансового состояния, которое было, и перспективы финансирования проектов, которые будет реализовывать “Ленфильм”», – подчеркнула Татьяна Голикова.
Ольга Любимова рассказала о процессе создания ключевого документа для развития киностудии: «Работа над стратегией велась с 2020 года при непосредственном участии Минкультуры России и всех заинтересованных сторон, в том числе профессионального сообщества. В июле 2021 года ведомством был согласован итоговый вариант документа, а в сентябре документ поддержан советом директоров».
Она также добавила, что студия должна вернуть себе статус центра дебютного кино. Уже при поддержке Минкультуры в сентябре запущен образовательный проект «Ленфильм-дебют».
«Мы не ждём в ближайшие два года каких-то блокбастеров, масштабных картин. Мы хотим, чтобы молодые ребята могли трудиться, развиваться, реализовываться на родной киностудии, чтобы она по-настоящему стала центром дебютного кино», – сказала Ольга Любимова.
Татьяна Голикова напомнила, что в Государственную Думу Российской Федерации внесён законопроект о 100-процентном финансировании дебютных картин.
«Очень надеемся, что новый состав Государственной Думы быстро примет законопроект и будет возможность поддерживать молодых кинематографистов вот таким образом, посредством субсидирования дебютного кино из федерального бюджета», – заявила Заместитель Председателя Правительства.
Ольга Любимова обратила внимание, что киностудия имеет высокий потенциал стать многофункциональным пространством, где можно проводить время, смотреть кино, слушать лекции и получать знания об отечественном и мировом кинематографе.
«Мы хотим реализовать проект под названием “Шестой павильон”. Это будет виртуальное пространство, что позволит создать первый и единственный кинотеатр “35 мм” в Санкт-Петербурге, который мы сделаем на “Ленфильме”, с целым рядом образовательных, выставочных и других инициатив», – сообщил Фёдор Щербаков.
Дополнительно он рассказал о текущем состоянии «Ленфильма».
«За этот год удалось решить ситуацию с долгами, практически обнулить их. И в этом году мы перезапускаем производство, что крайне важно для нас. На киностудии рассмотрено более 600 проектов, а семь проектов сегодня участвуют в конкурсах Министерства культуры», – сказал генеральный директор.
В планах – открыть киностудию жителям города и туристам, сформировав здесь большое культурное пространство. Для этого разрабатывается соответствующая концепция.
«Сейчас ведётся большая системная работа не просто по возрождению киностудии. Мы видим, как этот великий бренд преобразуется и становится действительно обновлённым символом города. Для нас это очень важно. Мы всячески поддерживаем эту работу и способствуем ей, – подтвердил Борис Пиотровский. – Мы всегда поддерживали киностудию и продолжаем это делать. Конечно, цифра небольшая, но рассчитываем, что она будет больше с 2022 года».
На совещании был затронут вопрос загрузки павильонов киностудии.
«С середины октября по январь загрузка павильонов составляет 100%. И это не просто сдача павильонов, но и обеспечение полного комплекса услуг: полноценно сдаётся реквизит, техническое оборудование. Кстати, одна из задач – создать центр реквизита. То, в каком состоянии сейчас хранится крупнейшая коллекция реквизита, нас не удовлетворяет», – заметил он.
По мнению Сергея Сельянова, ключевое значение в успехах киностудии будет играть инфраструктура.
«Необходимо, чтобы киностудия процветала, а не стояла как пустыня. При этом важно и восстановить Санкт-Петербург как место кинематографической силы. И в этом смысле среда и инфраструктура всегда определяют успешность или неуспешность кинематографического места», – отметил он.
В конце встречи были подведены итоги обсуждения.
«Начиная с 2022 года “Ленфильм” будет безубыточным предприятием, а значит, будет исполнено указание Президента России. Этому способствует стратегия, которую презентовал генеральный директор, – сказала Татьяна Голикова. – Сегодня пришли к мнению, что все доходы, которые будут получены от “золотой коллекции” “Ленфильма”, будут делиться в пропорции 50 на 50: половина – киностудии, половина – Госфильмофонду».
Участников совещания поблагодарил Фёдор Бондарчук.
«Последние годы были серьёзные финансовые проблемы. Но сейчас мы видим изменения: утверждена программа развития, “золотая коллекция” возвращается на студию, запущена площадка дебютов под руководством Наташи Дрозд, которую мы вместе с Сергеем Михайловичем Сельяновым поздравляем с последними успехами на международных фестивалях. Долгие годы мы шли к возрождению “Ленфильма”, и сегодня с уверенностью можно сказать, что многие проблемы закрыты», – подчеркнул он.
Кроме того, руководство студии провело экскурсию по территории «Ленфильма» и съёмочным павильонам. В ходе неё были осмотрены знаменитый четвёртый павильон, в котором располагался театр «Аквариум», где состоялся первый публичный кинопоказ в нашей стране, а также самый большой павильон – пятый, здание которого построено по лицензии Эйфеля. Сейчас в нём идёт застройка экспозиции «Пропавшие в кинохронике» от «Невского баталиста».