Вице-премьер выступил с докладом на сессии «Инфраструктурный прорыв. Мегапроекты территориального развития».
Открывая докладом работу сессии, Марат Хуснуллин завил, что пандемия внесла в жизнь серьёзные коррективы и поставила перед нами новый вызов. Перед Правительством стоит задача выработки новых подходов к развитию городов и малых населённых пунктов, к решению вопросов транспорта.
Говоря об инфраструктурном прорыве в России, вице-премьер выделил три основных блока задач, находящихся в активной работе. По его словам, к осени 2021 года будет окончательно сформулировано понятие опорной транспортной сети, основой которой станут развивающиеся приоритетные направления.
Это в первую очередь автомобильные дороги. Задача Правительства – увязать их в единую сеть, создав транспортные мегакоридоры «Запад – Восток» и «Север – Юг». Вице-премьер отметил, что строительная отрасль в 2020 году ввела больше дорог, чем годом ранее. По его словам, и в этом году дорожное строительство идёт с опережением графика, чему активно способствует режим штабной работы и финансирование проектов.
Вторым приоритетным направлением Марат Хуснуллин назвал развитие железнодорожной сети, в частности Байкало-Амурской магистрали как самого короткого пути с запада на восток. В настоящее время реализуется второй этап строительства и готовится к запуску третий. «Это мегапроект. По сути – это построить ещё один БАМ», – отметил Марат Хуснуллин, говоря о масштабах модернизации Восточного полигона.
Ещё одной точкой роста, по мнению Марата Хуснуллина, должно стать развитие системы городского транспорта в агломерациях. Ссылаясь на успешный опыт развития Московского транспортного узла, он напомнил о проектах МЦД и ЦКАД, которые не только разгрузили городские дороги, но и удобно связали микрорайоны и областные города. Для развития этой практики в России выбрано восемь городов-миллионников, в которых будет построена аналогичная железнодорожная инфраструктура.
Ещё одним направлением транспортного развития, которое находится в разработке, является большая и малая авиация.
Третьим блоком задач Марат Хуснуллин обозначил вопросы повышения мобильности в агломерациях.
«Задачи, которые стоят перед нами, – это ускоренно развивать агломерации, создать систему опорных пунктов – точек роста за пределами агломераций, а также не ухудшать состояние развития остальных населённых пунктов», – заявил вице-премьер. Для развития имеющихся агломераций Правительство ставит задачу по внедрению модели «мобильный город», при которой жители в течение 15 минут смогут добраться до необходимых инфраструктурных объектов, до работы и дома. «Непростая задача. Она требует пересмотра строительной политики, транспортной политики», – подчеркнул Марат Хуснуллин. Он отметил, что за последнее время в России на 19% сократилось число пользователей общественного транспорта, и выразил уверенность в необходимости тиражировать опыт Москвы в решении вопросов транспортного обеспечения.
Базой для развития агломераций, по мнению вице-премьера, является обновление жилого фонда, создание инфраструктуры и обеспечение рабочих мест. Одним из инструментов для реализации этих задач, по его словам, является инфраструктурное меню, в котором собраны все варианты дополнительного финансирования (преимущественно на возвратной основе) государственных программ по развитию инфраструктуры. Это набор новых финансовых инструментов, которыми могут воспользоваться регионы. Таким образом, по словам вице-премьера, порядка 2 трлн рублей будет привлечено в отрасль, помимо основного финансирования программ. Вице-премьер акцентировал внимание на том, что важным источником финансирования строительной отрасли остаётся привлечение внебюджетных источников финансирования. «На каждый бюджетный рубль должен привлекаться один внебюджетный», – сказал он.
Завершая доклад, Марат Хуснуллин подчеркнул, что Правительство работает над уменьшением инвестиционно-строительных издержек для повышения инвестиционной привлекательности отрасли.
«Сегодня перед нами стоит задача уменьшить сроки инвестиционно-строительного цикла на 30%. С учётом подписанных Президентом федеральных законов, подготовленных и принятых в весеннюю сессию работы Государственной Думы, законодательная база позволит это выполнить», – сказал Марат Хуснуллин.