Темы брифинга: о поддержке региональных бюджетов и климатических проектах.
Вопрос: Максим Геннадьевич, на этой неделе Правительство одобрило проект постановления, которое закрепляет за Минэкономразвития новые полномочия. Теперь министерство будет оценивать, как проекты нормативных актов, которые в Правительство вносят федеральные министерства и ведомства, могут повлиять на состояние региональных бюджетов. Расскажите, как будет работать этот механизм и для чего он нужен.
М.Решетников: Рост экономики в регионах невозможен без обеспечения долгосрочной устойчивости региональных бюджетов. Если мы посмотрим на ситуацию прошлого года, то у нас доходы консолидированных бюджетов регионов выросли почти на 10%, но в основном это рост за счёт увеличения перечислений из федерального центра. Собственные доходы регионов сократились на 1,8%, и хотя в этом году ситуация иная – мы видим опережающий рост доходов регионов, у нас налог на прибыль и НДФЛ плюс 20%, – в то же время расходы регионов естественным образом высоки. Это и повышенные расходы на здравоохранение, на социалку, и продолжение инвестиционных планов, которые в регионах были, потому что без этого развития не обеспечить.
И с этой точки зрения очень важно, чтобы был механизм, который бы предотвращал необоснованное увеличение расходов субъектов. Дело в том, что очень часто причиной такого рода роста расходов являются решения, которые принимаются на федеральном уровне различными ведомствами. То есть решения принимают, на регионы какие-то обязанности возлагают, а в то же время вопрос с финансами, источниками финансирования не решается.
Поэтому было такое поручение Президента – разработать систему, которая бы предотвращала принятие такого рода решений на всех уровнях – и на уровне приказов, и на уровне нормативных актов. Как раз для этого и принято постановление, которое вводит механизм оценки регулирующего воздействия на региональные и муниципальные бюджеты всех решений, которые принимаются.
Как будет действовать система? В принципе аналогичный механизм уже существует, он касается оценки воздействия принимаемых решений на бизнес, на издержки бизнеса. И по аналогии запускается система для региональных и местных бюджетов. Теперь ведомство будет готовить проект документа и размещать его на публичном портале, регионы, муниципалитеты, рабочие группы Госсовета будут это всё анализировать и представлять свою позицию, и на основе всех этих позиций Министерство экономики будет готовить сводное заключение. Если это заключение отрицательное, то разногласия будут выноситься на Правительственную комиссию по региональному развитию, и уже только с её одобрения постановление или приказ могут дальше двигаться.
Ещё раз подчеркну, что принятие этого решения и внедрение такой системы призвано обеспечить именно долгосрочную устойчивость бюджетов регионов, с тем чтобы поддерживать текущую сбалансированность. И очень важный момент, сейчас разворачивается вопрос с бюджетными инфраструктурными кредитами. Очень важно, чтобы средства, которые от этих бюджетных инфраструктурных кредитов регионы получат, не пошли на финансирование каких-то переданных или даже, может, сброшенных на регионы задач, полномочий, не обеспеченных деньгами. Это системное решение, которого регионы давно ждали и которое, мы рассчитываем, будет эффективным.
Сразу скажу, что оно заработает у нас с 1 января 2022 года.
Вопрос: Анастасия Бойко, ТАСС. Недавно Госдума и Совет Федерации приняли закон об ограничении выбросов парниковых газов. Какие дальнейшие шаги в этой сфере планируется предпринимать?
М.Решетников: Законопроект является одним из элементов реализации стратегии низкоуглеродного развития, которая реализуется в нашей стране по поручению Президента. Этот закон (пока законопроект) является одним из основных, фундаментальных законов, который вообще формирует систему управления выбросами парниковых газов, CO2 в нашей экономике. Вводится понятие углеродного следа продукции. Вводится обязательная углеродная отчётность для предприятий – вначале для крупных предприятий, которые много выбрасывают CO2 (не только CO2, не только парниковые газы, но и другие газы, которые обладают парниковым эффектом). Вводится понятие климатических проектов, реализация которых направлена либо на сокращение выбросов CO2, либо на увеличение поглощающей способности наших лесов, экосистем и так далее.
Формируется инфраструктура для старта работы российского рынка углеродных единиц. То есть это очень важный шаг. При этом это шаг не единственный, таких шагов несколько. Сейчас, буквально на днях, будет внесён по поручению Правительства уже согласованный всеми ведомствами закон о реализации региональных экспериментов.
Дело в том, что если базовый закон предполагает мягкое регулирование, основан, кроме отчётности, на добровольности и даёт возможности для бизнеса реализовывать такие проекты (у экспортёров есть спрос на климатические проекты, на углеродные единицы и так далее), то второй закон – о региональных экспериментах – подразумевает уже обязательность в рамках отдельных регионов. Вводится это по желанию региона. Регион принимает стратегию по достижению углеродной нейтральности, в законе обозначается год, к которому эта углеродная нейтральность должна быть в регионе достигнута, и, соответственно, вводится система квотирования выбросов, а также оборот этих выбросов – СО2, устанавливается, по сути, цена на углерод, на парниковые газы, и за счёт этого реализуется более жёсткая схема.
На сегодняшний момент у нас есть один регион, который готов на это пойти, – Сахалинская область. И ещё несколько регионов всерьёз это обсуждают и решают, когда они могут как задачу обозначить углеродную нейтральность и тоже присоединиться к этому законопроекту. Мы рассчитываем, что законопроект летом будет рассмотрен Правительством и внесён на рассмотрение Государственной Думы.
Эти два трека задают общую систему регулирования выбросов СО2 в нашей стране, но в то же время это часть большой работы. Параллельно с этим мы формируем инструменты для минимизации ущерба от изменений климата. Чем севернее широта, тем больше эти изменения ощущаются. Например, в долгосрочном плане сейчас потепление климата в России идёт в 2,5 раза быстрее, чем в среднем по планете, потому что мы в северных широтах находимся.
В рамках поручений Президента должны быть в этом году разработаны 10 отраслевых планов адаптации. Утверждена методика подготовки этих планов. Сейчас ведомства активно эти планы готовят. Мы рассчитываем в III квартале приступить к обсуждению этих планов. Это касается и сельского хозяйства, и строительства, и транспортной системы и так далее – широкий перечень моментов.
Второе. Мы понимаем прекрасно, что эти климатические изменения и мировая система климатического регулирования – а то, что мы делаем, идёт в развитие Парижского соглашения, – создают ещё и дополнительные технологические возможности. Многие эксперты говорят о том, что по большому счёту климатическая повестка, повестка борьбы с выбросами, развития поглощений вообще создаст новую технологическую волну. В чём она проявляется? Она проявляется в теме электротранспорта, в теме водородной энергетики, использования водорода в более широком смысле, в переосмыслении подхода, возможно, и к атомной энергетике. И много других моментов. Поэтому у нас сейчас стратегия по водороду Правительством уже принята и активно реализуется. В Правительство мы вместе с Минпромторгом внесли предложение по концепции развития электротранспорта с необходимым набором решений, мер, которые надо принять.
На рассмотрении в Правительстве находится система ESG-финансирования – немного другая тема, она скорее относится ко всем целям устойчивого развития, не только по климату, тем не менее тоже серьёзно затрагивает тему климата. Поэтому весь этот блок вопросов на сегодняшний момент находится в фокусе повестки Правительства. В Правительстве активно идут встречи, согласования всех позиций по этим вопросам. И конечно, здесь очень важна международная повестка. Потому что все эти решения так или иначе должны быть взаимно признаны и признаваемы странами. А для этого нужна международная основа.
И поэтому мы, как и другие страны, активно готовимся к конференции в Глазго в ноябре этого года как раз по реализации 6-й статьи Парижского соглашения, которая устанавливает уже конкретные механизмы реализации всех климатических проектов, взаимного признания углеродных единиц. Как их вообще считать, какие проекты брать в зачёт, какие не брать в зачёт, атом является низкоуглеродным или нет и так далее – там достаточно много вопросов. И мы, и многие наши ведомства сейчас активно в этой международной переговорной повестке участвуем.