Вопрос: Максим Геннадьевич, вчера на отраслевом форуме подводили промежуточные итоги реализации нацпроекта «Производительность труда». Каковы результаты?
М.Решетников: Действительно, вчера состоялся большой форум. Обсуждали итоги реализации национального проекта «Производительность труда» в 2020 году и как он идёт уже в этом году.
Несмотря на сложное время, несмотря на ковид, на форуме отфиксировали, что национальный проект не потерял темпов. В прошлом году дополнительно тысяча предприятий вошли в национальный проект. Общее число предприятий, которые сейчас работают с региональными центрами компетенций, с Федеральным центром компетенций, самостоятельно реализуют мероприятия по росту производительности труда, достигло 2600. Большие коллективы в это вовлечены. Обучено несколько десятков тысяч работников, руководители предприятий, менеджмент.
В процессе поездок по регионам мы посещаем эти предприятия, смотрим, как идут процессы, как идёт внедрение этих новаций. Сейчас уже можно фиксировать, что проект идёт успешно, что предприятия преобразуются, идёт рост производительности труда. У нас данные идут с некоторым запозданием по этому проекту, но по 2019 году – плюс 5,2% рост производительности труда на этих предприятиях. И это очень важно, потому что помимо инвестиций, помимо новых производств очень важно, чтобы и эффективность, и выработка, и объёмы производства, и заработная плата росли на действующих предприятиях. Как раз эту задачу решает национальный проект.
О востребованности данного проекта говорит одна цифра: у нас на сегодняшний момент более 2 тыс. заявок на участие в этом проекте.
При этом задача этого года – сохранить набранные темпы. И добавляются новые направления работы. В первую очередь это внедрение цифровых сервисов, цифровой экосистемы. Это привлечение специалистов WorldSkills, старт движению рационализаторов – то есть ещё одно движение на предприятиях.
Теперь в проект могут вступить крупные организации. Был порог – до 30 млрд рублей. Но крупные корпорации проявляли интерес и попросили их тоже включить в проект, с тем чтобы и для них наработки были доступны.
Важный момент: с этого года мы активно вовлекаем государственные корпорации, сформировали отраслевые центры компетенций. Не только «Росатом», который традиционно является лидером в этой сфере. «РЖД» очень активно участвует, «Ростех» и другие крупные корпорации. Это тоже очень важно, потому что не только сами корпорации, но и все их дочерние общества, подрядчики, субподрядчики – целый куст предприятий, который за ними стоит, они тоже вовлекаются в проект.
Из таких новаций, которые в этом году договорились сделать, поскольку очень много в реализации национального проекта зависит от регионов, –рейтинг регионов по эффективности реализации национального проекта. И уже с учётом итогов этого рейтинга определять, где форум будет проводиться. То есть он будет теперь из года в год проводиться в новом регионе как некий механизм поощрения.
В целом такая работа идёт по всем национальным проектам. Они реализуются, постоянно идёт мониторинг. Проект «Производительность труда» по деньгам самый маленький, но с точки зрения значимости и тех вопросов, которые он затрагивает, он, конечно, очень и очень серьёзный.
Л.Маврина (газета «Ведомости»): Максим Геннадьевич, скажите, пожалуйста, когда и в каком формате возобновится приём заявок от компаний для участия в СЗПК?
М.Решетников: СЗПК – важная тема. Буквально на днях Государственная Дума в третьем чтении приняла поправки к законопроекту, который реализует несколько новаций: во-первых, существенно расширяется доступ к этому механизму, изменены параметры по ряду направлений. Снижена минимальная планка инвестиций, в частности, по проектам в сфере транспортной инфраструктуры – строительство аэропортов, транспортно-логистических комплексов – с 5 млрд до 1,5 млрд. По туризму, что тоже является сейчас крайне важным, планка снижена с 5 млрд до 500 млн. По проектам комплексного развития территорий тоже планка существенно понижена. И соответственно, региональные проекты, регионы получат более широкий доступ и возможности заключать такие проекты.
Второй момент. Большой спрос на соглашения в области сельского хозяйства, образования, здравоохранения. Поэтому там продлён срок действия стабилизационной оговорки с 6 до 10 лет. Как правило, проекты в этих сферах с более длинным сроком окупаемости, это тоже было учтено.
В законопроекте есть ещё одна большая новация: теперь под будущие налоги, которые будут возвращены в проект в связи с финансированием инфраструктуры, инвесторы тоже могут выпускать ценные бумаги, то есть, по сути, получать заёмное финансирование сейчас, которое в дальнейшем будет покрываться от налогов, которые проект сгенерирует. То есть такая новация на вырост. И одной из норм является возобновление подписания проектов на бумаге. Такая возможность существовала до 1 апреля. Было подписано 36 проектов общим объёмом 1,3 трлн рублей. И на сегодняшний момент у нас заявлено ещё 76 проектов с объёмом финансирования 1,6 трлн рублей, поэтому нам крайне важно этот процесс возобновить. Мы сейчас разрабатываем постоянный порядок, основательный. Стоит задача, чтобы в августе мы возобновили подписание проектов. И заявки, которые есть, максимально быстро удовлетворили.
Мы со всеми инвесторами на связи, объясняем, что это всё не является препятствием для старта реализации проекта, для движения вперёд. Понимание есть. И, конечно, мы рассчитываем, что это один из важных инструментов реализации задачи, которую Президент поставил и в послании, и на питерском форуме: регионы должны максимально активно двигаться в привлечении инвестиций.
Вопрос: Дмитрий Мешков, «Интерфакс». 1 июля заканчивается действие программы «ФОТ 3.0». С учётом некоторых ограничений уже введённых и возможных будущих для малого бизнеса будет ли новая программа? Скажем, «ФОТ 3,5»?
М.Решетников: Мы на этой неделе заканчиваем все финансовые транзакции по программе «ФОТ 2.0». Вы знаете, что предпринимателям 1 апреля банками были списаны кредиты. Часть предпринимателей ещё что-то доуточняла, были вопросы, что-то продлялось до 15 апреля, что-то до 1 мая. Но на сегодняшний момент мы с банками закончили все выверки – 417 млрд рублей кредитов, которые они списали предприятиям, закрыли банкам из федерального бюджета. 37 из 38 банков полностью закрыли. У нас остался один банк, там ещё итоговые сверки делаем на 12 млрд рублей, но рассчитываем, что уже на этой неделе всё закончим и буквально в ближайшие дни, может, в понедельник, точки поставим окончательно.
Можно сейчас уже сказать, что программа действительно сработала. Это точно самая крупная программа по поддержке малого бизнеса, которую мы реализовали когда-либо, и самая эффективная.
Мы рассчитывали поддержать 5,3 млн рабочих мест. На выходе из программы в компаниях, которые получили кредиты, работало 5,74 миллиона человек. Соответственно, они нарастили занятость на 400 с чем-то тысяч – 405 тысяч трудоустроенных было. Из них 343 тысячи пришлось на микро- и малые предприятия. То есть это не то что где-то там в отдельных точках случилось так, что прирост произошёл, – а это именно на небольших предприятиях, такой достаточно фронтальный прирост. Мне кажется, это крайне важно, 227 тыс. договоров было заключено.
Теперь что касается программы «ФОТ 3.0». На сегодняшний момент заключено 15 тыс. соглашений на 48 млрд рублей. При этом, конечно, возможности предполагались бóльшие. Программа (мы помним, она разрабатывалась в январе – начале февраля) была разработана как некий переход от сложной ковидной реальности к восстановлению экономики. И то, что она менее востребована, как раз свидетельствует о том, что экономика восстанавливается. У нас на сегодняшний момент (мы взяли данные оборотов контрольно-кассовой техники: первые недели июня взяли и сравнили с первой неделей апреля, потому что май не очень сопоставим был), так вот у нас плюс 10% оборота ККТ. В то же время параллельно с этим идёт Программа 1764. Это наша основная программа. По ней с начала года почти 670 млрд рублей льготных кредитов выдано бизнесу. То есть тоже она очень востребована, идёт с опережением всех графиков. Но мы понимаем, что по-прежнему остаёмся заложниками санэпидситуации. Мы мониторим. Принятие каких-то дополнительных мер в текущий момент с учётом действующей системы ограничений не требуется, но мы ситуацию наблюдаем. В общем, как и все, наверное, понимаем, что ситуация непростая. Поэтому внимательно будем следить и при необходимости выходить с предложениями.
Важно и то, что мы сейчас сфокусировались на системных вопросах. Я о Программе 1764 уже сказал, но надо отметить ещё один системный вопрос. Как вы знаете, соцвзносы свыше МРОТ для субъектов МСП облагаются по более низкой ставке. Но мне кажется, важен ещё один момент. Государственная Дума в среду приняла поправки в Налоговый кодекс, которые реализуют ту идею, то поручение, которое Президент озвучил на Питерском форуме. А именно этим законом (сейчас этот законопроект поступит ещё в Совет Федерации и на подпись Президенту) освобождаются от НДС предприятия общепита с выручкой до 2 млрд рублей в том случае, если у них не менее 70% оборота приходится на общепит. И для них снижаются страховые взносы, если численность персонала не превышает полутора тысяч человек. И очень важно, что в результате проработки всех нюансов, взаимодействия с бизнесом, с Министерством финансов, в Государственной Думе – очень важно, что решение по НДС будет распространяться также и на тех, кто торгует алкогольной продукцией.
Вы помните, что в доковидные времена те, кто торгует алкоголем, были отрезаны от всех мер государственной поддержки. Но, мы понимаем, для большинства предприятий общепита это нормально – иметь лицензию на торговлю алкогольной продукцией. Поэтому мы в ходе антикризисных мероприятий такую возможность дали. И многие кафе, рестораны, бары получили поддержку, в том числе те, которые в гостиницах расположены. И теперь мы эту практику закрепили. Доступ к этой льготе тоже для них возможен.
И кстати, по новациям несколько моментов. Они, может быть, не все носят такой глобальный характер, как эта новация, но они очень важны и они поднимались бизнесом. Государственная Дума правками в Налоговый кодекс предоставила возможность зачесть средства, которые были уплачены за продление лицензий в 2020–2021 годах. Мы неоднократно продляли действие лицензий. Но часть бизнеса уже заплатила за продлённые лицензии, и у них встал вопрос: не сгорят ли наши деньги, не простит ли нам бюджет это долг? Бюджет – я имею в виду в кавычках. В результате все деньги, которые были заплачены, переносятся, они не сгорают. У бизнеса будет возможность ими воспользоваться.
Следующий момент. Закрыли вопрос освобождения от налогов по тем мерам поддержки, которые были оказаны в рамках проекта поддержки МСП. Там был вопрос, когда компании – субъекты МСП получали услуги консалтинга, развития экспорта, имущественной поддержки и так далее. И был риск недопонимания с налоговыми органами, что будут доначислены налоги. Этот вопрос тоже однозначно отрегулировали в пользу предпринимателей.
И расширили механизм инвестиционного налогового вычета. Расширили перечень инвестиций, которые под это подпадают. Добавили туда строительство или приобретение производственной недвижимости, корпусов, то есть зданий, сооружений достаточно дорогостоящих.
Напомню, что факт применения или неприменения налогового вычета, возможности применения, целиком и полностью зависит от регионов. Регионы принимают решение, вводить или не вводить.
Коллеги, наверное, основные моменты – всё. Ещё один шаг достаточно большой сделан по поддержке малого бизнеса. Но, абсолютно с вами согласен, конечно, ситуацию надо дальше мониторить. Равно как и продолжать реализацию и национального проекта, и поручений и инициатив, которые озвучены Президентом.