Заседание прошло в формате видеоконференции.
В ходе состоявшегося заседания был рассмотрен законопроект №1114509-7 «О внесении изменений в Закон “О занятости населения в Российской Федерации”». Проект внесён в Госдуму председателями палат Федерального Собрания Валентиной Матвиенко и Вячеславом Володиным, а также другими сенаторами и депутатами. Законопроект направлен на повышение эффективности содействия занятости населения и развитие рынка труда. Средства на реализацию законодательной инициативы предусмотрены в рамках нацпроекта «Демография».
Предпосылками к формированию данного проекта стали развитие системы межведомственного электронного взаимодействия и коммуникационных технологий, а также необходимость снятия межрегиональных барьеров при трудоустройстве и подборе персонала. Кроме того, проект нацелен на решение задачи комплексной модернизации государственной службы занятости.
Изменения предлагаются по нескольким направлениям. Во-первых, развитие электронной формы предоставления услуг на цифровых платформах «Работа в России» и ЕПГУ. Устанавливается расширение банка общедоступных вакансий, закрепление обязанности центров занятости осуществлять регистрацию граждан в ЕСИА для подачи заявления в цифровом виде при отсутствии у гражданина подтверждённой учётной записи и разделение потоков граждан, обратившихся за содействием, в зависимости от их мотивации к трудоустройству. Во-вторых, выстраивание единой технологии работы органов службы занятости на всей территории страны в рамках единых стандартов качества предоставления услуг. В-третьих, систематизация отношений центров занятости населения и заявителей. Так, предусматривается ответственность граждан в случае получения пособия по безработице обманным путём, конкретизация периода выплаты пособия по безработице и стипендий для отдельных категорий безработных граждан, оказание финансовой помощи при постановке на учёт физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Законопроект рассмотрен членами РТК и поддержан сторонами с учётом высказанных замечаний. Предложено представить проект закона в редакции, подготовленной ко второму чтению для рассмотрения на РТК.
Кроме того, на заседании комиссии были рассмотрены проекты постановлений Правительства России «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 года №858» и «О предельных значениях среднесписочной численности работников и величины дохода некоммерческих организаций в целях распространения на них установленных главой 48.1 Трудового кодекса Российской Федерации особенностей регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».
В связи с тем, что типовая форма трудового договора утверждена постановлением Правительства №858 «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем – субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям», в него предлагается внести изменения и распространить действие указанного постановления на некоммерческие организации, которым часто необходимо привлекать сотрудников для реализации ограниченных по времени проектов. Такие проекты реализуются в том числе в рамках президентских грантов, предоставляемых на развитие гражданского общества. Правовое закрепление за НКО возможности заключения срочного трудового договора обеспечит гибкость в привлечении сотрудников и не повлечёт каких-либо негативных последствий на рынке труда. В целом возможность заключать срочные трудовые договоры для НКО предусмотрена статьёй 59 Трудового кодекса – по аналогии с работодателями – субъектами малого предпринимательства (имеющими объём дохода за предшествующий календарный год до 800 млн рублей).
Второй из вышеназванных проектов постановлений Правительства устанавливает среднесписочную численность и предельное значение дохода за предшествующий год для НКО, отвечающих установленным в отношении микропредприятий критериям в виде максимальных значений среднесписочной численности работников (15 человек) и объёма дохода за предшествующий календарный год (120 млн рублей) и на которые распространяются нормы, предусмотренные главой 48.1 Трудового кодекса в части регулирования трудовых отношений с работодателем – субъектом малого предпринимательства, который отнесён к микропредприятиям.
Также в ходе заседания был рассмотрен проект постановления Правительства «О внесении изменений в государственную программу “Содействие занятости населения”», которым вносятся корректировки в действующую редакцию госпрограммы.
С 2021 года прекращена реализация федерального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда». Федеральные проекты «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет», «Старшее поколение», «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» переформатированы в новый федеральный проект «Содействие занятости» нацпроекта «Демография». При этом расширены категории участников мероприятий по обучению. С учётом этого изменены многие плановые значения показателей на 2021–2024 годы. Также добавлена информация об отражении в госпрограмме показателей факторов единого плана по достижению национальных целей и информация об особенностях реализации мероприятий госпрограммы на сельских территориях.
На заседании был рассмотрен проект постановления Правительства «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», который подготовлен для реализации статьи 66 Трудового кодекса, предусматривающей, что форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти.
В этой связи проектом постановления предусмотрена отмена действовавшего с 2003 года постановления Правительства «О трудовых книжках» и предусмотрено, что нормативно-правовое регулирование порядка ведения и хранения трудовых книжек, а также форма трудовой книжки и вкладыша в неё будет осуществляться нормативными правовыми актами Минтруда.
Все рассмотренные проекты постановлений Правительства были поддержаны сторонами РТК.
Кроме того, на заседании были утверждены Рекомендации Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений сторонам социального партнёрства по организации дистанционной (удалённой) работы и по определению категорий работников, в приоритетном порядке временно переводимых на дистанционную (удалённую) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях, подготовленные всеми сторонами комиссии. Так, организацию дистанционной работы (кроме дистанционной работы по инициативе работодателя в исключительных случаях) рекомендуется осуществлять с учётом специфики деятельности работников путём отражения в коллективном договоре, локальном нормативном акте (актах), принимаемом с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, в трудовом договоре, дополнительном соглашении к трудовому договору следующих положений: порядка взаимодействия работодателя и работника, сроков подтверждения получения электронного документа, формы подачи работником работодателю заявлений, режима рабочего времени и времени отдыха и других. Также приведены примеры категорий работников, имеющих приоритетное право на перевод на временную дистанционную работу.