Правительством подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” и Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях” в целях организации деятельности по осуществлению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях». Законопроект закрепляет понятие экологического туризма, заявила Заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко.
Согласно предлагаемым изменениям, в законе о туризме закрепляется понятие «экологический туризм» как туризм, направленный на ознакомление с природными и культурно-этнографическими особенностями местности, способствующий сохранению целостности экосистем и росту социально-экономического благополучия местного населения. В законе предлагается закрепить, что отношения, связанные с осуществлением деятельности в сфере экологического туризма на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), регулируются с учётом особенностей их режима, установленного законодательством.
«Фактически экологический туризм вводится в правовое поле, создаётся законодательная основа для регулирования такой деятельности на особо охраняемых природных территориях. Но главная задача – создать баланс, при котором мы сможем сочетать сбережение дикой природы и развитие заповедных территорий», – заявила вице-премьер Виктория Абрамченко. Она отметила, что таким образом значительно расширяются возможности для развития экологического туризма, в том числе на ООПТ (национальные и природные парки), но с обязательным условием сбережения их ценного биологического и ландшафтного разнообразия, соблюдения всех экологических норм и стандартов.
С этой целью закон об ООПТ предлагается дополнить новой статьёй «Экологический туризм на ООПТ», которая определяет шесть основных критериев экологического туризма. В частности, он должен быть направлен на формирование экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе, вовлечение туристов в волонтёрскую деятельность по сохранению, восстановлению, рациональному использованию природных ресурсов, а также изучению местных особенностей традиционной культуры и природной среды. При этом не допускается использование инфраструктуры, транспорта и оборудования, причиняющих вред окружающей среде, ущерб природным комплексам и объектам ООПТ. Кроме того, не должно быть превышено предельно допустимое значение рекреационной нагрузки на ООПТ, которое будет устанавливаться федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление ООПТ. Неотъемлемой составляющей экологического туризма является направление доходов от него на развитие и поддержку необходимой для этого инфраструктуры и вовлечение в экономическую и социальную деятельность по охране окружающей среды местных жителей.
Отличительными особенностями экологического туризма в границах ООПТ является индивидуальный подход, который предполагает соблюдение установленных для данных территорий ограничений хозяйственной деятельности, в том числе содержащихся в планируемых законопроектом к разработке правилах организации экологического туризма, предельно допустимых рекреационных нагрузок.
Виктория Абрамченко отметила, что правила организации экологического туризма на ООПТ, перечень объектов капитального и некапитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры экологического туризма, а также условия их размещения будут утверждаться Правительством, исполнительным органом власти региона или органом местного самоуправления в зависимости от значения ООПТ (федерального, регионального или местного).
Выработка единых правил организации экологического туризма, определение перечня объектов инфраструктуры экологического туризма и требований к их размещению применительно к ООПТ всех уровней позволит заложить единые основы правового регулирования и понимания сути и содержания экологического туризма на природных территориях. Предстоит определить конкретные виды и типы строений, которые могут быть возведены, их характеристики и требования к их размещению на местности. При этом не должно быть возможности строительства объектов капитального строительства на территории государственных природных заповедников.
В законе также прописывается требование создания Единого реестра туристских ресурсов ООПТ федерального значения, ведение которого будет осуществляться Минприроды. В нём получит отражение перечень объектов инфраструктуры экологического туризма, а также имеющихся туристских ресурсов, используемых для организации экологического туризма.
«Создание такого реестра будет служить инструментом для продвижения таких объектов среди населения, привлечения инвестиций и способствовать увеличению туристского потока. По последним данным, общее число посетителей ООПТ федерального значения превысило 8 миллионов человек, в том числе свыше 6 миллионов посетителей приняли национальные парки России», – прокомментировала вице-премьер.
Виктория Абрамченко подчеркнула, что с учётом того, что Российская Федерация обладает широкой сетью ООПТ, вызывающих своей уникальной флорой и фауной, памятниками природы неподдельный интерес наших граждан и туристов из самых разных стран мира, развитие экологического туризма обладает колоссальным и одновременно недооценённым потенциалом.
По её словам, на сегодняшний день отечественная система ООПТ насчитывает около 12 тыс. таких территорий, некоторые из которых являются объектами Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Их общая площадь с учётом морской акватории составляет более 240 млн га – это порядка 13% площади всей страны. На различных ООПТ доступны посетителям 350 визит-центров, порядка 100 музеев природы с экспозициями о живой природе и историко-культурном наследии территорий. Действует более 40 тыс. км экологических троп и маршрутов.
«Но при этом доля количества посетителей ООПТ достигает лишь 10% от общего турпотока в регионах страны», – констатировала Виктория Абрамченко. Она отметила, что предлагаемые законопроектом изменения, наряду с мероприятиями федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» национального проекта «Экология», позволят в полной мере раскрыть этот потенциал, повысить качество и привлекательность предоставляемых с использованием имеющейся на ООПТ туристской инфраструктуры рекреационных услуг, увеличить добавленную стоимость регионального туристского продукта и привлечь инвестиции в развитие самих ООПТ.