Обсуждались вопросы, связанные с реализацией требований законодательства о любительском рыболовстве, вопросы оборота икры и особо ценных видов рыб, а также меры по совершенствованию контроля за оборотом такой продукции.
В ходе совещания Заместитель Председателя Правительства напомнила, что в сентябре 2011 года был введён мораторий на действовавший в тот период порядок распределения участков для спортивно-любительского рыболовства. Причиной введения моратория послужили действия отдельных региональных органов власти по выделению пользователям рыболовных участков в коммерческих целях.
По поручению Президента был разработан Федеральный закон о любительском рыболовстве, который в полном объёме вступил в силу 1 января 2020 года. Действующее сегодня законодательство регламентирует порядок организации любительского рыболовства и обеспечивает базовое право граждан на свободный и бесплатный доступ к осуществлению любительского рыболовства на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Например, предоставление гражданам услуг по осуществлению любительского рыболовства по путёвкам на определённые виды ценных водных биоресурсов в Байкальском, Дальневосточном, Северном и Восточно-Сибирском рыбохозяйственных бассейнах и в определённых районах. Это необходимо для сохранения водного биоразнообразия и ограничения их бесконтрольного вылова.
В ходе заседания членами правительственной комиссии поддержана инициатива глав ряда регионов о включении в перечень дополнительных районов вылова для организации любительского рыболовства. Речь идёт о создании рыболовных участков в республиках Карелия, Коми, Саха (Якутия), Камчатском и Хабаровском краях, Архангельской, Магаданской, Сахалинской областях, Еврейской автономной области, Ненецком и Чукотском автономных округах. Это позволит усилить контроль за освоением водных биоресурсов, одновременно предоставляя возможность организации любительской рыбалки. В некоторых регионах это даст стимул для развития туристического направления.
На заседании комиссии также обсудили концепцию проекта федерального закона, устанавливающего права граждан на продажу уловов водных биоресурсов при осуществлении любительского рыболовства. Инициатива предусматривает возможность реализации рыбаками-любителями рыбы и рыбной продукции по аналогии с гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, на рынках, ярмарках и в специальных местах, в том числе сдачи уловов организациям, осуществляющим деятельность по производству рыбной и иной продукции.
Участники заседания отметили риски реализации инициативы, а также необходимость создания прозрачных механизмов контроля за выловом. Предлагается проработать вопрос обеспечения ветеринарного контроля и подтверждения законности реализуемого улова.
«По запросу региональных властей мы можем предоставить рыбакам-любителям инструменты для реализации выловленной продукции, но с системной проработкой механизмов контроля и соответствующего учёта. Такие поправки в законодательство должны предусматривать, с одной стороны, поддержку наших граждан, для которых улов, добытый в рамках любительского рыболовства, часто является единственным источником дохода. В ходе обсуждения было предложено использовать для таких граждан хорошо зарекомендовавший себя институт самозанятых. Ещё один важный аспект – не дать легализовать через такие поправки незаконно выловленную, браконьерскую продукцию», – прокомментировала Виктория Абрамченко.
Поэтому, отметила вице-премьер, компромиссным решением станет запуск пилотного эксперимента, прежде всего в Мурманской области, для оценки всех соответствующих рисков. «Наиболее готовыми оказались коллеги из Мурманской области, где рыбаки, проживающие в прибрежных посёлках, ждут такую законодательную инициативу. Поэтому здесь будет запущен эксперимент в пилотном режиме», – сказала Виктория Абрамченко.
Также члены комиссии рассмотрели предложения по контролю за оборотом икры и ценных видов водных биологических ресурсов. Дополнительно обсуждена необходимость введения ограничений объёмов перевозки без документов физическими лицами икры лососёвых рыб в личных целях для предотвращения легализации продукции, полученной в результате браконьерского вылова рыбы. По оценкам Россельхознадзора, среднегодовой объём транспортировки икры авиасообщением достигает 2 тыс. т. Участники совещания отметили, что речь идёт о незаконном обороте продукции, которая не отвечает требованиям безопасности и качества, в промышленных масштабах.
По поручению комиссии будет проработана синхронизация информационных систем ряда федеральных органов исполнительной власти – Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Россельхознадзора и Росрыболовства. Кроме того, предложено проработать механизмы разграничения перевозки икры лососёвых для личного потребления и промышленного использования. В числе предложений – установление требования к перевозке не более 10 кг продукции без электронных ветеринарных сертификатов.
«Граждане, которые живут на Дальнем Востоке и просто везут икру как гостинец родственникам в центральную часть Российской Федерации, не пострадают. А ограничения на перевозку икры в промышленных масштабах, якобы в личных целях, для последующей перепродажи в непонятных и непрозрачных формах, без ветеринарных сертификатов, разумеется, нужно внимательно проработать и ввести», – заключила Виктория Абрамченко.