Совещание прошло в режиме видеоконференции.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы обсудим развитие трансграничной электронной торговли. С этой сферой знакомы все, кто хоть раз заказывал товары в зарубежных интернет-магазинах.
Российский рынок онлайн-торговли динамично развивается. За последние четыре года он вырос в два раза, при этом доля товаров из-за рубежа уменьшилась с 23 до 16%. В первом полугодии этого года объём пересылаемых международных почтовых сообщений сократился на четверть. Сказалось снижение беспошлинного порога ввоза товаров для личного потребления, а также распространение новой коронавирусной инфекции и, соответственно, ограничение международного авиасообщения.
Наша задача – поддержать развитие трансграничной онлайн-торговли и предоставить нашим гражданам возможность заказывать широкий ассортимент товаров из любой страны мира. Должен быть понятный механизм с чёткими правилами работы и регулирования.
Участники совещания
-
PDF
158Kb
Список участников совещания о регулировании трансграничной электронной торговли, 28 июля 2020 года
Необходимо найти сбалансированное решение по условиям работы российских и зарубежных онлайн-площадок, улучшить сервис и скорость доставки товаров.
Есть разные предложения на этот счёт. Среди них – использование таможенных складов на территории нашей страны. Продавцу это позволит сократить ряд издержек, обеспечить стабильный спрос, для потребителя снизит сроки доставки товаров и даст доступ к более широкому ассортименту. Государство же сможет повысить прозрачность таких сделок, защитить права потребителей и увеличить таможенные сборы. Кроме того, появится возможность для реэкспорта. Таможенные складские хабы, которые со временем могут появиться на территории России, можно будет использовать для продвижения продукции на соседние рынки.
На первом этапе целесообразно провести эксперимент по организации такого таможенного склада. Министерством финансов совместно с Федеральной таможенной службой подготовлен проект концепции администрирования товаров, перемещаемых в рамках трансграничной электронной торговли. Предполагается выделение такой продукции в отдельную категорию и создание института оператора, который будет обладать правами на совершение таможенных операций.
Все эти моменты надо сегодня подробно обсудить.
Хочу предоставить слово для доклада генеральному директору «Почты России» Максиму Алексеевичу Акимову.
М.Акимов: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги!
Большое спасибо за возможность доложить соображения, которые вырабатывались в диалоге с федеральными органами исполнительной власти, с нашими коллегами, по подходам к целевой модели регулирования трансграничной торговли. Говорю осторожно о подходах не из-за недостатка решимости, а из-за того, что, как Вы совершенно справедливо только что отметили, Михаил Владимирович, это вопрос сложный, комплексный, затрагивает значительное количество пользователей и интересы разных игроков.
Рынок трансграничной торговли растёт вместе с рынком e-сommerce в целом. При этом хотел бы отметить три важных факта.
Первое – это снижение доли трансграничной торговли в общих объёмах. Второе – это то, что более 80% покупок за рубежом приходится на сегмент от 100 до 2000 рублей, что само по себе говорит о социальном портрете покупателя. Ежегодно на зарубежных интернет-площадках покупают более 40 миллионов жителей нашей страны. И третий факт – это то, что доля трансграничной торговли в общем обороте розничной торговли незначительная, составляет около 1%, но, конечно, это не отменяет того факта, что для отдельных товарных позиций конкуренция со стороны трансграна является очень чувствительной, а иногда и болезненной.
Мировая практика регулирования трансграничной торговли (мы, кстати, провели довольно обширное исследование материала, его коллегам представили) говорит о том, что не сложилось универсальной модели в мире регулирования потоков трансграничной торговли, которая бы доказала свою универсальную эффективность. Но есть несколько тенденций. Как правило, это отсутствие или нулевой порог для налога на добавленную стоимость или подобных налогов. Пример – это Соединённые Штаты Америки, где высокий порог для беспошлинного ввоза, но уплачивается оборотный налог на территории страны в соответствии с законодательством каждого штата. Или Австралия, где платится налог на добавленную стоимость со всей суммы, но довольно опять же высокий порог беспошлинного ввоза. Например, в странах ЕС 170-долларовый порог, но при этом уплачивается опять же НДС по всем отправлениям. Правда, не с нулевой отметки, а с отметки, превышающей 25 долларов.
Есть страны, которые проводят очень жёсткую политику защиты своих товарных рынков, это Индонезия, Турция, Индия, где нулевые пороги и по НДС, и по таможенным пошлинам. Поэтому нам, конечно, нужно итеративно, осторожно искать собственную модель, но смысл предлагаемого эксперимента в том, чтобы не зацикливаться на, скажем так, сложной и обременённой разными обстоятельствами дискуссии с нашими коллегами по Евразийскому экономическому союзу, не стоять на месте, а пробовать новые решения.
Какие цели мы бы предложили? Первое – это сближение условий деятельности для разных игроков, прежде всего для российского офлайн-ритейла и российских интернет-площадок. Это контроль качества товаров, прежде всего мерами нетарифного регулирования, сертификации, улучшение клиентского сервиса для граждан, доступ к ассортименту и, самое главное, к скорости, развитие логистического потенциала страны. Решение по транзиту и доставке на небольшие рынки, которые соседствуют с нами географически, – это наша логистическая работа, которую мы не должны упускать. Это то, на чём мы можем здорово заработать.
Мы разбили для аналитических целей каналы ввоза для личного пользования на пять каналов. Четыре из них существуют сегодня, пятый канал мы не практикуем, это как раз таможенные склады. Говорю это для того, чтобы сразу обозначить смысл предлагаемого решения. Обеспечить конвертацию из канала №3, это покупка товаров для личного пользования физическими лицами, в канал №5, не допустив конвертации из канала №1, это классический импорт, в канал №5, в систему работы таможенных складов. Полагаем, что это решаемая задача, и сейчас я расскажу о предложениях.
Базовая гипотеза покупатель в рамках трансграничной торговли предпочтёт заплатить несколько больше ввиду уплаты НДС и стандартной таможенной пошлины с нулевого буквально порога при существенном сокращении сроков доставки. Это Т+0, доставка в течение суток после клика на онлайн-витрине магазина, до одного-двух дней, если мы будем брать Центральную Россию.
Итак, дизайн инструмента, это введение дифференцированной схемы обложений для стандартных отправлений и таможенных складов. Для таможенных складов, как я уже говорил, уплата таможенной пошлины и НДС, для остальной части электронной коммерции – это проведение системной работы с другими государствами – членами Евразийского экономического союза по снижению порога беспошлинного ввоза. Но, Михаил Владимирович, как показывает практика работы наших соседей, и я в этом убеждён, такое снижение порогов должно и может носить исключительно синхронный характер, иначе логистическая работа перетечёт плавно к нашим соседям ввиду того, что у нас не всеобъемлющие возможности контроля на товарных перетоках на наших границах.
Полагаем, что эта комбинированная модель учитывает и интересы граждан, и интересы внутренних производителей. Мы в значительной степени уравниваем условия с классическим импортом, с завозом товарных партий. При этом таможенные склады будут работать по следующей схеме. Мы помещаем товар по стандартным транспортным документам – это форма «Импорт 70» с указанием стоимости товаров продавца. Самое главное – мы не уплачиваем в этот момент таможенную пошлину и НДС. Второе: мы получаем возможность обработки товара на таможенном складе – мы расконсолидируем его, и технология фулфилмента позволяет нам выпустить конечное почтовое отправление по правилам почтового обмена в адрес конкретного физического лица. Сейчас, в нынешнем режиме, это невозможно. Поставщики стремятся как можно быстрее вывезти товар из склада временного хранения. И мы получаем дополнительные эффекты на логистической работе и на скорости доставки. Уплата НДС и таможенной пошлины со стоимости продавца происходит в момент выпуска товара с таможенного склада. Понятно, что такие логистические мощности должны быть расположены близко к центрам поглощения груза, к центрам потребления.
Мировая практика довольно богата. Отмечу здесь только, что, например, значительная часть товаров, которые уже сегодня продаются на внутреннем российском рынке, на «Яндекс.Маркет», на маркетплейсе «Беру», поставляется от наших соседей. Действительно, уплачивается таможенная пошлина и НДС, но люди предпочитают скорость, особенно по дорогим группам товаров. И мы можем эту ситуацию перевернуть ровно наоборот, когда такой крупный рынок, как Москва, Подмосковье, станет местом консолидации товаров, и уже мы будем в этом плане транзитёром для наших соседей.
Полагаем, что модели регулирования трансграничной торговли в основном учитывают интересы всех участников процесса. Мы предлагаем начать эксперимент с довольно высокой планки. То есть это стандартный налог на добавленную стоимость и стандартные по каждой товарной группе таможенные пошлины. Почему мы говорим об эксперименте? Мы будем внимательно смотреть: если этот продукт не вызовет интереса у площадок или конвертации почтовых отправлений не будет происходить, то, конечно, мы после доклада в Правительство Российской Федерации предложим решение по дополнительному проведению такого эджастмента – по дополнительной калибровке налогов или пошлин, для того чтобы это было интересно и чтобы мы действительно достигли фискального эффекта.
Полагаем, что предлагаемая модель опирается на предложенную Федеральной таможенной службой и Министерством финансов концепцию администрирования трансграничных покупок. Это более удобная форма декларации, таможенный склад, институт оператора. И хотел бы отметить, что мы как один из основных операторов держим 80% потока, доставляя примерно 370 млн посылок в год, более 1 млн в день по линии трансграничной торговли. Полагаем, что эта концепция отвечает и нашим интересам как оператора.
В заключение хотел бы сказать о базовых условиях предполагаемого эксперимента. Это выделение товаров для электронной торговли в отдельную категорию. Обязательные условия для того, чтобы мы могли контролировать декларируемую таможенную стоимость, чтобы мы могли контролировать консолидацию на одном получателе объёмов (чтобы не возникало серого канала квази-B2B2C, когда какой-то гражданин покупает 100, 200, 300 каких-то устройств, подменяя канал классического импорта).
Глубокая интеграция на основе существующих решений между IT-ресурсами почты и IT-ресурсами Федеральной таможенной службы. И соответственно, статус эксперимента с ежеквартальным докладом по согласованному объёму метрик. Это объёмы трафика, объём поступающих в казну платежей, средний срок доставки и отзывы клиентов, уровень их удовлетворённости – поступающие по разным каналам и по разным замерам.
Полагаем, что сохранение статус-кво, притом что, ещё раз хочу сказать, крайне важно вести системную работу по синхронному снижению порога беспошлинного ввоза иностранных товаров, по согласованному графику и согласованным объёмам (это прерогатива, безусловно, по этим предложениям федеральных органов исполнительной власти, я здесь не буду этого касаться), – полагаем, что промедление с запуском этой работы создаёт риски перетока этих логистических решений к нашим соседям – в Белоруссию, Казахстан, к другим нашим соседям, в том числе и не членам Евразийского экономического союза, невзирая на пошлины и налоговые платежи.
О рисках одностороннего снижения порогов беспошлинного ввоза я уже сказал. Они тоже значительные. И безусловно, мы должны купировать риски, связанные с тем, что канал классического импорта (мы с Министерством финансов это долго обсуждали) перетечёт в канал бондового склада. Здесь мы предложили решения, о которых я говорил, – это регистрация маркетплейса, IT-интеграция и работа с почтой ID.
Думаем, что сможем с февраля технологически стартовать – при быстрой подготовке нормативных актов. И хотел Вам, Михаил Владимирович, доложить, что, поскольку мы много инвестируем в современные логистические решения, могли бы начать этот эксперимент в Подмосковье и в Новосибирске – у нас технологическая база для этого есть.
М.Мишустин: Спасибо, Максим Алексеевич.
Действительно, использование таможенных складов может серьёзно активизировать трансграничную онлайн-торговлю, если всё сделать грамотно, расширить участие России в глобальных цепочках. Надо очень внимательно посмотреть на различные возможности, взвесить все за и против для более точной оценки. Абсолютно согласен, надо провести эксперимент с участием «Почты России». И регулярно докладывать, как он продвигается. Максута Игоревича Шадаева прошу совместно с Министерством финансов, Министерством промышленности и торговли, Министерством экономического развития, Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой доработать проект концепции, чтобы представить его на рассмотрение нашим партнёрам по Евразийскому экономическому союзу. Это очень важно. Соответствующее протокольное поручение будет подписано.
<…>